Этическое регулирование экономических отношений: смена повестки и коррекция ценностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья освещает актуальную ситуацию, сложившуюся в сфере этического регулирования экономических отношений. Показано, что интерес к этическому регулированию экономики усиливается в переходные исторические периоды, для которых характерна фундаментальная трансформация всех сторон жизни общества будь то становление капитализма или формирование Индустрии 4.0. С опорой на открытые данные социологических исследований, теоретическое разделение рыночного и этического мышления, сжатия сферы чистого этического регулирования (М. Сэндел) обосновывается мысль о пополнении этических эталонов в сфере профессионально-трудовой деятельности. Оно выражается в переходе от этики призвания к этике доверия, последняя выходит за границы межличностных отношений, формируя культуру «институционального доверия». Современные практики этического кодифицирования деятельности компаний находятся под большим влиянием проблем ценностного измерения цифровизации, автоматизации, искусственного интеллекта, «зелёной экономики» и инклюзии в деловой культуре организаций.

Об авторах

Светлана Владимировна Соловьёва

ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»

Автор, ответственный за переписку.
Email: metaphisica2@gmail.com

доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и истории науки

Россия, Самара

Список литературы

  1. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / пер. с фр.; под общ. ред. С. Фокина. М., 2011.
  2. Бродовская Е.В. Цифровые граждане, цифровое общество и цифровая гражданственность // Власть. 2019. Т. 27, № 4. С. 65–69. doi: 10.31171/vlast.v27i4.6587
  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/04.php. Дата обращения: 08.11.2021.
  4. Весёлов Ю.В. Доверие и справедливость: моральные основания современного экономического общества. М.: Аспект Пресс, 2011.
  5. Весёлов Ю.В., Капусткина Е.В., Минина В.Н. Экономика и социология доверия. СПб., 2004.
  6. Гидденс Э. Последствия современности / пер. с англ. Г.К. Ольховикова, Д.А. Кибальчича. М., 2011.
  7. Государство как платформа: люди и технологии. М., 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/images/News/2019-01/16-01-2019-GovPlatform.pdf. Дата обращения: 10.10.2021.
  8. Дмитриев Т.А. Сокрушительная современность Энтони Гидденса // Гидденс Э. Последствия современности / пер. с англ. Г.К. Ольховикова, Д.А. Кибальчича. М.: Праксис, 2011. С. 7–106.
  9. Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/z/zombart_w/text_1913_der_bourgeois.shtml. Дата обращения: 15.10.2021.
  10. Кодекс корпоративной этики Сбера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sberbank_code_of_corporate_ethics.pdf. Дата обращения: 17.10.2021.
  11. Латов Ю.В. Институциональное доверие как социальный капитал в современной России (по результатам мониторинга) // Полис. Политические исследования. 2021. № 5. С. 161–175. doi: 10.17976/jpps/2021.05.11
  12. Лютер М. Лекции к Посланию к Галатам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/lyuter/gal01.php. Дата обращения: 03.10.2021.
  13. Марков Л. Через ESG к устойчивому развитию [Электронный ресурс] // Гудок. 2021. № 193 (27287). Режим доступа: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1583552&archive=2021.10.21. Дата обращения: 14.10.2021.
  14. Оценка экологических, социальных и управленческих рисков (ESG). Сбер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.spglobal.com/_assets/documents/ratings/ru/pdf/2021-11-29-new-sber-group-assigned-esg-evaluation-of-67-ru.pdf. Дата обращения: 28.11.2021.
  15. Перов В.Ю., Тазенкова П.А. Проблема морального доверия // Дискурсы этики. Альманах. 2012. № 1. С. 152–170.
  16. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация [Электронный ресурс] // Центр стратегических разработок. М., 2018. Режим доступа: https://www.csr.ru/upload/iblock/313/3132b2de9ccef0db1eecd56071b98f5f.pdf. Дата обращения: 16.10.2021.
