THE FRENCH INNOVATION SYSTEM IN PRACTICE: A REGIONAL DEVELOPMENT EXPERIENCE
- Авторлар: Lebedeva M.L.1
-
Мекемелер:
- Moscow International University
- Шығарылым: № 11 (2025)
- Беттер: 166-171
- Бөлім: Articles
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/359122
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-166-171
- ID: 359122
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
This article examines the regional innovation policy system of France during the 5th Republic. The material is presented through a general description of innovative structural units. The research focuses on the established innovation system of France's regions and the political and legal regulations governing the organization of subnational territorial units within these regions. The need to incorporate French experience in organizing a national innovation system into the Russian system of regional governance is identified.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Динамика развития инновационной политики государства отражена через сложившуюся систему инновационной практики регионов, так называемых субнациональных территориальных единиц государства. В качестве предмета исследования выступает система инноваций регионов современной Франции, политико-правовое регулирование поставленных в исследовании вопросов.
Актуальность вынесенной на рассмотрение автором темы обусловлена доминирующим направлением региональной политики в целом, поскольку эта доминанта определяет стабильность и эффективность принимаемых политико-экономических решений относительно государственного регулирования территориями.
Автор поставил перед собой цель – рассмотреть практику французской инновационной политики регионов, выделить возможности рецепции применительно российской системы управления ресурсами. Для достижения поставленной цели и предмета исследования автору необходимо решить следующие задачи: определить содержание понятия «регион», рассмотреть опыт инновационного развития французского региона, выделить специфику практики инноваций французских территорий, соотнести возможности рецепции двух инновационных практик.
Автор понимает под понятием «регион» целостность или часть целого, обладающую признаками гомогенности, когерентности (внутреннего единства, системности); территориальную единицу, имеющую региональные властные институты и специфику управленческих механизмов [5, с. 36-38].
Любая политическая система нуждается в управлении, территория-регион не является исключением. Рост властной роли региональной единицы и возможностей региона – это одна из тенденций современной системы управления, регион приобретает возможность влиять на принятие политических решений. Основное в содержании управляющего воздействия состоит в реализации принимаемых решений [5, с. 36-38].
Современная Франция территориально определена с 1 января 2016 года. Государство поделено на 18 регионов: 13 регионов являются континентальными (Новая Аквитания, Бретань, Бургундия-Франш-Конте, Нормандия, Иль-де-Франц, Корсика, Окситания, Гранд-Эст, О-де-Франс, Овернь-Рона-Альпы, Земли Луары, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Центр-Долина Луары), 5 регионов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта) Конституция Франции определяет как заморские территориальные сообщества [4, с. 117].
В таблице 1 дано представление об административных уровнях Франции V Республики.
Таблица 1. Административное деление метрополии Франции
Наименования территориальных единиц | Годы реформирования | ||
до 2014 | с 01.01.2015 | с 01.01.2016 | |
Регионы в метрополии | 22 | 22 | 13 |
Заморские регионы | 5 | 5 | 5 |
Департаменты в метрополии | 96 | 96 | 96 |
Заморские департаменты | 5 | 5 | 5 |
Городская метрополия | – | 1 | 1 |
Округа | 342 | 336 | 336 |
Кантоны | 4055 | 2074 | 2074 |
Коммуны | 36781 | 36658 | 36658 |
Муниципальные округа | 45 | 45 | 45 |
Представленное административное деление Франции позволяет обнаружить тенденцию сокращения территориальных образований в метрополии и определенную стабильность исторически сложившегося деления Франции на департаменты, округа ( в т.ч. муниципальные округа), кантоны и коммуны.
Для России укрепление инновационной системы является важной задачей современной трансформации политического процесса. Переход к экономике инновационного типа позволит значительно повысить экономический потенциал России. Однако осуществление инновационного развития на практике затруднено политическими решениями властных структур. Речь идет о принятии необходимых решений по вопросам стимулирования инновационной активности.
Территории-регионы становятся реальными субъектами преобразований [3, с. 66-70]. Во всех странах, где проводится инновационная политика регионов, структурные изменения происходили не сразу и не одновременно на всей территории. В первую очередь они коснулись регионов, наиболее подготовленных к новым тенденциям развития.
Возраст инновационной политики Франции составляет более 75 лет. Директор по промышленности Генерального Комиссариата Планирования (Directeur de l’industrie au Commissariat General du Plan), руководитель кабинета министра планирования и обустройства территории (Chef du cabinet du ministre du plan et de l’aménagement du territoire), министра промышленности, министра экономики и финансов, Президент инвестиционного фонда Galaxy Жан-Жак Бонно выделил несколько периодов политики инноваций во Франции.
