ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Авторы: Ганеева Л.Д.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: № 11 (2025)
- Страницы: 70-75
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/359067
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-70-75
- ID: 359067
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе рассматриваются современные тенденции в области стратегического планирования и научно-технологического развития. В рамках теоретических основ рассматриваются перспективы и возможности использования искусственного интеллекта в структурных элементах стратегического планирования в сфере научно-технологического развития. Отмечается, что в условиях секционного давления и технологической изоляции для России особенно актуальны модернизация долгосрочного прогнозирования, повышение гибкости и адаптивности стратегических решений в реализацию целей технологического суверенитета. Рассмотрен потенциал предиктивных моделей искусственного интеллекта, способных строить сценарные прогнозы, что потенциально способно повысить оперативность управленческих решений. Подчеркивается необходимость дальнейшей разработки методологической базы, стандартизации и нормативного закрепления новых инструментов прогнозирования для их эффективной интеграции в систему государственного стратегического управления.
Полный текст
Государственная научно-инновационная политика становится одним из основополагающих направлений, способствующих интенсивному росту экономики страны. В мировой практике наблюдается активизация программного подхода в реализацию ключевых технологических инициатив, в разных странах формирование подходов к стратегическому планированию в области научно-технологи-ческого развития основывается на факторах, зависящих от специфики функционирования экономической системы. К примеру, в развитых странах с преобладающим рыночным механизмом можно наблюдать дифференциацию инструментов финансирования инициатив в области инновационного развития, где задействованы не только бюджетные механизмы, но и активность институциональных инвесторов. Стратегии в области науки и инноваций в этих странах являются инструментом для формирования акцентов и ориентиров на микро- и макроуровнях. Страны со смешанным типом экономической системы, использующие не только рыночные механизмы, но и высокую концентрацию централизованных ресурсов формируют стратегии развития как фундаментальную основу для приоритизации финансирования научно-инновационных нап-равлений. В этой связи, пример Российской Федерации – страты, обладающей смешанным типом экономической системы, представляется достаточно показательным с точки зрения функционирования механизма стратегического планирования, как одного из ключевых инструментов распределения централизованных ресурсов в области науки и инноваций. Диспропорциональное соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования науки и технологий в России приводит к значительному отставанию от развитых стран по показателю валовых внутренних расходов на исследования и разработки в % от ВВП (табл. 1) [15, 16].
Таблица 1. Валовые внутренние расходы на исследования и разработки % от ВВП,
2019-2023 год [15, 16]
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
CША | 3,1 | 3,4 | 3,5 | 3,5 | 3,4 |
Китай | 2,2 | 2,4 | 2,4 | 2,5 | 2,6 |
Япония | 3,2 | 3,3 | 3,3 | 3,4 | 3,4 |
Южная Корея | 4,4 | 4,5 | 4,6 | 4,8 | 5 |
Германия | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,1 |
Россия | 1 | 1 | 0,9 | 0,8 | 0,9 |
Здесь важно подчеркнуть, что динамика структуры вложений в НИОКР отображает не столько перспективы институционального развития, сколько совокупность таких факторов как:
- значительная большая конкурентная среда в развитых странах;
- высокая венчурная и инвестиционная активность в странах-лидерах;
- преимущества в количестве кадровых ресурсов у стран-лидеров.
В этой связи представляется особо актуальным изучение вопросов модернизации процесса стратегического планирования в области научно-технологического развития Российской Федерации, как фундаментального элемента реализации государственных задач. В нашей стране стратегическое планирование в данной области решает масштабные цели, связанные с формированием научно-техно-логических резервов, которые позволяют не только сохранить, но и существенно повысить свою конкурентоспособность на новых, быстро формирующихся рынках, обеспечивая тем самым долгосрочное технологическое превосходство и экономическую стабильность.
Исследователи в области социально-экономического развития уделяют особенное внимание модернизации долгосрочного планирования в России с учетом ухудшения торгово-экономических отношений с развитыми странами и введения масштабных санкций. Широв А.А. в своей работе «Развитие российской экономики в среднесрочной перспективе: риски и возможности» подробно анализирует ключевые вызовы, обусловленные введением масштабных санкций [14]. В данной работе обосновывается актуальность инвестиционной активности государства и необходимость структурно-технологической перестройки национальной экономики. Целеполагание в рамках технологического суверенитета рассматриваются как главные ограничения для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе [14]. Автор подчеркивает, что период вынужденного снижения качества экономического роста должен быть краткосрочным, а в дальнейшем приоритет должен быть отдан качественной компоненте роста, что требует системных изменений в экономической политике и стратегическом планировании.
