THE ROLE OF PRIVATIZATION IN THE STATE PROPERTY MANAGEMENT SYSTEM

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

This article examines the institutional and economic role of privatization in the state property management system. Particular attention is paid to the benefits and risks of privatization processes, as well as issues of ensuring transparency in privatization processes. Based on the analysis, conclusions are drawn about the need for a balanced approach in the privatization process, ensuring a balance between the economic interests of business and the state.

Толық мәтін

Приватизация занимает центральное место в системе управления государственным имуществом, поскольку представляет собой не только механизм передачи собственности от государства частным субъектам, но и сложный процесс институциональной перестройки, влияющий на всю экономическую систему. В условиях перехода к рыночной экономике, формирования конкурентной среды и развития частного предпринимательства значение приватизации особенно велико. Она становится инструментом оптимизации структуры собственности, повышения эффективности управления и перераспределения экономических функций между государством и частным сектором.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158 «О Стратегии «Узбекистан – 2030» среди приоритетных направлений развития и либерализации экономики поставлены следующие задачи:

- доведение объема рынка ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, до 8 миллиардов долларов;

- включение акций 40 предприятий с участием государства в «Народное IPO», внедрение механизмов стимулирования населения к участию в IPO;

- приватизация банков и сохранение в распоряжении государства 3-4 банков, привлечение на банковский рынок не менее 4 крупных авторитетных зарубежных банков;

- доведение доли негосударственного сектора в экономике до 85 процентов, уменьшение в 6 раз количества 2,3 тысячи предприятий, имеющих государственную долю [1].

Определены основные целевые показатели приватизации на 2025 год:

(а) реализацию государственных активов и земельных участков на сумму 30 триллион сумов и обеспечение поступления не менее 10 триллион сумов;

(б) выставление на торги долей в уставном капитале 115 обществ, 659 объектов недвижимости, принадлежащих государству и предприятиям с участием государства, а также 6,1 тысячи гектаров земельных участков;

(в) выставление на торги на первоначальном этапе права пользования не менее чем 30 месторождениями и участками полезных ископаемых [2].

Приватизация является важным элементом модернизации государственного управления и обеспечивает долгосрочные структурные изменения в экономике [3]. Одной из ключевых ролей приватизации является повышение эффективности управления государственными активами. Государственные предприятия традиционно характеризуются ограниченной гибкостью в принятии решений, высокой зависимостью от государственного финансирования и недостаточными стимулами к инновациям. Во многих странах именно эти причины привели к снижению конкурентоспособности государственного сектора. Предприятия, находящиеся под контролем государства, часто демонстрируют более низкие показатели эффективности из-за несовершенной системы мотивации, отсутствия прямой заинтересованности собственника и слабого контроля за результатами [4].

Частный сектор обладает значительными преимуществами: интерес к максимизации прибыли, необходимость оптимизировать расходы, давление конкурентной среды, ответственность перед инвесторами. Всё это стимулирует предпринимателей к модернизации оборудования, повышению квалификации персонала, внедрению передовых технологий и улучшению качества продукции. Как показывает практика, приватизированные предприятия в большинстве случаев становятся более прибыльными и устойчивыми, что подтверждают международные сравнительные исследования [5].

Приватизация играет важную роль в перераспределении функций между государством и рынком. Чрезмерная вовлечённость государства в хозяйственную деятельность приводит к неэффективному распределению ресурсов, уменьшению стимулирующей роли конкуренции и снижению темпов экономического роста [6]. В частности, по итогам 2024 года количество предприятий с государственной долей более 50% составило 1 819, из которых 885 (49%) являются бесперспективными, и в связи с их неэффективной деятельностью принимаются меры по приватизации и ликвидации [7]. Государство концентрируется на выполнении ключевых политических, социальных и стратегических задач – обеспечении безопасности, развитии инфраструктуры, образовании, здравоохранении и поддержке социально уязвимых групп населения.

Приватизация становится инструментом оптимизации структуры экономики и рационального распределения ролей между государством и бизнесом. В частности, в 2021-2024 годах приватизировано более 500 хозяйственных обществ и государственных унитарных предприятий с участием государства и около 3,4 тысячи объектов недвижимости, ликвидировано 1 027 предприятий и реорганизовано 964. В результате приватизации государственных активов создано около 36 тысяч новых рабочих мест. В результате последовательных мер, направленных на создание более благоприятных условий для предпринимателей, частному сектору оказано более 50 государственных услуг [7].