Инновационные инициативы проявились во Франции с начала ХХ века. Они были представлены через салоны изобретателей и крупные универсальные выставки. Кризис 1930-х годов нанес удар по развитой сети региональных банков, следствием чего политика обустройства территорий стала одним из основных направлений послевоенного восстановления французской экономики. В течение дальнейшего времени политика финансирования региональной промышленности усиливалась открытием границ, повлекшим за собой обострение конкуренции. Второй этап стимулирующей финансовой политики также дал положительные результаты, прежде всего в области создания новых предприятий – тройное количественное увеличение предприятий с 1980 г. по 2007 год (более 300 тыс.). Начиная с 1995 г. в пятилетние планы развития страны включались целенаправленные меры по экономической децентрализации. Функции центральных властных структур были сокращены и сводились к финансированию объектов инфраструктуры национального значения: автомагистралей, железных дорог, университетов, крупных портов, международных аэропортов. Полномочия по финансированию строительства и развитию прочих инфраструктурных объектов были переданы местным органам власти. Децентрализация осуществлялась также путем сдачи различных объектов в концессионное пользование частному сектору.
В настоящее время во Франции осуществляется третий этап государственной финансовой политики по поддержке промышленности и регионов. В рамках этой политики были выделены три приоритетных направления: создание микропредприятий, особый акцент на развитие взаимодействия между крупными и малыми предприятиями (ожидание синергического эффекта сотрудничества), развитие средних предприятий.
Развитие микропредприятий в современной Франции происходит достаточно успешно. Однако их значение пока обнаруживает медленные темпы, что объяснено недостаточностью финансовых компаний, готовых вкладывать средства и заниматься рискованными венчурными инвестициями. В тоже время во Франции в 2008 г. был принят закон, освобождающий от налога на имущество физические лица, инвестирующие денежные средства в развитие молодых компаний с высоким потенциалом роста. Инвестирование может осуществляться напрямую или через Fonds d’Investissement de Proximité. Государственное участие в этой сфере поддержало действия региональных органов власти посредством консультаций, оказания помощи в подборе необходимых документов по финансированию, предоставления иных мер поддержки.
Политика инноваций совершила переход от государственной, централизованной политики на государственном уровне к политике глубокой модернизации предприятий как ключевом факторе внешней конкурентоспособности, с опорой на децентрализованные системы, в которых горизонтально и скоординированно участвуют местные органы власти, университеты и их лаборатории, предприятия и социальные субъекты территорий.
Во Франции изначально политика инноваций стала проводиться в департаменте Иль-де-Франс, основную часть которого составляет Большой Париж [6]. Места сосредоточения высоких технологий демонстрировали быстрый рост промышленного производства, занятости, уровня жизни, резко контрастируя с регионами, где приходили в упадок традиционные отрасли, обнаруживала себя массовая безработица, проявлялись другие кризисные явления.
Анализируя мировую практику исследуемой области, необходимо выбрать приемлемые и применимые меры российской специфике. Наиболее важными представляются три метода: 1) налоговое стимулирование; 2) технологии амортизационной политики; 3) прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые ресурсы.
Расширение удельного веса льгот населению является общей тенденцией, что обеспечивает благоприятный инновационный климат. Льготы регулярно пересматриваются, что позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных направлениях.
Национальные инновационные системы, как фактор обеспечения высокого уровня конкурентоспособности государства, различны [2].
Для инновационной политики Франции характерна особая роль науки, которая рассматривается как государственная сфера. Исторически сложившийся подход нашел свое отражение в структуре инновационной системы страны. Государство принимает активное участие в организации и финансировании инновационного процесса, а финансирование из бюджета на научные исследования по доле в общих расходах находится на втором месте в Европе [6].
В качестве субъектов национальной инновационной системы Франции возможно выделение трех основных категорий: государственные научно-исследовательские учреждения (разработки осуществляются в рамках Национального центра научных исследований – CNRS, Национальный центр здравоохранения и медицины – Inserm, Национальный центр агрономических исследований – Inra и др.); государственные промышленно-коммерческие учреждения (прикладными исследованиями занимается Инновационное агентство Франции); высшие учебные заведения (на 1 января 2017 г. – 70 университетов, 2 политехнических института, 15 прикладных институтов, 4 высшие национальные школы).
Одним из основных ведомств в системе управления региональными инновационными системами является Национальное агентство по инновациям – ANVAR (находится в совместном ведении Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности). Это национальное агентство представляет собой главный центр в области инновационного управления регионами, политика которого строиться на двух основных направлениях: инвестиционная поддержка создания предприятий и разработка инноваций в промышленности, а также продвижение коммерческого использования общественных исследований в промышленный рост посредством продвижения инноваций. Его годовой бюджет составляет 300 миллионов евро [1, с. 307].