Аганбегян А.Г. к вопросу о необходимости создания современной системы стратегического планирования, приходит к выводу, что для выхода России на траекторию опережающего роста и достижения уровня развитых стран к 2030-2035 гг. необходимо не только повысить качество и научную обоснованность плановых заданий, но и обеспечить их реальную увязку с системой стимулов, мониторинга и корректировки [4]. В данной работе виден акцент на возвращении к классическим формам пятилетнего планирования, пусть и с адаптацией к рыночным условиям. Тем не менее, такой подход может недооценивать современные вызовы цифровой трансформации и быстроменяющейся глобальной среды. Жесткие централизованные планы, даже если они гибко корректируются, рискуют оказаться недостаточно оперативными и адаптивными к новым технологическим трендам и экономическим шокам. В этом контексте более эффективным представляется использование гибких, модульных инструментов стратегического управления, которые позволяют быстрее реагировать на изменения и корректировать цели и ресурсы.
Ленчук Е.Б. исследуя новые модели и подходы в стратегическом планировании в перспективе технологического суверенитета подчеркивает актуальность модернизации прогнозирования в условиях беспрецедентных санкций и геополитической неопределенности [11]. Автор акцентирует внимание на том, что органы государственной власти должны взять на себя роль координатора, обеспечивающего согласование краткосрочных мер с долгосрочными целями, поскольку «инструментом снижения влияния неопределенности выступает стратегическое планирование как процесс определения целей и инструментов их достижения» [11]. Это особенно актуально в контексте реализации Концепции технологического развития до 2030 г., где точность прогнозов и гибкость управления напрямую влияют на достижение национальных интересов. Как отмечает автор, «…архитектура документов стратегического планирования до сих пор не выстроена» и предлагает переход к индикативному планированию, создание межведомственных координационных структур и разработку стратегии развития самого процесса планирования [10].
Исследователи справедливо подчеркивают необходимость мобилизации ресурсов на приоритетных направлениях, сохраняя роль государственных органов как координаторов. В этом контексте модернизацию стратегического планирования посредством инновационных технологий представляется актуальным рассматривать как перспективный инструмент, способный повысить качество и адаптивность прогнозирования в государственном управлении.
Еще одним из самых значимых трудов для теоретико-методологической составляющей исследования вопроса о перспективах модернизации стратегического планирования является монография «Государственное управление научно-инновационным развитием» под редакцией В.И. Кушлина в соавторстве с Гапоненко Н.В., Ищенко Е.Г., Мельниковым Р.М., Фоломьевым А.Н. и Устенко В.С. [7]. В данной работе приводятся примеры подходов к финансированию научно-инновационных программ и проектов в современной мировой практике, изучены стратегические направления и тактические меры поддержки науки и технологий в странах, раскрыты методологические основы промышленной политики. Относительно стратегического развития в области науки и технологий в России, авторы обращают внимание на важность венчурных инвестиций в технологические стартапы и научно-исследователь-ские проекты. Также выделяют необходимость государственного и частного партнерства в вопросе софинансирования научных организаций. Также авторы отмечают, что диверсификация высокотехнологичного производства важна в России, даже с учетом смены экономических циклов, поскольку возможности экспорта российских товаров в современных условиях представляются недостаточными [7].
Кроме того, что можно согласиться с данными положениями, хочется отметить, что в поддержке стартапов на данный момент участвует достаточно много государственных и коммерческих корпораций, ключевые из которых «Ростех», «Роснефть», «Гаспромнефть», «Сибур», «Сбер» и «Сколтех». Актуализируя заключения авторов необходимо отметить, что на данный момент участие в нормативном сопровождении программ и проектов государственной поддержки высокотехнологичных стартапов участвуют федеральные органы исполнительной власти: Минобрнауки России, Минпромторг России, Минцифры России, Минздрав России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минэнерго России. В этой связи наблюдается усиление государственнойой поддержки технологических инициатив усиливается в том числе за счет расширения участия и представительства государственных органов.
