From origins to discoveries: scientific path of Alfiya Gabdulnurovna Gallyamova
- Authors: Galimzyanova A.T.1
-
Affiliations:
- Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
- Issue: Vol 15, No 4 (2025)
- Pages: 164-176
- Section: Scientific life
- Published: 16.12.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2410-0765/article/view/359711
- DOI: https://doi.org/10.22378/2410-0765.2025-15-4.164-176
- EDN: https://elibrary.ru/CKHDKG
- ID: 359711
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the study of the life path and scientific activity of the doctor of historical sciences Alfiya Gabdulnurovna Gallyamova, who made a significant contribution to the study of the history of the Tatar ASSR. Particular attention is paid to her methodological approach, based on deep work with archival sources and materials of "oral history", which allowed her to create a holistic picture of socio-economic and cultural-ideological transformations in the region in the second half of the 20th century. Key stages of her career are analyzed, including dissertation defense, teaching and leadership of significant projects, including the fundamental "Almetyevsk Encyclopedia" and the unique "Victory Calendar." The principled position of A.G. Gallyamova in upholding scientific conclusions that contradict the conjuncture, as well as her contribution to the historiography of the region, which is distinguished by objectivity and innovation in the study of previously closed topics.
Full Text
Альфия Габдульнуровна Галлямова (Шамсутдинова) родилась 9 ноября 1955 г. в г. Дятьково, расположенном в северной части Брянской области. Ее детство пришлось на период, когда трудолюбие и преданность делу были не просто идеологическими лозунгами, а реальной повседневностью. Образцом самоотверженного труда являлись ее родители – рабочие на Дятьковском хрустальном заводе, портреты которых никогда не сходили с доски Почета.
А.Г.Галлямова
Отец будущего историка, Габдельнур Галяутдинович Шамсутдинов, происходивший из д. Нижние Шаши современного Атнинского района РТ, был человеком с незаурядным умом. Его интеллектуальные способности были замечены еще в школьные годы, что позволило перевести его экстерном из третьего класса сразу в пятый. Но суровые советские реалии не позволили ему окончить школу и получить достойное образование. Причина была типичной для того времени: у семьи не было обуви, чтобы ребенок мог ходить в школу в соседнюю деревню. Мама Альфии Габдульнуровны, Монжия Мухаматшовна, родом из д. Хузеево нынешнего Тукаевского района РТ, обладала прекрасным голосом. Ее выдающиеся вокальные способности и широкий диапазон тембра открывали перед ней большие перспективы в профессиональной певческой карьере. Но, как и в случае с отцом, тяжелые условия жизни, война и послевоенная разруха не позволили ее мечтам осуществиться. Их обоих, уроженцев Татарии, судьба привела в город Дятьково, где они впервые встретились и вскоре создали семью.
Татар в Дятькове проживало немного, но эта группа отличалась исключительной сплоченностью. Привычными были взаимная поддержка, совместное проведение праздников, и даже приезд гостей из Татарстана и Оренбуржья каждый раз воспринималось как важное событие одной большой семьи. Крепкие социальные связи свидетельствовали о стремлении сохранить национальную идентичность. Мать Альфии зачастую была инициатором общественных мероприятий и играла ключевую роль в их организации. Ярко отложилось в детской памяти воспоминание о праздновании Сабантуя с традиционными народными играми и развлечениями. Однако уже следующее поколение оказалось не столь приверженным татарским обычаям, более распространенными стали смешанные браки, что привело к ассимиляции и утрате национальной самобытности.
Сам город представлял собой типичный советский промышленный населенный пункт. Помимо хрустального завода, здесь функционировал деревообрабатывающий завод (с 1946 г.), а с конца 1950-х гг. начал работу завод электровакуумных приборов. Однако, несмотря на промышленный потенциал и, казалось бы, возможность вложения средств в социальную сферу, последняя, как и по всей стране, финансировалась по остаточному принципу. Контраст между развитой городской средой в центре и недостаточным уровнем инфраструктуры на рабочих окраинах являлся отражением общих тенденций в советском градостроительстве того времени. «Мало чего делалось для обычного жителя. Цивильным нам казался только центр, где жили успешные люди, представители администрации. Я любила заглядывать в окна многоэтажек, которые находились на центральных улицах, и думать, что когда-то я уеду в большой город и буду жить в таких же домах», – вспоминает о родном городе Альфия Габдульнуровна1.
