ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИЙ НА УРОВНЕ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ГЕРМАНИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье приводится эмпирическое исследование немецких компаний Volkswagen AG, Bayerische Motoren Werke AG, Mercedes-Benz Group AG в рамках выявления ведущих показателей финансовых результатов и рентабельности корпоративного бизнеса в Германии в обеспечении экономического роста страны через автомобилестроительный сектор с использованием фондового индекса DAX40. В основе работы лежит корреляционно-регрессионный анализ на период с января 2020 года по январь 2024 года. Изученные данные позволяют определить значительное влияние выручки и инвестиционной привлекательности компаний на валовый внутренний продукт (ВВП) Германии и на национальный экономический рост.

Полный текст

Рассматривая корпоративный сектор автомобилестроения в Германии, важно определить показатели, по которым возможно проанализировать экономический рост рассматриваемой страны. Таким образом, мы выделяем следующие показатели для анализа: выручка (Revenue), прибыль (Earnings), прибыль на акцию (EPS), операционная маржа (Operating margin), дивидендная доходность (Dividend yields) и отдельным столпом мы вводим фондовый индекс Германии (DAX 40), как индикатор для состояния экономики страны, отражающий не только финансовые результаты ведущих компаний, но и общие тренды экономического развития [1].

Для последующего анализа необходимо охарактеризовать показатели, то есть дать им теоретическое определение.

Основываясь на различных теоретико-методологических высказываниях относительно терминологии выбранных показателей, мы можем выделить следующие определения:

  1. Выручка – это денежное выражение произведенных товаров и услуг, в ходе экономической деятельности компании, которая формируется в рамках институциональных соглашений, регулирующих правила обмена и признания дохода [2].
  2. Прибыль – это форма прибавочной стоимости в ходе производства, оказания услуг и после вычета себестоимости, а также эффективного управления транзакционными издержками [3].
  3. Операционная маржа – это отношение прибыли к выручке, что показывает конкурентоспособность компании в отрасли и устойчивость бизнес-модели [4].
  4. Прибыль на акцию – это показатель отношения чистой прибыли к количеству акций, который обязательный к раскрытию и оценки инвестиционной привлекательности компании [5].
  5. Дивидендная доходность – это показатель, отражающий долю прибыли, возвращаемый акционерам, как вознаграждение, а также обязателен для раскрытия в отчетах компании и указывающий тенденцию политики компании [6].

Для анализа и построения моделей был выбран временной период с января 2020 года по январь 2024 года. Однако финансовая отчетность компаний зачастую имеет исключительно годовые значения, что затрудняет рассмотрение корреляции данных показателей с фондовым индексом и ВВП в целом. Для большей наглядности рассмотрим показатели в месячном выражении.

В рамках подготовки аналитической части для вычисления месячных значений всех показателей, автором предложен к использованию следующий алгоритм действий:

  1. Найти показатель рыночной капитализации (market capitalization) по выбранной организации по месяцам в необходимом временном периоде
  2. Используя собранную статистику, находим коэффициент сезонности. Для этого нам необходимо использовать следующую формулу (см. формула 1):

 

где КС – коэффициент сезонности;

xn1 – значение на первый месяц отчетного n-ого периода;

xn12 – значение на двенадцатый месяц отчетного n-ого периода;

m – количество месяцев.

В качестве фондового индекса DAX40 авторы предлагают взять этот показатель, как x, так как для Германии используется один фондовый индекс.

Для получения помесячного значения ВВП с учетом коэффициента сезонности, авторами была использована следующая формула (см. формула 2):

 

где n – порядковый номер периода (месяца);

А – начальное значение ВВП с учетом коэффициента сезонности;

КС – коэффициент сезонности;

B – темп равномерного приращения показателя ВВП в течении искомого периода.

Показатель А, имеет следующую формулу для определения значения (см. формула 3):

 

где A – начальное значение ВВП с учетом коэффициента сезонности;

ВВПн – значение ВВП на начало искомого периода;

n – порядковый номер периода (месяца);

B – темп равномерного приращения показателя ВВП в течении искомого периода;

КС – коэффициент сезонности.

Рассмотрим показатель В (см. формулу 4):

 

ВВПк – значение ВВП на конец искомого периода;

ВВПн – значение ВВП на начало искомого периода;

КСн – коэффициент сезонности на начало искомого периода;

КСк – коэффициент сезонности на конец искомого периода;

m – количество месяцев в искомом периоде.

В рамках нашего курсового проекта, авторами будет рассчитан показатель ВВП и финансовые показатели компаний по указанной выше методологии. Исходные значения ВВП были взяты в годовом выражении с статистического бюро World Bank.

Используя заявленные показатели, автором предложено использование корреляционно-регрессионного анализа и множественной линейной регрессии.

