ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ФРАНЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется взаимосвязь между финансовыми показателями крупнейших корпораций и макроэкономической динамикой на примере Франции. Объектом исследования выступает стратегически важный авиастроительный сектор, представленный компаниями Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA. Целью работы является количественная оценка влияния финансовых результатов и рентабельности данного сектора на экономический рост (ВВП) страны. С использованием методов экономико-статистического анализа исследуются эмпирические данные о финансовых результатах компаний за 2020-2024 гг., а также динамика фондового индекса CAC 40. На основе корреляционно-регрессионного анализа построена эконометрическая модель, количественно определяющая зависимость ВВП от корпоративной прибыли, прибыли на акцию и рыночной капитализации. Результаты показывают, что финансовое состояние ведущих корпораций и ожидания фондового рынка выступают значимыми детерминантами национального экономического роста. Делаются выводы о роли корпоративного сектора в обеспечении макроэкономической стабильности и технологического суверенитета Франции.

Полный текст

Актуальность исследования обусловлена фундаментальной ролью крупного корпоративного бизнеса в формировании макроэкономических показателей развитых экономик. Во Франции авиастроительный сектор исторически выступает не только ключевым драйвером промышленного производства и высокотехнологичного экспорта, но и элементом обеспечения национального технологического суверенитета. В условиях повышенной экономической волатильности, вызванной пандемией COVID-19 и последующими структурными сдвигами в глобальных цепях поставок, анализ финансовой устойчивости и рентабельности системообразующих корпораций, таких как Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA, приобретает особую значимость. Понимание механизма трансляции их финансовых результатов в динамику валового внутреннего продукта (ВВП) позволяет оценить устойчивость национальной экономики и выработать адекватные меры государственной поддержки.

Целью научного исследования является выявление и количественная оценка степени влияния показателей финансовой деятельности корпоративного бизнеса на экономический рост ВВП Франции на примере компаний авиастроительного сектора.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: проведение теоретического исследования взаимосвязи финансовых результатов, рентабельности и экономического роста, осуществление эмпирического анализа динамики ключевых финансовых индикаторов компаний Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA, оценка корреляционной зависимости между фондовым рынком Франции и ее экономическим ростом, разработка эконометрической модели.

Теоретико-методологические основы исследования

В экономической теории взаимосвязь между деятельностью фирм и национальным благосостоянием является центральной. Классическая школа, начиная с А. Смита (Adam Smith), рассматривала накопление капитала фирмами как основной источник роста [1]. Позднее, Й. Шумпетер (Joseph Schumpeter) акцентировал внимание на роли предпринимателя и инноваций, которые генерируются внутри корпораций, как на ключевом двигателе «экономического развития» [2]. В кейнсианской модели совокупный спрос, во многом определяемый инвестиционными решениями корпораций, является детерминантом краткосрочного экономического роста [3].

Современные модели эндогенного роста (П. Ромер (Paul Romer), Р. Лукас (Robert Lucas)) также подчеркивают роль инвестиций в НИОКР и человеческий капитал, основными агентами которых выступают крупные корпорации [4]. Таким образом, финансовые результаты (прибыль) и рентабельность (эффективность использования капитала) являются не просто индикаторами здоровья отдельной фирмы, но и прямыми источниками для реинвестирования, накопления капитала и финансирования инноваций, что транслируется в макроэкономический рост [5].

Финансовые показатели, такие как выручка, операционная маржа и прибыль на акцию (EPS), служат ключевыми метриками для оценки операционной эффективности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, экономический рост, измеряемый как приращение реального ВВП, отражает совокупное увеличение производства товаров и услуг в экономике. Настоящее исследование исходит из гипотезы о наличии прямой, статистически значимой зависимости между агрегированными финансовыми результатами стратегических отраслей и динамикой национального ВВП.

Результаты исследования

Анализ динамики финансовых показателей авиастроительных компаний (2020-2024 гг.)

Эмпирической базой исследования послужила финансовая отчетность компаний Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA за период с I квартала 2020 г. по IV квартал 2024 г. Выбор данного периода позволяет оценить влияние экзогенного шока (пандемии COVID-19) и последующего восстановления.

Проведенный анализ выявил разнонаправленную динамику и различную степень устойчивости компаний. Airbus SE, как крупнейший производитель коммерческих самолетов, продемонстрировал наибольшую волатильность. Резкое падение выручки и уход в отрицательную зону по прибыли в 2020-2021 гг. стали прямым следствием коллапса авиаперевозок. Однако последующее восстановление, начиная с 2022 г., также было наиболее выраженным, что связано с отложенным спросом и укреплением позиций на рынке [6].