Семья Шамсутдиновых проживала сначала в бараке, оставшемся в памяти рассказчицы довольно смутно, поскольку, когда героине исполнилось всего четыре года, они переехали в собственный дом на окраине городка. Дом родители строили собственными силами. Приходилось экономить, поэтому интерьер жилища отличался простотой, включавшей минимальное количество мебели – кровати и единственный стол. Однако мать, стремясь создать атмосферу домашнего тепла и комфорта, буквально заполняла пустующее пространство комнатными растениями – популярными для советского интерьера фикусами и гибискусами: «Дом запомнился как самый уютный. Вскоре, когда он был полностью достроен, то стал самым красивым из всех 24 домов, расположенных по улице Крылова»2.
В Дятькове с населением более 20 тыс. чел. функционировали 3 школы. В 1963 г. был самый большой поток поступивших первоклассников. Там, где училась маленькая Альфия, было 6 параллелей по 40 чел. в каждом классе: «Все самые светлые воспоминания детства у меня связаны со школой, где я старалась проводить больше времени. Учителя дали много наставлений, которые я не забываю по сей день».
Альфия была явно одаренным ребенком и выделялась среди сверстников феноменальной памятью. Учителя быстро обратили внимание на удивительную способность девочки мгновенно запоминать большой объем информации, поэтому на школьных мероприятиях, посвященных многочисленным праздникам – Октябрьской революции, Новому году, Международному женскому дню, Первомаю, – она была задействована в качестве талантливого чтеца, способного уверенно воспроизвести длинные поэтические произведения, занимающие на сцене по 15–20 минут.
Уже в средней школе, понимая потенциал ребенка, учителя-предметники активно вовлекали ее в разнообразные дополнительные занятия и секции, в том числе и по спортивной гимнастике. В старших классах она регулярно принимала участие в различных предметных олимпиадах – географических, математических, химических и пр., неоднократно завоевывая призовые места. Особенно примечательным достижением стала победа в олимпиаде Брянской области по русскому языку. Но победа девушке-подростку запомнилась тем, что она впервые столкнулась с проявлением предвзятости по отношению к татарам: несмотря на объективно высокий уровень владения предметом, члены комиссии сперва отказывались признать ее победу исключительно по причине того, что она была «нерусской».
Больше всего будущий историк любила математику. Преподаватель Эдуард Олимпович Селезнев был незаурядной личностью. Он отличался глубокими знаниями и нестандартным подходом к обучению, но вместе с тем предъявлял чрезвычайно строгие требования к знаниям учащихся, считая, что высший балл заслуживают лишь те, кто демонстрирует особые достижения сверх программы курса. В девятом классе Э.О. Селезнев подтолкнул ее к поступлению в заочную школу, которую он сам курировал. Группа обучающихся состояла всего из 5–6 чел. Дополнительные занятия проводились после основных уроков. Именно в процессе решения сложных математических задач раскрылись такие качества характера Альфии, как терпение, усидчивость и целеустремленность. Однажды, увлекшись решением задачи, она лишь поздней ночью обнаружила, что просидела девять часов кряду, чтобы завершить начатое. А по истечении года было получено удостоверение об окончании Заочной математической школы при МГУ.
В 10-м классе Альфия Габдульнуровна стала все чаще слышать от учителей, что дело идет к «золотой» медали. Не желая подводить своих преподавателей, она стала уделять учебе еще больше сил и впервые всерьез задумалась о будущей профессии. Вместе с подругой Натальей Бирюковой она записалась на подготовительные курсы в Московском финансово-экономическом институте. Большое влияние на такой выбор оказала учительница Вера Федоровна, которая вела увлекательные занятия по экономической географии. Однако желание стать экономистом тут же развеялось после разговора с учителем химии, который, услышав о ее планах, воскликнул: «С ума сошла, будешь работать всю жизнь бухгалтером в нарукавниках и стучать костяшками на счетах!». Это сильно смутило ее, поскольку названная профессия была совсем не престижной в те годы.