В этой связи можно отметить, что в третьем десятилетии XXI века в России начинают реализовываться направления научно-иннова-ционного развития. Функционируют программы, охватывающие более широкий спектр человеческих ресурсов, взаимодействие которых также следует учитывать при разработке модели интеграции инноваций в систему стратегического планирования. В этом ключе обосновывают выводы Филин С.А. и Якушев А.Ж. в исследовании на тему «Организационные и административные рамки цифровой экономики». В условиях модернизации системы социально-экономичес-кого развития аппарат управления нуждается в поддержании высокого уровня квалифицированности кадров [13]. Участие уже трудоустроенных специалистов в различного рода курсов повышения квалификации в сфере применения ИКТ в своей профессиональной деятельности – неотъемлемая часть успешного функционирования организаций [13].
Особое внимание выявлению конкурентных преимуществ и потенциала экономического роста страны уделяет Николаев И. А. в работе на тему «Концепция экономической сложности как теоретическая основа выбора экономической стратегии России в условиях масштабных внешних ограничений». Автор подчеркивает основной элемент - уровень производственных знаний и технологических компетенций, отраженный в экспорте, и приходит к выводу о том, что этот уровень служит индикатором перспектив экономического роста и позволяет не только более точно прогнозировать макроэкономическую динамику, но и формировать стратегические приоритеты развития, опираясь на реальные возможности экономики [12].
Необходимость структуризации долгосрочного прогнозирования посредством многовариантных сценарных исследований обосновывается в работе Доржиевой В.В. Автор отмечает недостаточную системность и ресурсное обоснование многих региональных стратегий, что снижает их результативность [8]. В этой связи важно отметить, что региональные стратегии, ориентированные на целеполагание на уровне субъектов Российской Федерации, обладают специфическими механизмами и особенностями функционирования. Поэтому обоснование актуальности модернизации стратегического планирования в области научно-технологического развития целесообразно проводить с учетом различных уровней управления и классифицировать соответствующие подходы по этим уровням.
В условиях современной геополитической реальности ключевым элементом стратегического планирования в государственном управлении становится детальное прогнозирование, позволяющее одновременно преодолевать текущие вызовы, обусловленные разрывами в производственно-технологических цепочках и импортозамещении в критических отраслях, и формировать научно-технологи-ческие заделы для укрепления позиций на перспективных рынках. В соответствии с главой 6 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогноза на федеральном уровне, являются [1]:
- прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
- стратегический прогноз Российской Федерации;
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
- бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.
В свою очередь, пункты 28–32 Стратегии научно-технологического развития России подчеркивают важность «формирования эффективной системы управления в области науки, технологий и производства, и осуществления инвестиций в эту область» как ключевой меры государственной политики, которая служит фундаментом для разработки программ и проектов в данной сфере. Такая системность в управлении требует применения современных инструментов прогнозирования, способных учитывать сложность и динамичность текущих вызовов.
В этом контексте предиктивные модели, основанные на методах машинного обучения, нейросетевых архитектурах и анализе больших данных, открывают новые возможности для стратегического планирования. Они способны выявлять нелинейные взаимосвязи, распознавать слабые сигналы и строить сценарные прогнозы с учетом широкого спектра факторов, что значительно повышает адаптивность и точность прогнозов. Использование искусственного интеллекта в государственном стратегическом планировании позволяет создавать динамически адаптирующиеся модели, которые оперативно реагируют на изменения во внешней и внутренней среде, снижая предиктивные ошибки и повышая качество принимаемых решений. Таким образом, интеграция искусственного интеллекта в систему научно-технологического прогнозирования становится необходимым шагом для реализации целей, заложенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Однако на данном этапе методологическая база предиктивных технологий искусственного интеллекта в сфере научно-технологичес-кого развития требует детальной проработки с учетом настоящих потребностей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за техническую часть формирования и корректировки государственных программ и проектов. Несмотря на значительный потенциал искусственного интеллекта в моделировании альтернативных сценариев и анализе больших данных, его интеграция в процессы стратегического прогнозирования пока остается фрагментарной и требует выработки единых стандартов, методик и нормативно-правового обеспечения.