 

Таблица 1. Матрица корреляций с ВВП

GDP

Revenue (Х1)

Earnings (Х2)

Operatin Margin (Х3)

EPS (Х4)

Dividend yield (Х5)

DAX (Х6)

Volkswagen

0,65865

-0,225442

0,049343

-0,275041

0,281744

0,879195

BMW

0,647934

0,135979

0,020343

0,204153

0,394625

0,879195

Mercedes-Benz

-0,247102

0,512212

0,46059

0,411496

0,163222

0,879195

 

В результате корреляционного анализа мы можем заметить, что показатели демонстрируют разную степень влияния на ВВП. Показатель, который имеет самую высокую корреляцию – это фондовый индекс, что в свою очередь может быть сигналом о том, что инвестирование в местные компании в основном происходит за счет фондового рынка.

Для правильности построения системы уравнения, авторами было принято решение взять фондовый индекс, как Х3.

Из всех показателей наибольшую степень корреляции показывает выручка (revenue), у таких компаний, как Volkswagen и BMW, а у Mercedes-Benz показатель является отрицательным, что в теории показывает обратную зависимость. Авторами было принято решение взять показатель выручка (revenue), как Х1.

Как второй переменный показатель авторами было принято решение взять прибыль на акцию (EPS). Этот показатель имеет высокую степень корреляции с ВВП у компании Mercedes-Benz, регрессионный анализ также показал высокие значения R2 и критерий Фишера. Авторами было принято решение взять этот показатель, как Х2.

Для последующего решения системы уравнений необходимым является использование одинаковых категорий переменных в экономико-математическом моделировании, вследствие чего, для построения модели выбраны следующие показатели:

Y – валовый внутренний продукт Германии, долл. США;

X1 – выручка (revenue), долл. США;

X2 – прибыль на акцию (EPS), долл. США;

X3 – фондовый индекс DAX40.

Рассчитаем множественную линейную регрессию для компании Volkswagen, получим матрицу (см. таблица 2).

 

Таблица 2. Матрица множественной линейной регрессии компании Volkswagen

 

b3

b2

b1

b0

 

0,082729

1,855319

0,423336

2680,682

 

0,009861

3,388749

0,61419

167,3562

R2

0,777619

113,2825

 

 

F-критерий

65,27352

56

 

 

 

2512950

718643,7

 

 

 

Рассчитаем множественную линейную регрессию для компании BMW, получим матрицу (см. таблица 3).

 

Таблица 3. Матрица множественной линейной регрессии компании BMW

 

b3

b2

b1

b0

 

0,075217

-1,354019

1,894638

2746,492

 

0,008752

2,822735

1,233347

102,4746

R 2

0,785120

111,3556

 

 

F-критерий

68,20355

56

 

 

 

2537189

694404

 

 

 

Рассчитаем множественную линейную регрессию для компании Mercedes-Benz, получим матрицу (см. таблица 4).

 

Таблица 4. Матрица множественной линейной регрессии компании Mercedes-Benz

 

b3

b2

b1

b0

 

0,08182

7,02797

1,47841

2541,34

 

0,00625

2,86817

1,37416

277,158

R 2

0,79538

108,666

 

 

F-критерий

72,5577

56

 

 

 

2570334

661260

 

 

 

Для расчёта уравнений регрессии автором применялся табличный процессор Microsoft Excel, с помощью которого был реализован математический аппарат метода наименьших квадратов. Коэффициент детерминации R2 у всех трех моделей линейной регрессии находится в пределах значимого, что указывает на то, что модель объясняет более 80% вариации результативного признака. Критерий Фишера табличный, в нашем случае, составляет примерно 2, критерии Фишера расчетные у всех трех представленных моделей больше, соответственно, исходя из вышесказанного, модели являются значимыми.

Интерпретируя полученные данные с точки зрения рыночных стратегий каждой выбранной компании, можно отметить, что для Volkswagen такая значимость характеризуется масштабируемостью и диверсификацией бренда, так как концерн охватывает массовый рынок, премиальный сегмент и люксовый, то его финансовые показатели менее подвержены волатильности и сильно зависят от макроэкономических циклов. Для BMW значимость достигается за счет стратегии «премиальности» массового рынка. Для Mercedes-Benz статистическая значимость выделяет ориентацию компании на люкс и премиум сегмент.

Уравнение множественной линейной регрессии имеет вид (см. формула 5):

 

где А – начальное значение ВВП с учетом коэффициента сезонности.

Тогда, для составления системы уравнений, будем использовать следующую формулу (см. формула 6):

 

Исходя из данный формул мы можем составить систему из трех уравнений, где Y – ВВП Германии за декабрь 2024 года равное 4659,92 млрд. долл. США.

Система уравнений принимает вид (см. формула 7):

 

где X1 – выручка (revenue), долл. США;

X2 – прибыль на акцию (EPS), долл. США;

X3 – фондовый индекс DAX40.

Важно отметить, что в системе уравнений (ф-ла 7), коэффициент А (ф-ла 6) уже перенесен в левую часть и вычтен из показателя ВВП.