Средняя школа была окончена на «золотую» медаль. Однако после успешной сдачи выпускных экзаменов у Альфии наступило чувство усталости и апатии. Желания учиться дальше не было, а было желание уехать в Набережные Челны на комсомольскую стройку. Родители восприняли эту затею без энтузиазма. Только по счастливой случайности планы Альфии были нарушены, и она за компанию с подругой уезжает поступать в Гомельский университет на историко-филологический факультет. Был огромный конкурс. Экзамен по истории СССР длился 40–45 минут. Экзаменатор, увидев, что девушка по полученному билету все знает, начал засыпать ее дополнительными вопросами. В итоге оценка «отлично» была завоевана, и Альфия поступила.
Интерес к истории у Альфии Габдульнуровны был не случаен и, скорее, порожден влиянием ее отца, который выделялся поразительной любовью к чтению. Он регулярно возвращался из библиотеки с полной сумкой книг, которые читал буквально взахлеб, и тут же бежал за новой партией. Частыми были его разговоры с дочерью, в которых он, обладая глубоким пониманием устроенности мира, пытался объяснить ей, что нельзя слепо верить всему написанному в книгах, приучал к критическому восприятию информации. Он поднимал важные исторические темы, в том числе и тему политических репрессий, рассматривая их с неожиданных точек зрения. Такие беседы воспринимались юным сознанием с большим скептицизмом, поскольку Альфия была приучена доверять учебникам и устоявшимся взглядам.
Тем не менее история в школе у Альфии Габдульнуровны не была в числе любимых предметов. Но в то же время она посещала факультативы и активно занималась краеведением. Связано это было прежде всего с тем, что в середине 1960-х гг. в общественно-политической жизни страны стало уделяться заметно больше внимания теме победы советского народа в Великой Отечественной войне и в школах резко возросла значимость мероприятий, посвященных событиям войны. Дети стали задействоваться в краеведческом движении: проводили беседы с очевидцами событий, собирали их воспоминания о пережитом.
Итак, путь историка начался в Гомельском государственном университете, где Альфия Габдульнуровна проучилась два года. По завершении второго курса она приняла решение о переезде на родину своих родителей, точнее, в Казань, и в 1975 г. стала студенткой Казанского государственного университета.
Группа, в которую попала Альфия Шамсутдинова, была очень сильной. Многие разбирались в искусстве, интересовались литературой, включая произведения официально не одобряемых авторов – Б.Пастернака, М.Булгакова, А.Солженицына, Е.Гинзбург и др. Альфия Габдульнуровна, разделяя увлечения своих сверстников, также много читала и всегда оставалась в кругу единомышленников.
Среди вузовских преподавателей были корифеи исторической науки, в их числе – один из основателей казанской американистики Петр Борисович Уманский и выдающийся специалист по истории России XIX в. Григорий Наумович Вульфсон, который привил Альфии интерес к работе с историческими источниками. Увлечение лекциями Веры Николаевны Смирновой определили выбор темы первой курсовой работы, написанной под ее чутким руководством: «Женский вопрос в “Отечественных записках”». Кропотливое и непредвзятое исследование документов во время архивной практики было замечено сотрудниками Государственного архива ТАССР. Реферат А.Г. Галлямовой по истории РСДРП 1905 г. был отмечен ими как один из сильнейших за последние годы, что послужило поводом пригласить студентку на работу в архив. Но предложение не было принято Альфией, поскольку у нее не было и мысли заниматься архивной работой и, тем более, посвятить этому всю свою жизнь.
Вместе с тем, А.Г. Галлямова посещала многие университетские спецкурсы. Во время занятий на одном из них она решила исследовать тему «Личное подсобное хозяйство». Здесь ей пригодились знания, приобретенные еще в школьные годы, когда она обучалась на заочных курсах. В дополнение были прочитаны труды известных экономистов, проанализированы количественные данные по материалам статуправления. По результатам исследования она пришла к выводам, которые вновь шли вразрез с общепринятой оценкой: оказалось, что личные подсобные хозяйства работают эффективнее коллективных. Руководитель проекта, ознакомившись с рассуждениями своей студентки, согласилась с ней, но посоветовала не выпячивать этот вопрос. Вскоре Альфия Габдульнуровна решила, что эта тема станет предметом ее дипломной работы.
