Amateur Actors Who — Partnered with Dostoevsky in the Production of Gogol's Comedy “The Inspector” (From the Additions to the Dictionary “F. M. Dostoevsky and His Entourage”)

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article is devoted to Dostoevsky's participation as postmaster Shpekin in a charity performance of the comedy by N. V. Gogol “The Inspector,” staged on April 14, 1860 by amateurs in the hall of Maria Ruadze's house on the Moika embankment near the Polizeisky Bridge. Along with Dostoevsky, 25 amateur actors were engaged in the performance. Their names are known from the showbill published as an appendix to P. I. Weinberg’s memoirs of this event. Dostoevsky interacted with the participants of this production during several rehearsals that began on March 31, 1860, and directly during the performance. However, fewer than half of the participants of this performance are registered in S. V. Belov's encyclopedic dictionary F. M. “Dostoevsky and his entourage,” and most of them are engaged in stage episodes without Shpekin-Dostoevsky. The article contains biographical data about amateur actors who participated in the production of “The Inspector,” who interacted with Dostoevsky in the collective creative process, went on stage together with him, but who have not been previously mentioned in the biographical literature about the writer.

全文:

Факт участия Достоевского 14 апреля 1860 г. в благотворительном любительском спектакле — постановке комедии Гоголя «Ревизор», осуществленной по инициативе недавно учрежденного Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литфонд), широко известен. Спектакль этот произвел фурор среди петербургской публики и привлек всеобщий интерес. В качестве актеров в нем, наряду с Достоевским, выступали знаменитые современные писатели: Иван Тургенев, Алексей Писемский, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин, поэты Аполлон Майков, Петр Вейнберг, Василий Курочкин, издатель Андрей Краевский и др. Публика просто ломилась в зал Марии Руадзе в ее доме на углу набережной Мойки и Кирпичного переулка у Полицейского моста, где состоялась постановка. «Если бы зала Руадзе была вдвое больше, то и тогда она, вероятно, не вместила бы всех желающих быть на спектакле», — вспоминал один из мемуаристов [Пантелеев, 1958: 230]1.

Сообщения об этом событии были напечатаны в нескольких столичных газетах2. Сатирический журнал «Искра» (1860. 6 мая. № 17) даже поместил на своей обложке выполненное в карикатурном ключе изображение одной из мизансцен этого спектакля («Литераторы в ролях купцов и городничего»; см. Илл. 1)3. В конце XIX — начале XX в., спустя несколько десятилетий, прошедших со дня постановки «Ревизора», о ней вспомнил ряд мемуаристов, как участников спектакля, так и зрителей (см.: [Вейнберг: 96–109], [Пантелеев, 1902], [Юнге: 240–241]). В 1964 г. в сокращенном виде воспоминания П. И. Вейнберга, одного из организаторов постановки, исполнителя роли Хлестакова, наиболее подробно описавшего это событие, были включены в составленный А. С. Долининым 2-томник «Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников» [Достоевский в воспоминаниях: 330–336].

 

Илл. 1. Карикатура Н. Степанова из журнала «Искра»

Fig. 1. N. Stepanov's cartoon from Iskra magazine

 

В 1973 г. в 86-м томе «Литературного наследства» Г. Ф. Коган обнародовала найденную ею в архиве Достоевского «повестку», которой писатель приглашался «на репетицiю комедiи: “Ревизоръ” въ Понедѣльникъ, 4 Апрѣля въ двенадцать часовъ утра въ залу дома Руадзе» (цит. по: [Коган: 14]; см. Илл. 2)4. Наконец, в 1980 г. Г. В. Степанова опубликовала письмо П. И. Вейнберга от конца марта 1860 г., в котором он, уведомленный А. Ф. Писемским о согласии Достоевского принять участие в постановке «Ревизора», предлагает ему на выбор оставшиеся после распределения роли Шпекина, Добчинского или Хлопова (см.: [Степанова: 242–243]). Как известно, Достоевский выбрал роль почтмейстера Шпекина, которую и исполнил, по оценке Вейнберга, блестяще.

 

Илл. 2. «Повестка» Достоевскому с приглашением на репетицию «Ревизора»

Fig. 2. The “summons” in Dostoevsky’s name with an invitation to the rehearsal of “The Inspector”

 

Такова история рассмотрения вопроса5.

Ее продолжение необходимо начать с одного важного уточнения. В указанном письме к Достоевскому П. И. Вейнберг пишет:

«Первая репетиция “Ревизора” назначена в четверг, через два дня, о часе и месте я дам знать заранее» (цит. по: [Степанова: 242]).