  17. Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития [Электронный ресурс] // ПАО Сбербанк. М., 2021. Режим доступа: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sber_esg_policy_rus.pdf. Дата обращения: 10.11.2021.
  18. Пороховская Т.И. Доверие как моральный феномен // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2018. Т. 4 (70), № 1. С. 56–64.
  19. Правила деловой и корпоративной этики группы компаний Яндекс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/company/rules/code/. Дата обращения: 06.10.2021.
  20. Реуцкая Г.М. Доверие как категория профессиональной этики // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 6. С. 115–118.
  21. Сасаки М., Давыденко В.А., Латов Ю.В. и др. Проблемы и парадоксы анализа институционального доверия как элемента социального капитала современной России // Журнал институциональных исследований. 2009. Т. 1, № 1. С. 20–35.
  22. Селигмен А. Проблема доверия / пер. с англ. И.И. Мюрберг, Л.В. Соболевой. М., 2002.
  23. Соломин В.П., Пигров К.С., Султанов К.В. Дилетантизм как проблема новоевропейской цивилизации // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 4(37). С. 68–73.
  24. Сэндел М. Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка / пер. с англ. Н. Ильиной. М., 2013.
  25. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. Д. Павловой, В. Кирющенко, М. Колопотина. М., 2004.
  26. Хаусман Д.М., Макферсон М.С. Философские основания магистрального направления нормативной экономики // Философия экономики. Антология / под ред. Д. Хаусмана; пер. с англ. Н. Автономовой и др. М., 2012. С. 269–300.
  27. Штомпка П. Доверие — основа общества / пер с пол. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012.
  28. Этика профессора. Опыт коллективной рефлексии / под ред. В.И. Бакштановского. Тюмень, 2020.
  29. Best А.L., Fletcher F.E., Kadono M., Warren R.C. Institutional distrust among African Americans and building trustworthiness in the COVID-19 response: implications for ethical public health practice // J. Health Care Poor Underserved. 2021. Vol. 32, No. 1. Р. 90–98. doi: 10.1353/hpu.2021.0010
  30. ESG Assets Rising to $50 Trillion Will Reshape $140.5 Trillion of Global AUM by 2025, Finds Bloomberg Intelligence [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/company/press/esg-assets-rising-to-50-trillion-will-reshape-140-5-trillion-of-global-aum-by-2025-finds-bloomberg-intelligence/. Дата обращения: 28.11.2021.
  31. Distel B., Koelmann H., Schmolke F., Becker J. The role of trust for citizens’ adoption of public e-services // Trust and Communication. 2021. P. 163–184. doi: 10.1007/978-3-030-72945-5_8
  32. Global Report [Электронный ресурс] // Edelman Trust Barometer 2020. Режим доступа: https://cdn2.hubspot.net/hubfs/440941/Trust%20Barometer%202020/2020%20Edelman%20Trust%20Barometer%20Global%20Report-1.pdf. Дата обращения: 05.11.2021.
  33. UK Supplement #TrustBarometer [Электронный ресурс] // Edelman Trust Barometer 2020. Режим доступа: https://www.edelman.co.uk/sites/g/files/aatuss301/files/2020-02/2020%20Edelman%20Trust%20Barometer%20UK%20Launch%20Deck.pdf. Дата обращения: 05.11.2021.
  34. Li J., Zhou Y., Yao J., Liu X. An empirical investigation of trust in AI in a Chinese petrochemical enterprise based on institutional theory // Sci. Rep. 2021. Vol. 11, No. 1. Р. 13564. doi: 10.1038/s41598-021-92904-7
  35. Oláh J., Hidayat Y.A., Gavurova B. et al. Trust levels within categories of information and communication technology companies // PLoS ONE. 2021. Vol. 16, No. 6. Р. e0252773. doi: 10.1371/journal.pone.0252773
  36. Spadaro G., Gangl K., Van Prooijen J.-W. et al. Enhancing feelings of security: How institutional trust promotes interpersonal trust // PLoS ONE. 2020. Vol. 15, No. 9. Р. e0237934. doi: 10.1371/journal.pone.0237934
  37. Twaddle S. Building trust boosts business results // MGMA Connex. 2011. Vol. 11, No. 10. Р. 28–29.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Соловьёва С.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».