«Я вообще большой поклонник Индии и Востока, – это, должно быть, басаргинское татарство» (вице-адмирал Григорий Гаврилович Басаргин – военный губернатор Астраханской губернии и командующий Каспийской флотилией)
- Авторы: Насыров К.З.1
-
Учреждения:
- Адвокатская палата Республики Башкортостан
- Выпуск: Том 14, № 1 (2024)
- Страницы: 109-116
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2410-0765/article/view/266447
- DOI: https://doi.org/10.22378/2410-0765.2024-14-1.109-116
- ID: 266447
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В истории Российской империи до сегодняшнего времени имеется довольно много малоизученных тем. Одной из них являются сюжеты с участием офицеров императорского военно-морского флота России тюркского происхождения в освоении и описании водного пространства. В данном исследовании рассматривается исторический эпизод, в котором принимал участие военный губернатор Астраханской губернии, командующий Каспийской флотилией вице-адмирал Григорий Гаврилович Басаргин, чьи предки – выходцы из Золотой Орды, оставили заметный след в разрешении ряда насущных вопросов по установлению связей со странами Востока. К тому же, сегодняшняя общественность, да и историческое сообщество в целом, за редким исключением специалистов, занимающихся данной научной тематикой, воспринимают выходцев из тюркских народов, как занятых разрешением исключительно сухопутных задач. Однако было время, когда в огромных дипломатических, политических и военно-морских усилиях со стороны Императорской России по продвижению в юго-восточном направлении принимали деятельное участие и представители тюркских народов.
Полный текст
В первой четверти XIX в. военно-политическая обстановка на южных и юго-восточных рубежах Российской империи усложнилась. Вновь обострился очаг напряженности на южных границах государства. Ужесточились внутригосударственные и межплеменные отношения в соседней Персии, что зеркально отразилось и на обстановке в Кавказском регионе. Александр I наместником в этом сложном регионе, где решалась судьба спокойствия южных границ России, назначил активного участника Отечественной войны 1812 г. генерала А.П. Ермолова. Всю полноту власти, как военной, так и гражданской, император доверял в руки своего наместника и главнокомандующего войсками на Кавказе. Вдобавок ко всему в подчинение генералу А.П. Ермолову передавались силы и средства Каспийской флотилии. В Персии, практически на границе с Россией, интенсивно начинают хозяйничать представители Великобритании. Они не только взяли под контроль вопросы экспортной торговли Персии, но и занялись подготовкой ее вооруженных сил, а также переоснащением персиян современными видами вооружений.
А.П. Ермолов увидел в этом реальную угрозу для безопасности южных границ России [9, с.48]. Более того, англичане силами отдельных офицеров-разведчиков устанавливали связи с предводителями среднеазиатских ханств1. В целях опережающего действия в 1819 г. А.П. Ермолов принял решение отправить капитана Генерального штаба Н.Н. Муравьева с дипломатической миссией в Хиву.
Перед Н.Н. Муравьевым ставилась задача упрочить дипломатические и торговые отношения с Хивинским ханством, а в ближайшем будущем подготовить почву для установления таких же отношений и с Бухарским эмиратом. Также в программу экспедиции входила прокладка морского маршрута от Астрахани и до Красноводского залива Каспийского моря с выходом на туркменский берег, поиск полезных ископаемых, изучение и определение наличия возможных речных путей в Индию через владения Хивинского ханства, определение лоции для безопасного морского судоходства, оптимизация установленной транспортной логистики. Для успешного решения своих задач Н.Н. Муравьеву были даны силы и средства Каспийской флотилии. Морскую составляющую экспедиции возглавлял офицер Императорского флота России лейтенант Григорий Гаврилович Басаргин – командир корвета «Казань».
Первоначальные сведения о фамилии Басаргиных, древнем дворянском роде татарского происхождения, известны с XV в. Великий русский художник М.А. Врубель так писал о своем деде Г.Г. Басаргине: «…я вообще большой поклонник Индии и Востока, – это, должно быть, басаргинское татарство…» [6, с.108]. Хитросплетения судеб предков великого художника сложились таким образом, что его дедом со стороны отца был наказной атаман Астраханского казачьего войска генерал-майор М.А. Врубель.
Род Басаргиных ведет свое начало от рынды (старшего телохранителя, оруженосца) [7, с.119] Ивана Грозного в 1556 г. – Кира Басаргина [2, с.142]. Эти сведения подтверждает и князь П.В. Волконский в изданной им «Российской родословной книге» в 7 главе «Фамилии, существовавшие ранее 1600 г.» [8, ч.1, с.21]. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в «Боярском списке 1700 г.» хранятся сведения о Еремии Босаргине2 – кровном родственнике Г.Г. Басаргина. Исходя из вышеприведенного становится очевидным, что у Г.Г. Басаргина (1790–1853 гг.) был один путь служения Отечеству – военная стезя.