Существенное значение приватизация оказывает на развитие конкурентной среды. В условиях монополизированной экономики, где большая часть отраслей принадлежала государству, отсутствовали стимулы к снижению издержек, внедрению новых технологий и повышению качества продукции. Приватизация разрушает монопольные структуры, формируя условия для появления новых участников рынка. Институциональная экономическая теория Д. Норта подчёркивает, что эффективная конкуренция возникает только при наличии множества независимых экономических агентов, что невозможно без сокращения доли государства в экономике [8].

В Республике Узбекистан в целях развития предпринимательства, эффективного использования зданий и сооружений в последние годы была проведена масштабная работа в рамках программы приватизации. С 2021 по 2024 годы были реализованы государственные активы на сумму 47 триллионов сумов – это в 30 раз больше, чем за предыдущее десятилетие. В результате число предприятий с государственной долей сократилось вдвое, а доля государства в экономике – на 13 процентов. Существенно повысилась и эффективность приватизированного имущества [9].

Анализ основных показателей приватизации за 2024 г. (рис. 1) показывает, что наибольшее число приватизированных объектов приходится на Ташкентскую область – 319 единиц, что составляет 18,6% от общего объёма реализации. Наименьший показатель наблюдается в городе Ташкент – 68 объектов, или 4% от общего объёма реализации.

 

Рис. 1. Показатели приватизации в региональном разрезе за 2024г. [10]

 

Таким образом, приватизация не только способствует расширению числа участников рынка, но и формирует механизмы естественного экономического отбора, при котором выживают наиболее эффективные производители.

Кроме этого, население так же активно участвует в процессе приватизации. Так, в ноябре 2024 года в рамках программы «Народное IPO» впервые населению было продано более 3 миллионов акций Республиканской товарно-сырьевой биржи, и около 11 тысяч человек стали акционерами [7].

Не менее важной является инвестиционная роль приватизации. Приобретение государственного имущества частными инвесторами предполагает значительные финансовые вложения в модернизацию активов, расширение производства и улучшение организационной структуры предприятия. По данным Всемирного банка, приватизация в странах с переходной экономикой способствовала росту прямых иностранных инвестиций и усилению технологического развития [11].

В результате проведенной работы по трансформации и приватизации банковского сектора за последние пять лет капитал банков увеличился в 2 раза, а объем ежегодного кредитования – в 2,3 раза. Государственные доли в «Ипотека-банке», «Узагроэкспортбанке» и «Пойтахтбанке» проданы иностранным инвесторам, создано 8 новых частных банков. Доля банковских активов с государственной долей снизилась с 85% до 65% [7].

Благодаря приходу частных инвесторов предприятия получают возможность привлекать современные технологии, опыт международного менеджмента, новые методы организации труда.

Фискальная роль приватизации заключается в пополнении государственного бюджета. Продажа государственных активов приносит значительные разовые доходы, которые могут быть использованы на финансирование социальных программ, строительство инфраструктуры, поддержку регионов и погашение государственного долга.

Анализ поступления средств от реализации государственных активов за период 2020-2024 гг. показывает (табл. 1), что в 2024 г. по сравнению с 2020 г. поступление средств увеличилось в 13,2 раза.

 

Таблица 1. Динамика поступления средств от реализации государственных активов за период 2020-2024гг. (млрд.сум) [10].

Годы

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

2024г.

Отношение поступления средств в 2024г. к 2020г.(раз)

Поступление средств (млрд.сум)

456,4

3809,4

6651

9172,8

6003,7

13,2

 

Анализ данных в таблице 2 показывает, что лидерами по обеспечению поступления средств за 2024 г. являются центральный аппарат Агентства по управлению государственными активами – 2 508,5 млрд.сум (41,8%), по регионам – г. Ташкент – 1 625,1 млрд.сум (27,1%), Ташкентская область – 482,2 млрд.сум (8%).

 

Таблица 2. Показатели по поступлению средств от приватизации в региональном разрезе за 2024 г. [10]

 

Поступление средств от реализации госактивов

млрд.сум

% к итогу

Республика Узбекистан

6003,7

100

Республика Каракалпакстан

62,3

1,0

области:

  

Андижанская область

66,8

1,1

Бухарская область

199,7

3,3

Джизакская область

93,2

1,6

Кашкадарьинская область

103,2

1,7

Навоийская область

135,9

2,3

Наманганская область

71,9

1,2

Самаркандская область

189,3

3,2

Сурхандарьинская область

68,8

1,1

Сырдарьинская область

63,6

1,1

Ташкентская область

482,2

8,0

Ферганская область

127,2

2,1

Хорезмская область

206

3,4

город Ташкент

1625,1

27,1

Центральный аппарат Агентства по управлению госактивами

2508,5

41,8

 