На защите А.Г. Галлямова выступала самой последней среди всех выпускников. Но представленная тема настолько увлекла уже подуставших членов комиссии, что все, пробудившись, начали задавать дипломнику вопросы. Альфия не стала брать дополнительного времени, которое полагалось всем защищающимся, и отвечала на каждый поставленный вопрос без подготовки, что также удивило маститых историков. Рецензентом работы являлся Азат Михайлович (Мирзаевич) Залялов, он-то и отметил ее выступление как одно из самых сильных. Показательным был и тот факт, что председатель комиссии Юрий Ильич Смыков после завершения дискуссии подошел к выпускнице и пожал ей руку.
После блестящей защиты А.Г. Галлямовой было предложено поступать в аспирантуру, но к тому времени она уже успела договориться о работе учителем истории в казанской школе рабочей молодежи №17. Казалось, ее карьерный путь был предопределен, но, как это часто бывает, «его величество случай» распорядился иначе. Однажды, вернувшись после школьных занятий домой, Альфия Габдульнуровна узнала, что к ней приходили из Академии наук (имеется в виду Институт языка, литературы и истории КФАН СССР. – А.Г.) и оставили записку. Оказалось, что посетителем был А.М. Залялов, а в его записке содержалось наставление о том, чтобы она непременно поступала в аспирантуру. Последовав совету, Альфия Габдульнуровна с успехом сдала все экзамены и в 1978 г. стала аспиранткой заочного отделения Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР.
Несмотря на то что А.Г. Галлямова уже была замужем и воспитывала маленькую дочь, она успешно совмещала учебу с работой. Тем не менее, через год молодая учительница была вынуждена покинуть школу из-за неудобств, связанных с учебной нагрузкой. Но очень скоро ей предложили должность в библиотеке Казанского авиационного института (1979). Новая работа пришлась по душе Альфии Габдульнуровне. Она с энтузиазмом взялась за каталоги, привела их в порядок и систематизировала. Ее увлеченность делом привлекла внимание заведующей отделом, которая собиралась уходить на пенсию и видела в ней достойную преемницу. Однако этим планам не суждено было сбыться: проработав всего три месяца, Альфия Габдульнуровна уволилась. Причиной стал ее перевод на очную форму обучения в аспирантуре, что требовало полного отказа от работы. При этом важно отметить, что, согласно правилам, размер стипендии аспиранта должен был превышать заработную плату по предыдущему месту работы. Таким образом, ее стипендия составила 140 руб., это было выше оклада младшего научного сотрудника КФАН СССР (110 руб.). Стипендия стала значительным финансовым подспорьем для молодой семьи Галлямовых.
Что касается кандидатской диссертации, то первоначальные намерения Альфии Габдульнуровны по продолжению исследования проблематики крестьянских подсобных хозяйств не были реализованы. «Это научное направление мне не удалось отстоять, – вспоминает она. – Ученый совет утвердил другую тему – «Агропромышленная интеграция в 1970-е гг.»3. Научным руководителем был назначен А.М. Залялов.
Успешно сдав кандидатский минимум, она стала активно работать над текстом диссертации. Для сбора материалов аспирантам полагалась двухнедельная оплачиваемая командировка для работы в архивах и библиотеках столицы. Чтобы все успеть, приходилось интенсивно работать: с 8 утра до 11 вечера. Но даже в таком плотном графике находилось время для культурной программы. Она вспоминает, как однажды купила с рук билет в Большой театр с огромной наценкой – за 5 рублей, но все же такую роскошь можно было себе позволить. В памяти также остались походы в магазины за дефицитными товарами, – дома ждала семья.
Обязательным являлось участие в конференциях молодых ученых, ежегодно проходивших в стенах института. Это было весьма серьезные по сегодняшним меркам мероприятия, на которые непременно приходили старшие коллеги. Разгоравшиеся дискуссии оборачивались ценными советами. В рамках конференций проводились конкурсы на лучшую научную работу. На одном из них призовые места были разделены между Альфией Галлямовой и Фаридой Шарифуллиной, дочерью известного художника Лотфуллы Фаттахова, которая занималась тогда изучением истории касимовских татар.
Неотъемлемой частью научной жизни была и общественная нагрузка, в силу которой приходилось ездить на овощную базу или на сбор веток и корма для скота. Аспирантов также мобилизовали на стройку дома, в котором затем получили квартиры ученые Татарстана.
