ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕМУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одним из важнейших инструментов выявления и формирования потребностей туриста является маркетинговое исследование. Проведенное исследование предпочтений потребителей в сфере музыкального туризма в формате анкетирования направлено на выявление реальных предпочтений у респондентов разного социального статуса, пола и возраста. Особое внимание уделялось таким аспектам, как предпочитаемый жанр музыки, выявление причин, по которым респонденты не посещают музыкальные фестивали, а также определение цены, которую потребитель готов отдать за билет и сопутствующие услуги. По итогам исследования составлен портрет музыкального (фестивального) туриста.

Полный текст

Ф. Котлер – основоположник современного маркетинга, определяет маркетинговое исследование как систематическую подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией [1]. Также, Ф. Котлер выделил 5 этапов маркетингового исследования:

1) постановка задачи и определение целей исследования;

2) разработка плана исследования;

3) сбор информации;

4) анализ полученной информации;

5) представление полученных результатов.

Самыми распространенными методами исследования принято считать: наблюдение, опрос или анкетирование, мониторинг, эксперимент, интервью, разведывательное исследование.

Наше исследование предпочтений потребителей в сфере музыкального туризма проводилось в формате анкетирования на платформе «Гугл Формс». Всего в опросе приняло участие 200 человек.

Целью исследования стало выявление спроса на региональном рынке музыкального фестивального туризма. Вопросы содержали открытый характер для детального понимания потребностей потенциальных туристов.

В ходе формирования программы исследования были поставлены следующие задачи:

1) разработать комплекс вопросов для получения точных результатов;

2) выявить наиболее актуальные для респондентов музыкальные жанры, виды и тематики фестивалей;

3) выявить причины, по которым респонденты не посещают музыкальные фестивали;

4) выявить набор дополнительных услуг, которые респонденты хотят увидеть в физическом пространстве (на территории) и в программе фестиваля;

5) оценить готовность респондентов из разных регионов посетить Волгоградскую область ради музыкального фестиваля;

6) выявить действительный диапазон цен, который устраивает большинство респондентов;

7) сформировать вывод о наиболее востребованных видах, формах и тематиках фестивалей.

География исследования: 51% опрошенных из Волгоградской области; 30,5% из Астраханской области; 10% из Самарской; 5% из Воронежской области и меньшее количество респондентов – из Ставропольского и Краснодарского края.

 

Рис.1. Возраст респондентов

 

На основании полученных результатов составлен портрет музыкального туриста. Музыкальные туристы – молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет (возрастная группа «молодежь» составила 66,5% – больше половины от общего числа остальных возрастных групп, прошедших опрос) (рис. 1), работающие в коммерческой сфере, а также самозанятые и студенты. Это представители «креативного класса» крупных городов, которым не хватает впечатлений, определенно нуждающиеся в смене обстановки и разнообразии эмоций во избежание ежедневной рутины.

Исследование показало, что лишь 35,5% человек когда-либо были на музыкальных фестивалях (рис. 2)

 

Рис. 2. Количество респондентов, посетивших музыкальные фестивали

 

Рис. 3. Количество дней, которые респонденты проводят на фестивалях

 

Предпочитают непродолжительные (один или максимум два дня) фестивали, с развитой инфраструктурой и насыщенной программой (рис.3). Так, молодое поколение отдает предпочтение молодежным и арт-фестивалям. А в качестве жанра выбирает не какой-либо конкретный, а мультиформат (совмещение жанров в одном событии) (рис. 4).

 

Рис. 4. Предпочитаемый музыкальный жанр

 

Любят путешествовать – большинство посетило бы город Волгоград, особенно ради ностальгического или молодежного многожанрового фестиваля (рис. 5). По Волгоградской области мнения «за» и «против» посещения почти сошлись, что свидетельствует о наличии влияющих на поведение и выбор туриста факторов, таких как удаленность территории и время в пути.

 

Рис. 5. Предпочтения респондентов по региону

 

В основном, путешествовать предпочитают с друзьями либо с семьей с детьми (рис. 6). Несмотря на молодой возраст респондентов, имеет смысл предлагать продукты и решения (в том числе инфраструктурные), учитывающие потребности семьи с детьми. Например, музыкальный фестиваль «Дикая мята» имеет несколько площадок, объединенных в «территорию детства», с соответствующей инфраструктурой и развлечениями [2].

 

Рис. 6. С кем предпочитают путешествовать

 

Респонденты предпочитают либо снять номер в гостинице, либо проживание на природе в формате кемпинга (рис. 7).

