Об априорном начале творчества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель – исследовать природу творчества как синергийного процесса.

Творчество – это такая деятельность человека, которая представляет собой сложную конфигурацию всех способностей и характеристик человека: его чувственных и эмоциональных состояний, его интеллекта, его воображения, его личных и его общественных характеристик, его соматических особенностей и той ситуативности, в которой он оказался. Но должно быть нечто, что всё это онтическое множество превращает в онтологически значимое событие творчества. Этим нечто является априорная форма чувственности – spatium (Делез), чувство интенсивности глубины и емкости пространства, которое как аттрактор запускает процесс кристаллизации произведения. Всякое творческое действие (свершающийся опыт) раскрывает глубинные связи именно этой, данной здесь и сейчас ситуации. Свершение – это само интенсивное взаимодействие деятеля с материалом, обмен энергиями между действующим человеком и средой синергия человека и мира, где spatium (интуиция глубины и жизненной силы ситуации) играет роль аттрактора, заставляя соединяться в целое различное.

Результаты. Априорная способность созерцания целого (spatium), свойственная чувственности человека, реализуется в конкретно исторических и определенных культурных формах искусства по-разному. В статье дается набросок истории такой реализации.

Об авторах

В. Н. Иванова

ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Автор, ответственный за переписку.
Email: tigrel@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6463-1763

ассистент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, Самара

В. А. Конев

ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Email: vakonev37@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8264-5782

д-р филос. наук, профессор кафедры философии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Schelling FWJ. System of transcendental idealism. L., 1936. (In Russ.). [Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936].
  2. Konev VA. The secret of "Let there be!", or "... a circular line on the face of the abyss". In: Mixstura verborum. Metaphysics of the old new. Philosophical Yearbook. 2011:36-44. (In Russ.). [Конев В.А. Тайна «Да будет!», или «… круговая черта по лицу бездны». В кн.: Mixstura verborum. Метафизика старого нового. Философский ежегодник. 2011: 36-44].
  3. Deleuze J. Logic of meaning. Foucault M. Theatrum philosophicum. Ekaterinburg, 1998. (In Russ.). [Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. Екатеринбург, 1998].
  4. Deleuze G. Différence et répétition. Épiméthée. Essais philosophique. Paris,1968.
  5. Deleuze J. Difference and repetition. St. Petersburg, 1998. (In Russ.). [Делез Ж. Различие и повторение. СПб, 1998].
  6. Kant I. Critique of Pure Reason. Collected Works in 6 volumes. М., 1964. Vol. 3. (In Russ.). [Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6 тт. М., 1964. Т. 3].
  7. Kant I. Criticism of the ability of judgment. Collected Works in 6 volumes. М.,1966. Vol. 5. (In Russ.). [Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6 тт. М., 1966. Т. 5].
  8. Davies St. The Artful Species: Aesthetics, Art, and Evolution. Oxford, GB: Oxford University Press, 2012. doi: 10.1093/acprof:oso/9780199658541.001.0001
  9. Powell J. Stephen Davies, The Artful Species: Aesthetics, Art, and Evolution. Literature & Aesthetics. 2013;23(2):111-118. URL: https://philarchive.org/archive/POWSDT (accessed: 02.17.2023).
  10. Kohen A. The Artful Species: Aesthetics, Art, and Evolution by Stephen Davies. Analysis Reviews. 2016;76(1):115-117. doi: 10.1093/analys/anv049
  11. Hegel GWF. Aesthetics in 4 vols. M., 1969. Vol. 2. (In Russ.). [Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4 тт. М., 1969. Т. 2].
  12. Losev AF. History of ancient aesthetics: Early classics. M., 1963. (In Russ.). [Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранняя классика. М., 1963].
  13. Spengler O. Decline of Europe. Essays on the morphology of world history: Gestalt and reality. M., 1993. (In Russ.). [Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность. М., 1993].
  14. Losev AF. History of ancient aesthetics. Sophists. Socrates. Plato. M., 1969. (In Russ.). [Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969].
  15. Losev A.F. History of ancient aesthetics. Aristotle and the Late Classic. M., 1975. (In Russ.). [Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975].
  16. K. Marx and F. Engels about art. Vol. 1. Comp. Mich. Lifshits. M., 1957. (In Russ.). [К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. Т. 1. Сост. Мих. Лифшиц. М., 1957].
  17. Dostoevsky FM. Brothers Karamazov. Full coll. op. in 30 volumes. L., 1972–1990. Vol. 14 (In Russ.). [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1972–1990. Т. 14].
  18. Augustine Aurelius. Confession. Abelard P. History of my disasters. M., 1992. (In Russ.). [Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992].
  19. Gogol NV. Reflection on the Divine Liturgy. Selected places from correspondence with friends. Spiritual prose. M., 1993. (In Russ.). [Гоголь Н.В. Размышление о Божественной литургии. Выбранные места из переписки с друзьями. Духовная проза. М., 1993].
  20. Averintsev SS. To clarify the meaning of the inscription over the conch of the central apse of St. Sophia of Kyiv. Old Russian art. Artistic culture of pre-Mongol Rus. M., 1972. (In Russ.). [Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской. Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972].
  21. Losev AF. Aesthetics of the Renaissance. M., 1978. (In Russ.). [Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978].
  22. Kozhinov V. Origin of the novel. M., 1963. (In Russ.). [Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963].
  23. Dneprov V. Ideas of time and forms of time. L., 1980. (In Russ.). [Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980].
  24. Condorcet JAN. Sketch of a historical picture of the progress of the human mind. (In Russ.). [Кондорсе Ж.А.Н. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума]. URL: https://istmat.org/files/uploads/28689/condorcet_tableau-du-progres-de-raison-humaine.pdf (accessed: 19.11.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванова В.Н., Конев В.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».