Несмотря на все учебные, научные и семейные обязанности, диссертация была завершена в срок. По результатам исследования было выявлено превосходство частного сектора экономики над государственным – это подтверждалось более высокими показателями производства на фоне общего застоя в народном хозяйстве страны. Примечательно, что термин «застой» молодой аспиранткой был использован задолго до речи М.С. Горбачева на XXVII съезде КПСС (1986 г.). Тем не менее, в 1982 г. о стагнации экономики говорить было не принято, поэтому и выводы А.Г. Галлямовой, идущие вразрез с политической конъюнктурой, вызвали сопротивление руководства: заведующий сектором истории ИЯЛИ Зямиль Ибрагимович Гильманов потребовал «убрать крамолу» из готовой диссертации. Принципиальная позиция Альфии Габдульнуровны выразилась в отказе идти на компромисс и вносить правки, которые свели бы диссертацию к цитированию партийных документов. В результате защита кандидатской не состоялась, а работа оказалась «на полке».
Вместе с диссертацией «на полке» оказалась и первая научная статья А.Г. Галлямовой, посвященная анализу опубликованных статистических данных по развитию сельскохозяйственного производства в Татарии за 1971–1979 гг. Исследование показало, что в ежегодных отчетах содержались заниженные сведения о валовом сборе сельскохозяйственной продукции, что ставило под сомнение не только репрезентативность, но и достоверность предоставляемых данных.
Несмотря на трудности с защитой диссертации, научная деятельность Альфии Габдульнуровны не была остановлена. С 1981 по 1991 г. она прошла путь от старшего лаборанта до старшего научного сотрудника. Сложившиеся к этому времени социально-политические условия (утверждение гласности, ослабление цензуры и политического давления, наступивший вскоре период перестройки) открыли для исследователей новые возможности в изучении ранее не одобряемых тем. В частности, это позволило А.Г. Галлямовой в 1990 г. успешно защитить «заброшенную» кандидатскую диссертацию. А доступ к ранее засекреченным архивным материалам в сочетании с профессиональной любовью к работе с источниками позволил ей опубликовать ряд статей, которые вызвали живой интерес и дискуссии в научных кругах. «На нас, ученых, хлынул поток невиданного ранее материала – открывались «неизведанные шлюзы», скрытые архивы. Работать стало интереснее... Неожиданно появилось много новой литературы, новых фактов, проводились конференции и встречи на острые дискуссии. Мы вздохнули по-новому, нам теперь разрешалось думать, не опираясь на мнение идеолога. Это было уникальное время», – вспоминает она4.
Основные научные интересы А.Г. Галлямовой были связаны с историей региона второй половины XX в. Помимо аграрной истории и истории промышленности, в центре ее внимания оказались городская жизнесфера российской провинции, идеология и культура национальных регионов России. Благодаря ее работам этот период впервые получил полное и структурированное отражение в отечественной исторической науке.
На одном из исторических форумов выступление Альфии Габдульнуровны привлекло внимание известного историка Булата Файзрахмановича Султанбекова, и он пригласил ее присоединиться к научному коллективу, работающему над учебником по истории Татарстана: предложил написать главу, охватывающую период с 1946 по 1998 г. Так А.Г. Галлямова стала неизменным автором материалов по истории ТАССР для школьных и вузовских учебников.
Отдельно стоит выделить ее вклад в развитие научного краеведения. В период с 2000 по 2005 г. она возглавляла Казанский центр содействия Творческой группе «Альметьевская энциклопедия» при НГДУ «Альметьевнефть». С этого начался период ее погружения в советскую историю нефтяного края, который растянулся на долгие 25 лет. Исследования продолжались, несмотря на нестабильное финансирование и роспуск научного коллектива. Были проведены десятки экспедиционных выездов в населенные пункты Альметьевского района, огромная исследовательская работа в республиканских и федеральных архивах. Подробно этот процесс описан самой А.Г. Галлямовой5. Результатом многолетней коллективной и личной работы стало издание фундаментального труда «Әлмәт. Альметьевск» – так называемой Альметьевской энциклопедии [2; 4]. А.Г. Галлямовой был составлен сборник материалов и документов «Альметьевское дело», который сразу стал бестселлером [1]. Директор Института российской истории РАН Андрей Николаевич Сахаров лично обратился с просьбой выслать ему эту книгу. И в обзоре исторической литературы за 2000 г., опубликованном в главном журнале российских историков «Отечественная история», он отметил эту книгу – из всех названных единственную из Татарской Республики – как важное достижение российской исторической науки. Затем была опубликована книга о селе Новом Надырове (на татарском языке в 2008, на русском – в 2010 г.), ставшая не менее популярной среди читателей [3; 5].
