Семантика мерцания в текстах отечественной культуры: оптика и онтика
- Авторы: Малышев В.Б.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Самарской государственный технический университет»
- Выпуск: Том 21, № 7-8 (2021)
- Страницы: 85-90
- Раздел: 09.00.00 Философские науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2410-3764/article/view/105057
- DOI: https://doi.org/10.55531/2072-2354.2021.21.4.85-90
- ID: 105057
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поставлен вопрос описания реальности российской культуры в различных исторических проекциях на языке когнитивных метафор, в частности, на основе метафоры мерцания. Понимание парадоксальных кодов российской культуры возможно на уровне семантики её текстов, когда единичные «мерцания» делают более глубоким понимание оптики и архитектоники рассматриваемых образов. Тексты русской культуры доказывают, что мерцание, как некое варьирование «меры» сущего, в частности, меры освещённости, само в себе несёт онтику и оптику обращённой вспять мерности бытия, мерности пространства и времени, в которой возникают образы, прежде всего представленные как метафоры природных сил.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владислав Борисович Малышев
ФГБОУ ВО «Самарской государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: vlmaly@yandex.ru
доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук
Россия, СамараСписок литературы
- Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998.
- Антропология цвета, или во что окрашена культура // Вопросы культурологии. 2019. № 2. С. 26–29.
- Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. М., 2006.
- Бердяев Н.А. Судьба России. СПб., 2016.
- Бунин И.А. Темные аллеи. М.: ЭКСМО-Пресс, 2020.
- Былины. М.: Современник, 1991.
- Водолагин А.В. Русское познание Бога. Философия духа в России. М., 2019.
- Голосовкер Я.Э. Имагинативный абсолют: сборник. М., 2012.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: АСТ, 2019.
- Добролюбов Н.А. Луч света в тёмном царстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1492/p.1/index.html. Дата обращения: 10.09.2021.
- Лихоманов И.В. Восточный халат Ильи Ильича Обломова и метафизика «обломовщины» // Идеи и Идеалы. 2018. Т. 2, № 3(37). С. 152–168. doi: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-152-168
- Малышев В.Б. Свет и цвет творения: символизм изначальных модальностей культуры // Креативная экономика и социальные инновации. 2021. Т. 11, № 1(34). С. 47–54.
- Малышев В.Б. Вопрос о мимезисе в свете теории метафоры: к постановке проблемы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 3(53). С. 122–129. doi: 10.26456/vtphilos/2020.3.122
- Малышев В.Б. Мерцающий свет творения: к вопросу о символизме изначальных модальностей культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21, № 69. С. 52–57.
- Межуев Б.В. Есть ли у России свой «цивилизационный код», и в чём он может заключаться? // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 35–47. doi: 10.31857/S004287440000221-8
- Попова С.В. Ценностные архетипы русского народа // Общество: философия, история, культура. 2020. № 3(71). С. 13–15. doi: 10.24158/fik.2020.3.1
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Азбука, 2021.
- Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. М.: Наука, 1991.
- Серов Н.В. Символика цвета. СПб.: Страта, 2015.
- Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2003.
- Фаритов В.Т. Идея вечного возвращения в русской поэзии XIX – начала XX в. СПб., 2018.
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989.
- Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.
- Эпштейн М.Н. Постмодернизм в России. СПб., 2019.
Дополнительные файлы