Компания Safran SA, специализирующаяся на производстве двигателей и авиационного оборудования, также показала существенное снижение финансовых показателей в 2020-2021 гг. Восстановление шло медленнее, что отчасти объясняется высокой долей инвестиций в долгосрочные НИОКР (например, в разработку более экологичных двигателей), которые отражаются на текущей прибыльности, но формируют задел на будущее [7].

Наибольшую устойчивость продемонстрировала Thales Group SA Group. Благодаря диверсифицированному портфелю, включающему оборонные контракты, кибербезопасность и цифровые технологии, компания смогла компенсировать спад в гражданском авиационном сегменте. Ее выручка и прибыль показали наименьшую волатильность, что подчеркивает важность диверсификации для макроэкономической стабильности. Анализ операционной маржи и дивидендной доходности подтвердил эти выводы: Thales Group SA сохраняла стабильную рентабельность, в то время как Airbus SE и Safran SA были вынуждены сокращать или отменять дивидендные выплаты для сохранения ликвидности в кризисный период (рис. 1 и 2) [8].

Рис. 1. Динамика выручки компаний Airbus SE, Safran SA, Thales Group SA, 2020–2024 гг., млн долл.

 

Рис. 2. Динамика прибыли компаний Airbus SE, Safran SA, Thales Group SA, 2020–2024 гг., млн долл.

 

Взаимосвязь фондового рынка и макроэкономической динамики

Для оценки взаимосвязи между ожиданиями инвесторов и реальным сектором экономики был проведен анализ динамики фондового индекса CAC 40 и цепного индекса ВВП Франции. Анализ показал, что фондовый рынок выступает опережающим индикатором. В 2020 году CAC 40 [9] начал восстанавливаться значительно раньше, чем реальный ВВП [10], отражая ожидания будущего восстановления экономики. В периоды стабильного роста (2023-2024 гг.) наблюдается высокая степень синхронизации обоих показателей. Это подтверждает, что рыночная капитализация ведущих компаний, входящих в индекс (включая Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA), является важным индикатором текущего и ожидаемого экономического состояния страны.

 

Рис. 3. Валовый внутренний продукт Франции, фондовый индекс CAC 40, 2020–2024 гг., цепной индекс

 

Эконометрическое моделирование влияния корпоративных финансов на ВВП

Для количественной оценки исследуемой зависимости был проведен корреляционно-регрессионный анализ. В качестве зависимой переменной (Y) выступил ВВП Франции, а в качестве независимых (факторов) – финансовые показатели корпораций и фондовый индекс:

- X1 – Прибыль компании (долл. США);

- X2 – Прибыль на акцию (EPS, долл. США);

- X3 – Значение фондового индекса CAC 40.

Первоначальный корреляционный анализ выявил высокую степень связи ВВП с фондовым индексом CAC 40 (r = 0,922), а также с показателями прибыли Airbus SE (r = 0,908) и Thales Group SA (r = 0,730) (см. таблицу 1). Это подтверждает гипотезу о том, что финансовое здоровье крупнейших корпораций и общие рыночные настроения тесно связаны с макроэкономической динамикой.

 

Таблица 1. Матрица корреляции r2 c ВВП

Выручка

Прибыль

Airbus SE

Safran SA

Thales Group SA

Airbus SE

Safran SA

Thales Group SA

0,281

0,280

0,327

0,908

0,329

0,730

Операционная маржа

EPS

Airbus SE

Safran SA

Thales Group SA

Airbus SE

Safran SA

Thales Group SA

0,865

-0,183

0,705

0,844

-0,125

0,785

Дивидендная доходность

САС 40

 

Airbus SE

Safran SA

Thales Group SA

-0,610

-0,660

0,194

0,922

 

На следующем этапе были построены модели множественной линейной регрессии для каждой из компаний. Все модели показали высокий коэффициент детерминации (R2>0,90) и были признаны статистически значимыми по F-критерию Фишера (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Показатели R2, критерий Фишера

 

Коэффициент детерминации

Фишер расчетный

Фишер табличный

Airbus SE

0,90

166,21

2

Safran SA

0,94

280,17

Thales Group SA

0,91

186,44

 

В качестве Y расчетного автором было использовано значение ВВП Франции за декабрь 2024 года, которое равно 3 045 360 000 000. Система уравнений имеет вид (см. формулу):

 

- X1 – прибыль, долл. США;

- X2 – прибыль на акцию, долл. США;

- X3 – фондовый индекс САС 40.