Государственная региональная политика Франции координируется Генеральным секретариатом по региональным делам (General Secretariat for regional affair – SGAR) [2, с. 159]. Кроме того, в стране существует большое количество организаций регионального уровня: технические центры, региональные научные парки («технополисы»), региональные центры по инновациям и передачи технологий.
Франция укрупняет образовательные учреждения с целью создания обширной научно-производственной базы инноваций. В регионах создано 14 центров передачи технологий, с которыми сотрудничают 45 университетов и 40 высших технических школ. Между производством и образованием Франции создана единая система – производство финансирует обучение и подготовку специалиста. Министерство образования Франции проводит мероприятия, стимулирующие предпринимательскую активность молодых исследователей: вводит дополнительные квалификации, создает экспериментальные «предпринимательские дома», проводит конкурсы «инициативы молодежи» и пр. [1, с. 308].
Так, например, с 21 по 24 мая 2014 года в Парижском регионе проходила зарубежная образовательная программа «Инновации «по-французски», главной целью которой стал обмен опытом и ознакомление с лучшими практиками представителей инновационной экосистемы России [7].
Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года обозначила стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, задала ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Нормативной основой модернизации и инновационного развития России в настоящее время являются следующие правовые акты: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегия научно-технологичес-кого развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р, Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации», Методические рекомендации по разработке паспорта, типового плана создания (оформления) крупных проектов технологического суверенитета (мега-проектов), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации от 28 августа 2023 г. № 7456п-П13, иные документы стратегического планирования [8].
В целях обеспечения технологического развития и достижения технологической независимости разработан стратегический документ – Концепция технологического развития до 2030 года.
Целью технологического развития является создание технологических условий социально-экономического развития страны в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года.
Перед инновационной Россией стоят три основных задачи:
1) обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий;
2) переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы;
3) технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
Для достижения Концепцией задачи по формированию устойчивого технологического суверенитета, обеспеченного собственными линиями разработки технологий и реализацией проектов в приоритетных отраслях экономики, необходимо выполнение двух ключевых условий:
1) в области критических технологий – установление и поддержание технологического паритета со странами-лидерами;
2) в области сквозных технологий – достижение технологического лидерства за счет создания научно-технологических заделов и потенциала их коммерциализации.
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации» законодательно закрепляет понятие «малая технологическая компания» (МТК), что позволит обеспечить повышение адресности мер государственной поддержки, привлечения потенциальных частных инвесторов, создания стимулов для формирования предложения технологических решений и для повышения спроса на технологические решения [8].
Кроме того, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет разработку федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Департамент стратегического развития и инноваций одним из направлений своей деятельности имеет задачу развития системы государственной поддержки инноваций в субъектах и стимулирование инновационного развития. Перечень компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития (ПИР), утвержденный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (протокол от 24 июня 2016 г. № 3), включает 57 государственных корпораций, акционерных обществ и ФГУП.
В любом случае, для России представляется важным использовать положительный опыт зарубежных государств, создать собственную национальную инвестиционную систему, включающую особенности регионального построения государства.
Авторлар туралы
M. Lebedeva
Moscow International University
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: m.lebedeva@mmu.ru
Candidate of Political Sciences, Associate Professor
Ресей, Russia, MoscowӘдебиет тізімі
- Варламов М.Г. Инновационная среда Франции, Германии, России: сравнительный анализ // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т. 18. № 9. – С. 307-310.
- Кутепов О.Е., Казакова С.П. Инвестиционная деятельность и инновации в странах Западной Европы: Германия, Швеция, Финляндия, Франция // Бизнес в законе. – 2015. – № 6. – С. 152-160.
- Лебедева М.Л. Региональный политический процесс современной Франции // Materialy V Mezinarodni vedecko-prakticka konference «Aktualni vymozenosti vedy – 2009». – Praha. Publishing Hous «Education and Science» s.r.o, 2009. Dil.5. Pravni vedy. Politicke vedy. – С. 66-70.
- Лебедева М.Л. Французский регионализм: политико-правовое исследование // Бизнес в за-коне. Экономико-юридический журнал. – 2015. – № 2. – С. 117.
- Лебедева М.Л. Аспекты понимания термина «регион»: политико-историческая аградация // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. – 2018. – Т. 4. № 2 (14). – С. 30-38.
- Лебедва М.Л. Инновационная политика французских регионов // Доклады ТСХА: Сборник статей. Вып. 291. Ч. I. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2019. – С. 169-172.
- Официальный сайт ОАО «РВК» – государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rvc.ru/pressservice/news/company/41611/.
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:/economy.gov.ru/
Қосымша файлдар