В 1802 г. Григорий Гаврилович Басаргин поступил в морской корпус кадетом, в 1805 г. был произведен в гардемарины и определен на действующий флот. Он был направлен для продолжения службы в Каспийскую флотилию – в 1817–1822 гг. Г.Г. Басаргин последовательно командовал транспортом «Пчела», корветом «Казань», транспортом «Кура», возглавлял военно-морскую составляющую экспедиции Н.Н. Муравьева к туркменским берегам на корвете «Казань». Однотипные корабли «Пчела» и «Кура» были построены строителем А.П. Антипьевым в Казанском адмиралтействе. Транспорт «Кура» под командованием А.П. Ладыженского участвовал в миссии Н.Н. Муравьева, исполняя функции корабля обеспечения. В командование транспортом «Кура» Г.Г. Басаргин вступил в 1822 г. Необходимо отметить, что практически все корабли Каспийской флотилии были заложены, построены и спущены на воду в Казанском адмиралтействе, просуществовавшем до тридцатого года XIX столетия. По результатам работы комиссии вице-адмирала П.М. Рожнова оно было упразднено и далее строительством кораблей для Каспийской флотилии занималось уже Астраханское адмиралтейство [11, с.208–221]. 16-ти пушечный корвет «Казань» был построен в серии из 4-х единиц, имел размеры 33,6 х 9,5 х 3,8, строитель А.П. Антипьев. Г.Г. Басаргин командовал корветом с 1819 по 1821 гг., судно было разобрано в Астрахани в 1827 г. [13, с.32–33].
Г.Г. Басаргин создал и лоцию Красноводского залива3, установив тем самым морской путь от российского побережья Каспийского моря до туркменских берегов в качестве составной части торгового сухопутно-морского пути в Среднюю Азию. В 1823–1826 гг. он руководил описанием Балханского залива, являющегося внутренним заливом Красноводского и реки Актам, впадающей в этот залив. Причем при описании Бакинского рейда лейтенант Г.Г. Басаргин обнаружил новый риф, доселе неизвестный русским мореплавателям [4, с.87].
В чине капитан-лейтенанта Григорий Гаврилович участвовал в Персидской войне 1826–1828 гг., командуя последовательно бригами «Баку» и однотипным бригом «Орел» Артиллерийское вооружение состояло из 12-ти орудий. Бриг «Баку» под командованием Г.Г. Басаргина в январе 1827 г. пришел в Астрабадский залив и высадил десант, в составе которого были и астраханские казаки. Десант успешно выполнил поставленную боевую задачу и уничтожил укрепления персов. Командир брига капитан-лейтенант Г.Г. Басаргин сошел на захваченный плацдарм и, используя полученный дипломатический опыт в посольстве Н.Н. Муравьева, успешно провел переговоры с вождями туркменских кочевых племен, результатом которых стало то, что туркмены повернули свое оружие против Персии. Г.Г. Басаргин за отличие в боевых действиях при блокаде неприятельских берегов у Астрабадского залива Каспийского моря награжден орденом Св. Анны 2 степени. В 1829–1835 гг. командовал отрядом из 4-х бригов у острова Сары в Каспийском море. После производства в чин капитана 1 ранга в 1837 г., Г.Г. Басаргин был переведен на Балтийский флот, где командовал кораблем «Эмгейтен». Через 5 лет службы на Балтике вновь переведен служить на Каспийское море [13, с.87].
В 1842 г. Г.Г. Басаргин был назначен командиром Астраханского порта. 26 марта 1844 г. он был удостоен чина контр-адмирала, 2 октября 1852 г. произведен в вице-адмиралы. Необходимо отметить, что Г.Г. Басаргин принял участие и в подготовке экспедиций в Аральском море. Используя свои отношения с главным командиром Астраханского порта Г.Г. Басаргиным, Оренбургский военный губернатор и командир Отдельного Оренбургского корпуса В.А. Обручев (1795–1866 гг.) обратился к нему за чертежами мореходных палубных судов. Чертежи были предоставлены [1, с.56]. Позднее А.И. Бутаков, руководитель Аральской экспедиции 1848 г., отмечал, что первые аральские шхуны «Николай» и «Михаил» были построены по образцу каспийских рыболовных судов. Они были неуклюжи на воде и тяжело управлялись, но причину проявления их низких мореходных качеств он не назвал [3, c.1–28].
Осознавая, что для профессиональной описи Аральского моря необходим и профессиональный экипаж из моряков, В.А. Обручев вновь обратился к Г.Г. Басаргину о предоставлении в его распоряжение моряков из Каспийской военной флотилии. Просьба В.А. Обручева была удовлетворена, в результате чего из Астрахани через Аральск в Оренбург прибыл отряд моряков под командованием унтер-офицера Рахматуллы Абизарова. Это были профессионалы своего дела, многие из них имели знаки отличия за 15 лет безупречной службы на море. Переход на верховых лошадях команды моряков из Астрахани по снегам и морозам был совершен в феврале – марте 1848 г. [10, с.10].