Однако приватизация несёт и серьёзные риски. История реформ в ряде стран показывает, что поспешная или непрозрачная приватизация может привести к негативным последствиям: формированию олигархических структур, концентрации собственности в руках узкого круга лиц, росту социального неравенства. Дж. Стиглиц отмечает, что приватизация в условиях слабых институтов без должного контроля может усиливать коррупцию и подрывать доверие общества к реформам [12]. Для снижения подобных угроз необходимы прозрачные процедуры продажи активов, строгий контроль со стороны государства и развитие механизмов общественного мониторинга.

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан основными принципами приватизации государственного имущества являются:

- законность;

- открытость и прозрачность;

- подотчетность;

- обеспечение равной конкурентной среды;

- недопустимость коррупции [13].

Особое внимание законодательство должно уделять защите стратегически значимых отраслей, таких как оборона, энергетика, транспортная инфраструктура. Это позволяет обеспечить баланс между экономической эффективностью и национальными интересами.

По состоянию на 01.01.2025 года в Центральном депозитарии учитываются ценные бумаги 688 акционерных обществ, общий объём выпусков акций по номинальной стоимости превысил 214 700,09 млрд. сум, что в количественном выражении составляет более 23 784,30 млрд. штук акций. По состоянию на 01.01.2025 года доля государства в уставных фондах в 261 АО составляет 171 604,8 млрд. сум (в т.ч. в Центральном депозитарии учитывается доля государства 239 АО на сумму 171 523,3 млрд. сум) [14].  Данные цифры показывают еще о большом потенциале приватизации государственных активов.

В целом приватизация играет комплексную, многогранную роль в системе управления государственным имуществом. Она способствует повышению эффективности использования ресурсов, формированию конкурентной среды, развитию инвестиционного климата, укреплению бюджетной системы и модернизации экономики. Однако эффекты приватизации неоднозначны и зависят от качества государственных институтов, прозрачности процедур и соблюдения принципов социальной справедливости.

В данном случае необходимо отметить, что внедрение современных цифровых решений, таких как электронная торговая площадка «E-auksion», стало важным шагом в сторону повышения эффективности и прозрачности приватизационных процессов. Однако на сегодняшний день может возникнуть проблемы с кибератаками на систему проведения торгов, что является актуальной проблемой многих электронных торговых площадок. В связи с этим на сегодняшний день важным моментом является усиление систем безопасности электронной торговой площадки, в том числе с применением искусственного интеллекта. 

 В условиях грамотного государственного регулирования приватизация становится инструментом устойчивого экономического развития, повышающим эффективность национальной экономики и качество жизни населения. В противном случае она может породить социальные и экономические дисбалансы, препятствующие развитию страны. Поэтому государственная политика в сфере приватизации должна сочетать экономическую целесообразность, социальную ответственность и стратегическую ориентацию.

×

Авторлар туралы

T. Kadirov

Center for Research on Problems of Privatization and Management of State Assets under the Agency for Management of State Assets of the Republic of Uzbekistan

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ktohirjan@gmail.com

Senior Researcher

Ресей, Uzbekistan, Tashkent

Әдебиет тізімі

  1. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158 «О Стратегии «Узбекистан – 2030».
  2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Программе приватизации на 2025 год» 21 ап-реля 2025 г., № УП-70.
  3. Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Инфра-М, 2021.
  4. Глинкина С.П. Переходная экономика: особенности трансформационных процессов. – М.: Наука, 2018.
  5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2020.
  6. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. – М.: Евразия, 2019.
  7. Постановление Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О результатах изучения мер по сокращению государственного участия в экономике и дальнейшему ускорению процессов приватизации» 22 июля 2025 г., № ПК-212-IV.
  8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд «Начала», 2021.
  9. Обсуждены приоритетные задачи в области приватизации // сайт Президента Республики Узбекистан. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/7979.
  10. Информация сайта Национального комитета Республики Узбекистан по статистике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stat.uz/uz/.
  11. World Bank. Privatization: Principles and Practice. – Washington, 2018.
  12. Stiglitz J. Whither Socialism? – Cambridge: MIT Press, 2019.
  13. Закон Республики Узбекистан «О приватизации государственного имущества» от 14 фев-раля 2024 г., № ЗРУ-907.
  14. Отчёт АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» по итогам деятельности за 2024 год.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».