Совместно с альметьевским журналистом Эльвирой Фаридовной Харрасовой были проведены сотни экспедиций для сбора сведений о персоналиях, истории и культуре населенных пунктов и промышленных предприятий, вошедших в онлайн-версию Альметьевской энциклопедии, инициатором создания которой выступила Альфия Габдульнуровна. Кроме того, на основании собранной попутно источниковой базы изданы 20 очерков о родниках Альметьевского района. А в 2025 г. вышел «Альметьевский исторический календарь» – уникальное издание, не имеющее аналогов, – в котором каждый день отмечен определенным событием, произошедшим в Альметьевском районе.
В целом можно сказать, что А.Г. Галлямова уделяла краеведению значительную часть времени, работая по выходным и праздникам, дописывая книги в отпускной период. Из-за увлеченности и поэтому большой загруженности делом затянулась защита докторской диссертации. На одном из аграрных симпозиумов, постоянным участником которых являлась Альфия Габдульнуровна, выдающийся историк-аграрник Илья Евгеньевич Зеленин, недоумевая, упрекал коллегу, что та до сих пор не выходит на защиту. Защита диссертации «Татарская АССР во второй половине 1940-х – середине 1980-х гг.: трансформационные процессы в социально-экономической и культурно-идеологической сферах» состоялась 27 мая 2011 г.
Научно-исследовательская деятельность успешно сочеталась с преподавательской: А.Г. Галлямова по совместительству работала доцентом в Татарском государственном гуманитарном институте (1997–2000 гг.), затем в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (2007–2009 гг.). Под ее научным руководством защищены 4 кандидатские диссертации. Среди ее учеников – Рахима Рафиковна Гатина, защитившая диссертацию по истории развития средств связи в Татарстане в довоенный период; Рафаил Бикбулатович Хаплехамитов, который комплексно рассмотрел проблему взаимоотношений татарской творческой интеллигенции и власти в 1944–1965 гг.; Марат Риналович Минкин, один из авторитетных преподавателей Альметьевского государственного нефтяного института, исследовавший вопрос становления и развития системы подготовки кадров для нефтяной промышленности Татарской АССР в 1950–1960-е гг.
М.Р. Минкин вспоминает конструктивные и доверительные отношения, которые сложились у него с руководителем: «Альфия Габдульнуровна никогда не навязывала свое видение, не оказывала какого-либо давления и, вместе с тем, я всегда, буквально ежедневно чувствовал ее поддержку. Она сумела построить такое взаимодействие, при котором без излишних указаний я осознавал ответственность за своевременное выполнение поставленных задач и установок плана работы. Всегда, практически безотлагательно, она отвечала на мои вопросы, консультировала, оказывала помощь с поиском и подбором необходимых источников и литературы, рецензировала подготовленные мною материалы. Терпеливо и скрупулезно направляла ход работы. При необходимости никогда не отказывала в личных встречах, которые случались не только в Институте истории, но и в библиотеках и архивах Казани. Отдельно хотелось бы отметить моральную поддержку со стороны Альфии Габдульнуровны, которая имела для меня особое значение и мотивировала двигаться дальше, несмотря на неизбежно возникавшие трудности. Она всегда умела находить те самые правильные слова, которые укрепляли уверенность и придавали энергию»6.
Будучи ученицей Альфии Габдульнуровны, могу лишь подтвердить слова М.Р. Минкина об исключительных качествах своего наставника. В год моего поступления в аспирантуру набор был большим – около 10–12 чел. Из всего потока только мне удалось успешно защитить диссертацию. На мой взгляд, без грамотного руководства не пройти путь аспирантуры. Однокурсники, наблюдая за моей работой, удивлялись и, возможно, немного завидовали той помощи, которую я получала от Альфии Габдульнуровны. Она щедро делилась своими дельными советами, оказывала постоянную поддержку, помогала планировать этапы научно-исследовательской деятельности, осуществляла ненавязчивый, но эффективный контроль за ходом работы. Ее уникальность заключается в умении ценить чужое время, поэтому и рекомендации всегда были направлены на достижение максимальных результатов с минимальными потерями. Я также помню, как она, жертвуя своим личным временем, кропотливо вычитывала каждую страницу моей рукописи. Даже когда мне казалось, что диссертация полностью готова, ее критический взгляд выявлял-таки недостатки, и она снова и снова брала текст на вычитку, пока результат не стал почти безупречным, за что я искренне благодарна ей.