Для решения систему линейных алгебраических уравнений автором использован метод Крамера, который обозначает способ решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с числом уравнений, равным числу неизвестных, и ненулевым главным определителем матрицы коэффициентов системы [7], также был применен табличный процессор Microsoft Excel. Полученные в результате решения переменные обозначим как оптимальные значения использованных в моделировании показателей для экономического роста Германии.

В результате решения системы уравнения авторами был сделан следующий вывод: выручка компаний должна быть Х1 = 97,74 млрд. долл. США, прибыль на акцию должна составлять Х2 = 11,07 долл. США и значение фондового индекса Х3 = 23175,81 пунктов. Все эти значения будут оптимальным значением для того, чтобы максимизировать результирующий показатель (см. таблицу 5).

 

Таблица 5. Сравнение оптимального значения с компаниями Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz

 

Оптимальное значение

Volkswagen

BMW

Mercedes-Benz

Revenue

97,74

348,88

153,23

156,70

EPS

11,07

19,81

13,25

10,55

DAX

23175,81

21732,05

21732,05

21732,05

 

Анализируя таблицу 5, мы можем сказать, что фондовый индекс DAX40 приближен к реальным значениям, что можно интерпретировать, как положительное влияние фондового рынка Германии на экономический рост страны. Прибыль на акцию наиболее приближена к оптимальному показателю у Mercedes-Benz и составляет 10,55 долл. США на акцию. На 31 декабря 2024 года в свободном обращении находится 951 млн акций у Mercedes-Benz, у компании BMW 627 млн акций, у компании Volkswagen 501 млн акций. Исходя из представленных нам данных авторы могут предположить, что такой высокий коэффициент EPS у Volkswagen обусловлен меньшим количеством акций в свободном обращении, что по мнению авторов может свидетельствовать о финансовой устойчивости компании за счет внутренних резервов, а не привлечения заемных средство с фондового рынка. Рассматривая показатель, выручка можно заметить, что все компании имеют выручку гораздо больше, чем это требуется для максимизации результирующего показателя.

Анализируя решенную систему уравнения, можно сделать вывод, что компания BMW за счет выручки оказывает большее влияние на ВВП, а прибыль на акцию показывает отрицательную динамику для показателя. Компания Mercedes-Benz тоже оказывает влияние на ВВП за счет выручки, однако гораздо большее влияние она окажет через показатель прибыли на акцию, что и подтверждается решенной системой линейных уравнений. Несмотря на то, что у Volkswagen самые высокие показатели среди всех ТНК, он не оказывает сильного влияния на результирующий показатель.

×

Об авторах

А. И. Пузанкова

Донской государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzankova.ai@yandex.ru

студент

Россия, Россия, г. Ростов-на-Дону

Т. С. Медведкин

Донской государственный технический университет

Email: puzankova.ai@yandex.ru

д-р экон. наук, доцент

Россия, Россия, г. Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Исследование корреляционных зависимостей между фондовым индексом Германии DAX и валютной парой EUR/USD / Г.И. Афанасьев, И.Б. Белоногов, Д.А. Булгаков, В.Б. Тимофеев // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 16. – С. 87-93. – EDN YNNXCC.
  2. Кутузова Е.А. Анализ сущности понятий выручка от реализации продукции и выручка от продажи продукции / Е.А. Кутузова, Ю.П. Шаповалова // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: Мате-риалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ, Донецк, 17–20 октября 2017 года / под общей редакцией С.В. Беспаловой. Том 3. – Донецк: Издательство Донецкого национального университета, 2017. – С. 75-76. – EDN YOVJMY.
  3. Гизбрехт Т.А. Инструменты анализа финансового состояния компании, используемые службой экономической безопасности для разработки рекомендаций по увеличению прибыли компании / Т.А. Гизбрехт, М.А. Булатенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-2. – С. 193-198. – doi: 10.17513/vaael.1411. – EDN RZQZXF.
  4. Исраилова З.Р. Коэффициенты рентабельности и маржа в анализе финансовой отчетности / З.Р. Исраилова, М.А. Вахаева // Социально-экономические и финансовые аспекты развития Рос-сийской Федерации и её регионов в современных условиях : Материалы II всероссийской науч-но-практической конференции, Грозный, 19 мая 2021 года. – Грозный: Чеченский государ-ственный университет, 2021. – С. 236-240. – doi: 10.36684/47-2021-1-236-240. – EDN MWZODF.
  5. Трофимова Л. Б. Определение показателя прибыли на акцию в соответствии с МБС (IAS) 33 "Прибыль на акцию" / Л.Б. Трофимова // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 2(152). – С. 6-11. – EDN NCJMHV.
  6. Авидзба, Е. Д. Сущность и понятие дивидендной доходности российских компаний и ее влияние на стоимость акций / Е.Д. Авидзба // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 4(105). – С. 944-947. – EDN ZDIKRQ.
  7. Мироненко Л.П. Теорема умножения определителей и правило Крамера / Л.П. Мироненко, С.В. Кайда // Збірник науково-методичних робіт. – Донецьк: Донецький національний тех-нічний університет, 2011. – С. 222-225. – EDN YOOEDF.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».