 

Рис. 7. Предпочитаемая территория для проведения фестиваля

 

При этом, в качестве локации, места проведения фестиваля, выбирают парковую или лесную зону, а также городскую набережную (рис. 8).

 

Рис. 8.  Предпочитаемый вид размещения на музыкальном фестивале

 

Среди дополнительных услуг на территории самого фестиваля респонденты отмечают необходимость наличия разнообразных зон с едой, досуговых площадок (например, площадки для мастер-классов) и считают обязательным наличие комфортных санитарных удобств (рис. 9).

 

Рис. 9. Приоритетные дополнительные услуги на территории

 

Респонденты, принявшие участие в опросе, большинство которых проживает на территории ЮФО, обладают платежеспособностью, стремящейся к нижнему значению. За билет готовы отдать денежную сумму в диапазоне ровно 500 рублей и от 500 до 1000 рублей (рис. 10). При этом максимальным значением являлась сумма в 5000 рублей и более за билет, являющаяся приемлемой в центральных регионах.

 

Рис. 10. Предпочитаемая респондентами стоимость входного билета

 

О проблеме платежеспособности респондентов, большинство которых составили жители ЮФО, свидетельствует факт выбора значения «дороговизна» среди причин, которые повлияли на решение о приобретении билета на фестиваль (рис. 11).

 

Рис. 11. Влияющие на выбор потребителя факторы

 

Еще одна распространенная причина – недостаток времени. Полученный результат свидетельствует о том, что недостаток времени может означать как стандартное отсутствие мотивации на покупку билета, вероятно, в связи с неинтересной программой и (или) приглашенными артистами или по другим личным причинам, так и тот факт, что фестивали проходят в не особо комфортное для туристов время. Например, среди недели в будние дни, в некомфортных погодных условиях или не в сезон отпусков. Также, для музыкального туриста, преимущественно из ЮФО, учитывая выбранный диапазон проведения события в 1-2 дня, билеты стоимостью свыше 1000 рублей воспринимаются как дорогие и заставляют сомневаться в покупке билета и находить дополнительные, обосновывающие стоимость ценности в предложении. Можно утверждать, что музыкального туриста интересует такой вид турпродукта, как фестивальные туры (рис. 12). Основные услуги, входящие в тур – проживание и трансфер. Дополнительные – питание и экскурсии. Приемлемым считают тур стоимостью до 10000 рублей или от 10000 рублей до 15000 рублей, состоящий из основных услуг в виде проживания, трансфера и входного билета (рис. 13).

 

Рис. 12. Выбор потребителей в пользу фестивальных туров

 

Рис. 13. Предпочитаемая стоимость фестивального тура

 

В рамках вопроса о сувенирной продукции, среди предложенных вариантов (одежда с символикой фестиваля; сделанные своими руками изделия (игрушки, аксессуары); стикер-паки с символикой фестиваля; термокружки или кружки с символикой или без символики фестиваля; значки, брелоки, магниты с символикой фестиваля или изображением любимого исполнителя) в большем количестве респонденты готовы приобрести одежду с символикой фестиваля (от 500 до 1000 рублей). За все остальные позиции респонденты готовы заплатить 300-500 рублей. Исключение – термокружки или кружки, тут мнения практически сошлись на стоимости 300-500 и 500-1000 рублей (Рис. 14).

 

Рис. 14. Предпочтения по выбору сувенирной продукции

 

Таким образом, по результатам исследования составлен портрет музыкально-фестивального туриста, определены виды и тематики музыкальных фестивалей, которые респонденты посетили бы в будущем. Выявлены основные причины, по которым респонденты не посещают фестивали – инфраструктурные, маркетинговые проблемы, а также высокая стоимость билетов. Сформирован набор дополнительных услуг, а также отмечен положительный прогноз касаемо готовности респондентов из разных регионов посетить Волгоградскую область. Выявлен действительный диапазон цен, сформирован портрет музыкального туриста. Выполнены задачи, поставленные в рамках исследования.

×

Об авторах

А. И. Ковалева

Волгоградский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alinakovaleva02@inbox.ru

магистрант

Россия, Россия, г. Волгоград

Е. В. Стельник

Волгоградский государственный университет

Email: alinakovaleva02@inbox.ru

канд. истор. наук, доцент 

Россия, Россия, г. Волгоград

Список литературы

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2007. – 200 с.
  2. Дикая мята, территория детства // Дикая мята: [сайт]. [2025]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintmusic.ru/children.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».