В целом за 45 лет научной деятельности заслуженным деятелем науки РТ А.Г. Галлямовой опубликовано 500 научных и научно-популярных работ, из них 25 научных и научно-популярных монографий, 22 учебных пособия7. Ее работы отличаются богатой фактографией, основанной на глубокой проработке исторических источников, в том числе материалов «устной» истории, которым она уделяет важную роль в выстраивании целостной картины развития общества и государства. А.Г. Галлямова, следуя научной объективности и проявляя принципиальность в изложении исторических событий, вносит весомый вклад не только в историографию нашего края, но и страны в целом.
Альфия Габдульнуровна – не только вдохновитель новых интересных проектов, но и неутомимый генератор идей. Особо стоит отметить наш последний совместный проект, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот проект – «Календарь Победы: татары и татарстанцы в годы Великой Отечественной войны», – реализованный по инициативе и под руководством А.Г. Галлямовой, стал первым в своем роде изданием, где день за днем отражены события военного лихолетья, связанные с историей Татарстана и татарского народа. Ни в одном из регионов страны нет аналогов этой работе.
Нет сомнений, что в «запасниках» Альфии Габдульнуровны еще множество интересных и значимых проектов. Ей можно только пожелать неугасаемого вдохновения и долгих лет жизни на реализацию всего задуманного, что, бесспорно, вносит и еще внесет весомый вклад в историографию истории и культуры татарского народа.
1 Галлямова Альфия Габдульнуровна // Живые истории. URL: https://veterans.tatneft.ru/veteran/1393 (дата обращения: 17.10.2025).
2 Интервью с Альфией Габдульнуровной Галлямовой. 30 сентября 2025 г. // Личный архив А.Т. Галимзяновой.
3 Интервью с Альфией Габдульнуровной Галлямовой. 30 сентября 2025 г. // Личный архив А.Т. Галимзяновой.
4 Галлямова Альфия Габдульнуровна // Живые истории. URL: https://veterans.tatneft.ru/veteran/1393 (дата обращения: 17.10.2025).
5 Галлямова Альфия Габдульнуровна // Живые истории. URL: https://veterans.tatneft.ru/veteran/1393 (дата обращения: 17.10.2025).
6 Интервью с Маратом Риналовичем Минкиным. 15 октября 2025 г. // Личный архив А.Т. Галимзяновой.
7 Галлямова Альфия Габдульнуровна // Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, отдел новейшей истории. URL: http://татаровед.рф/departments/1/employees/28 (дата обращения: 17.10.2025).
About the authors
Alina Tagirovna Galimzyanova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: alisabitva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1988-0522
Cand. Sci. (history), Senior Researcher of the Department of Contemporary History
Russian Federation, KazanReferences
- Almetyevsk case. Tragic pages from the history of the peasantry of the Almetyevsk district (late 20s – early 30s): collection of documents and materials. Compiled by A.G. Gallyamova, R.N. Gibadullina. Kazan: Gasyr Publ., 1999. 192 p. (In Russian)
- Almetyevsk Encyclopedia: history and culture of the Almetyevsk region from ancient times to the beginning of the 21st century. Ed. by G.F. Valeeva-Suleimanova, A.G. Gallyamova. Kazan: Rukhiyat Publ., 2022. 976 p. (In Russian)
- Novoye Nadyrovo: ancient capital of the region. Ed. by A.G. Galliamova. Kazan: Rukhiyat Publ., 2010. 288 p. (In Russian)
- Almetyevsk. Ed. by R.Kh. Amirkhanov. Kazan: Idel-Press Publ., 2003. 740 p. (In Tatar and Russian)
- Novoye Nadyrovo: past and present of the village. Ed. by R.Kh. Amirkhanov et al. Kazan: Rukhiyat Publ., 2008. 283 p. (In Tatar)
Supplementary files