Таким образом, проведенный обзор позволил определить, что стратегическое планирование в сфере научно-технологического развития Российской Федерации находится на этапе глубоких преобразований, вызванных как внешними, так и внутренними вызовами. Усиление санкционного давления, технологическая изоляция и необходимость импортозамещения требуют от государства не только выработки новых подходов к целеполаганию и ресурсному обеспечению, но и внедрения современных инструментов прогнозирования и управления. Особое значение приобретает важность разработки модели интеграции искусственного интеллекта и предиктивной аналитики, которые способны повысить точность сценарного моделирования, гибкость программных решений и эффективность распределения ресурсов. Однако для полноценной реализации этого потенциала требуется дальнейшее развитие методологической базы, стандартизация подходов и нормативное закрепление новых инструментов в системе государственного управления.
Об авторах
Л. Д. Ганеева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: A254500@yandex.ru
аспирант
Россия, Россия, г. МоскваСписок литературы
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Рос-сийской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях раз-вития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии науч-но-технологического развития Российской Федерации».
- Аганбегян А.Г. О необходимости планирования в новой России / А.Г. Аганбегян // Вопро-сы политической экономии. – 2021. – № 2. – С. 27-44. – doi: 10.5281/zenodo.5040286.
- Волкова Э.С. Модернизация цифровой экономики в разрезе стратегического планирования на основе теории адаптивного управления / Э.С. Волкова // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 5 (95). – С. 85-87.
- Глазьев С.Ю. Мирохозяйственные уклады в глобальном экономическом развитии / С.Ю. Глазьев // Экономика и математические методы. – 2016. – Т. 52, № 2. – С. 3-29.
- Кушлин В.И. Государственное управление научно-инновационным развитием: новое в ми-ровой практике / В.И. Кушлин, Н.В. Гапоненко, Е.Г. Ищенко [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2017. – 272 с.
- Доржиева В.В. Стратегия новой индустриализации и ее роль в долгосрочном социально-экономическом развитии / В.В. Доржиева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 4. – С. 23-28.
- Ершова Н.А. Трансформация модели управления в условиях цифровой экономики / Н.А. Ершова, О.В. Миронова, Н.В. Сергеева. – Москва: Блок-Принт, 2023. – 200 с.
- Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент снижения неопределенности в условиях глобальной экономической трансформации / Е.Б. Ленчук, В.И. Филатов // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2023. – № 4. – С. 7-24.
- Ленчук, Е.Б. Стратегическое планирование: новые вызовы в контексте внешних ограни-чений / Е.Б. Ленчук // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2023. – № 4(61). – С. 224-229
- Николаев И.А. Концепция экономической сложности как теоретическая основа выбора экономической стратегии России в условиях масштабных внешних ограничений / И.А. Николаев // Вопросы теоретической экономики. – 2023. – № 3(20). – С. 22-34.
- Филин С.А., Якушев А.Ж. Организационные и административные рамки цифровой эко-номики // Дайджест-финансы. – 2019. – № 3 (251).
- Широв А.А. Развитие российской экономики в среднесрочной перспективе: риски и воз-можности // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 2 (197). – С. 6-17. – doi: 10.47711/0868-6351-197-6-17.
- Gross domestic spending on R&D. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd.org/en/data/indicators/gross-domestic-spending-on-r-d.html.
- Официальный сайт государственной статистики «Росстат». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/10705.
- Oppong W.A. Directions of Development of New Forms of Performance of Logistics Functions by Forwarding in Modern Supply Chains Dama. Paripex // Indian Journal of Reserach. – 2016. – № 5 (10). – P. 622-624. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.15373/22501991.
- Soppa V.D. S. – I. V. (2020). Development prospects of logistic outsourcing in Russia. Sremac, S., Stević, Ž., Pamučar, D., Arsić, M., & Matić, B. (2018). Evaluation of a thirdparty logistics (3PL) provider using a rough SWARA-WASPAS model based on a newrough dombi aggregator. Symmetry, 10(8). 1-25. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.3390/sym10080305.
- Lim W.S. A lemons market? An incentive scheme to induce truth-telling in third party logistics providers // European Journal of Operational Research. – 2000. – № 125. – Pp. 519-525.
Дополнительные файлы