Исторический эпизод о Г.Г. Басаргине, его вкладе в описание Каспийского моря нашел свое отражение и в историографии советского периода [12, с.477]. 6 августа 1853 г. Г.Г. Басаргин скоропостижно скончался в Астрахани [4, с.374–376].
Примечательно то, что сын Г.Г. Басаргина – Владимир Григорьевич Басаргин – пошел по стопам своего отца и продолжил его дело служения Отечеству в Императорском флоте России.
В.Г. Басаргин, 1838 г.р., поступил в Морской корпус гардемарином, и через 2 года находился на защите Кронштадта от англо-французской эскадры. В 1858–1860 гг. находился в кругосветном плавании на корвете «Рында». За отличие по службе был произведен в чин лейтенанта в 1860 г. Очередное кругосветное плавание было совершено в 1861–1864 гг. на корвете «Новик» совместно с корветом «Рында». Распоряжением командира отряда кораблей контр-адмирала Попова 21 ноября 1862 г. назначен командиром корвета «Рында» и на этом корабле из кругосветного плавания вернулся в Кронштадт. Судьба повернулась так, что, как мы отмечали ранее, предок Басаргиных был рындой у царя Ивана Грозного, а его потомок стал командиром одноименного корвета. Корвет «Рында» – винтовой корабль на паровой тяге водоизмещение 885 тонн, был построен в 1856 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, имел 11 артиллерийских орудий и 200-сильную главную двигательную установку. Строителем являлся поручик Иващенко [5, с.127].
Далее служба В.Г. Басаргина проходила на броненосных фрегатах Балтийского и Черноморского флотов. Первый адмиральский чин был пожалован ему 1 января 1886 г. и одновременно Владимир Григорьевич был назначен в свиту Александра III флаг-капитаном Его Императорского Величества. С сентября 1890 г. по май 1891 г. командуя отрядом кораблей, сопровождал наследника престола цесаревича Николая Александровича в плавании в Тихом океане. 1 января 1892 г. был произведен в вице-адмиралы, 17-го апреля 1893 г. скончался. Именем В.Г. Басаргина названы улица во Владивостоке, мыс на входе в залив Золотой Рог (г. Владивосток), гора на Аляске [4, с.189–192].
Таким образом, в первой четверти и первой половине XIX в., наряду с представителями других национальностей, активное участие в продвижении Императорской России к государствам Среднеазиатского (Центральноазиатского) региона, имея целью выход к северным рубежам Индии и Китая, принимали и представители тюркских народов, «…но разве это не в традициях нашей державы от самых ее истоков» [10, с.20].
1 Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф.237. Оп.12. Д.456. Л.56.
2 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.210. Оп.2. Д.43. Л.349–710.
3 РГАВМФ. Ф.212. Оп.9. Д.370. Л.1–6.
Об авторах
Камиль Зиннятович Насыров
Адвокатская палата Республики Башкортостан
Автор, ответственный за переписку.
Email: adv.nkz012@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-6016-6075
кандидат исторических наук, адвокат
Россия, УфаСписок литературы
- Большаков Л.Н. Быль о Тарасе. Ч.2: На Арале. Оренбург: Кора, 1993. 268 с.
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.3 (5). СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1891. 492 с.
- Бутаков А.И. Сведения об экспедиции, снаряженной для описи Аральского моря в 1848 г. // Вестник РГО. Ч.7. СПб., 1853. Разд. 7. С.1–28.
- Веселаго Ф.Ф. Общий морской список. Ч.6. СПб.: Тип. Морского министерства в Главном Адмиралтействе, 1858. 662 с.
- Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб.: Тип. Морского министерства, 1872. 754 с.
- Врубель М.А. Письма к сестре, воспоминания о художнике Анны Александровны Врубель, отрывки из писем отца художника. Л.: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии истории материальной культуры, 1929. 205 с.
- Даль В.И. Словарь живого русского языка. Т.4. СПб.; М.: Изд. т-ва М.О. Вольф, 1914. 814 с.
- Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Ч.1. СПб.: Тип. К. Вингебера, 1854. 350 с.
- Ермолов А.П. Записки Алексея Петровича Ермолова. С приложениями. Ч.2. 1816–1827 г. М.: Унив. тип. Катков и Кº, 1868. 626 с.
- Каторин Ю.Ф. Андреевский флаг над барханами. Участие российских моряков в завоевании Средней Азии. СПб.: Гангут, 2018. 208 с.
- Насыров К.З. Комиссия вице-адмирала П.М. Рожнова по упразднению Казанского адмиралтейства в 1826–1830 гг. // Казанское адмиралтейство (1718–1830 гг.): народы Поволжья и традиции российского судостроения: материалы Всероссийской научной конференции (г. Казань, 25–26 октября 2018 г.). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С.208–221.
- Русские мореплаватели. М.: Военное изд-во, 1953. 672 с.
- Чернышев А.А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х томах. Т.2. М.: Воениздат, 2002. 480 с.
Дополнительные файлы