Для решения системы линейных алгебраических уравнений автором использован метод Крамера и применен табличный процессор Microsoft Excel. Сравним полученные исходя из представленной системы уравнений переменные с показателями компаний Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA за декабрь 2024 года (см. таблицу 3).

 

Таблица 3. Сравнение оптимального значения, полученного из системы уравнений, с компаниями Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA

 

Оптимальное значение

Airbus SE, 12.2024

Safran SA, 12.2024

Thales Group SA, 12.2024

Прибыль, долл. США

179 894 790

676 000 000

-89 000 000

158 000 000

Прибыль на акцию, долл. США

14,83

3,60

-1,66

7,19

CAC 40

8 696,18

7 903,21

 

Анализируя таблицу 3, можно сказать, что значение фондового индекса САС 40 на момент декабря 2024 года практически совпадает с оптимальным, что может говорить о положительном влиянии фондового рынка на ВВП Франции. Прибыль наиболее приближена к оптимальному значению у компании Thales Group SA, так же, как и прибыль на акцию.

Подводя итог, можно сказать, что компания Thales Group SA за счет прибыли оказывает наибольшее влияние на ВВП Франции несмотря на то, что финансовые показатели больше у компании Airbus SE. Таким образом поиск оптимальных значений показал, что для экономического роста Франции наиболее существенным показателем является фондовый индекс и финансовые показатели, нежели остальные взятые показатели.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило наличие сильной, прямой и статистически значимой взаимосвязи между финансовыми результатами корпоративного сектора Франции и макроэкономическими показателями экономического роста.

Во-первых, анализ эмпирических данных по компаниям Airbus SE, Safran SA и Thales Group SA показал, что стратегические отрасли, такие как авиастроение, оказывают прямое влияние на ВВП не только через объемы производства, но и через обеспечение технологического суверенитета и занятости. При этом диверсифицированные компании (Thales Group SA) вносят более стабильный вклад в экономику по сравнению с узкоспециализированными (Airbus SE), более подверженными конъюнктурным шокам.

Во-вторых, фондовый индекс CAC 40 продемонстрировал свою роль как важный опережающий индикатор реальной экономической активности. Ожидания инвесторов, заложенные в котировки акций, во многом предопределяют будущую динамику ВВП.

В-третьих, разработанная эконометрическая модель количественно подтвердила, что финансовые показатели (прибыль) и рыночная капитализация (CAC 40) корпораций являются ключевыми детерминантами, объясняющими более 90% вариации ВВП. Это доказывает, что здоровье корпоративного сектора является фундаментом для национального экономического роста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы органами государственной власти для стратегического планирования. Поддержка системообразующих отраслей, стимулирование их инновационной деятельности (НИОКР) и инвестиций в "зеленые" технологии (что является приоритетом для всех трех компаний) выступают не просто мерой промышленной политики, но и прямым инструментом обеспечения долгосрочного и устойчивого макроэкономического роста.

×

Об авторах

В. А. Веревкина

Донской государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: valeriaverevkina483@gmail.com

студент

Россия, Россия, г. Ростов-на-Дону

Т. С. Медведкин

Донской государственный технический университет

Email: valeriaverevkina483@gmail.com

д-р экон. наук, профессор

Россия, Россия, г. Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2016. – 1056 с.
  2. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Эксмо, 2007. – 864 с.
  3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2012. – 352 с.
  4. Акаев А.А. Модели инновационного экономического роста и новая теория эндогенного ро-ста // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 10. – С. 24-33.
  5. Бланк И.А. Управление рентабельностью. – Киев: Ника-Центр, 2008. – 720 с.
  6. Официальный сайт Airbus SE. Годовые отчеты 2020-2024. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://www.Airbus SE.com/en/investors.
  7. Официальный сайт Safran SA Group. Финансовая документация 2020-2024. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.Safran SA-group.com/finance.
  8. Официальный сайт Thales Group SA Group. Инвесторам. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.Thales Group SAgroup.com/en/investors.
  9. Данные Всемирного банка: ВВП Франции. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/france.
  10. Euronext: Динамика индекса CAC 40. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://live.euronext.com/en/product/indices/FR0003500008-XPAR.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».