Публикатором к этому месту сделано примечание: «Репетиция “Ревизора” состоялась не в четверг, а в понедельник — 4 апреля 1860 г. Об этом свидетельствует обнаруженная Г. Ф. Коган <…> повестка…» [Степанова: 243]. С данным замечанием согласились, повторив его, и составители «Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского» (см.: [Летопись: 288]).

Замечание это, однако, основано на недоразумении. Оно может быть принято лишь при условии, что имела место только одна единственная репетиция, предшествовавшая спектаклю. Но такое допущение отнюдь не соответствует действительности. Так, например, москвич А. Н. Островский, соглашаясь на предложение играть роль купца Абдулина, писал П. И. Вейнбергу:

«Хорошо, с удовольствием буду играть Абдулина, только репетируйте без меня, я приеду на две последние репетиции…»6.

О «репетициях» во множественном числе пишет в своих воспоминаниях и П. И. Вейнберг [Вейнберг: 99]7, упоминая также и о «генеральной репетиции» [Вейнберг: 104], из чего однозначно следует, что репетиций было не одна и не две, а несколько.

П. И. Вейнберг сообщает Достоевскому, что «первая репетиция “Ревизора” назначена на четверг, через два дня». Судя по всему, это был четверг 31 марта. Сохранившаяся «повестка» приглашала писателя далеко не на первую (и надо полагать не на последнюю) репетицию 4 апреля. Рассуждения составителей «Летописи…», согласно которым Достоевский, возможно, «уведомил Вейнберга, что он не может приехать в четверг, и репетиция была перенесена на понедельник 4 апреля» [Летопись: 288], представляются весьма легковесными.

Почему так важно приведенное уточнение? Потому что серия репетиций, проходивших между 31 марта и 13 апреля, в ходе которых Достоевский общался, причем, подчеркну сугубо, в процессе коллективного творчества, более чем с двумя десятками самодеятельных актеров, — важный факт биографии писателя. Общение с Достоевским во время репетиций, а также непосредственно во время спектакля, особенно в эпизодах, в которых действующим лицом являлся почтмейстер Шпекин8, заставляет биографов писателя проявить повышенное внимание к участникам петербургской любительской постановки «Ревизора». Однако в специальном двухтомном энциклопедическом словаре С. В. Белова «Ф. М. Достоевский и его окружение» из двадцати пяти человек (не считая самого Достоевского), занятых, согласно афише (см. Илл. 3), в благотворительном спектакле, зарегистрированы лишь одиннадцать (см.: [Белов, т. 1: 136–138, 212–214, 283–284, 404, 425–428, 453, 508–511; т. 2: 99–100, 219, 323–328])9. Причем четверо из них (Григорович, Тургенев, Краевский, Майков) были в близких отношениях с писателем еще с 1840-х гг., другие четверо (Вейнберг, Писемский, Дружинин, Курочкин) разнообразно общались с ним в 1860–1870-е гг. И лишь трое (супруги Ф. А. и И. С. Кони и поэт-юморист А. П. Сниткин10) включены в словарь именно как участники постановки «Ревизора» в зале М. Ф. Руадзе. Таким образом, полтора десятка других самодеятельных актеров, выходивших на сцену вместе с Достоевским, оказались не включенными в издание С. В. Белова.

 

Илл. 3. Афиша постановки «Ревизора», приложенная к воспоминаниям П. Вейнберга

Fig. 3. The showbill of the production of “The Inspector”, attached to the memoirs of P. Weinberg

 

Судя по всему, составитель энциклопедического словаря в качестве источника использовал сокращенную перепечатку воспоминаний П. И. Вейнберга11, опубликованных в 1895 г. в «Ежегоднике императорских театров», которая была включена в 2-томник воспоминаний о Достоевском 1964 г. Однако в первой публикации текста Вейнберга в качестве иллюстрации была приведена афиша постановки «Ревизора» 14 апреля 1860 г., и благодаря этому мы знаем всех участников спектакля (см.: [Вейнберг: 105]).

Конечно, С. В. Белов мог иметь определенные основания, чтобы не включать в свой энциклопедический словарь студента петербургского университета Е. Ловягина, исполнителя роли Осипа — слуги Хлестакова. В конце концов почтмейстер Шпекин и Осип не встречаются на сцене ни в одном эпизоде. Но самодеятельные актеры, которые участвовали вместе с Достоевским-Шпекиным в одних и тех же явлениях, причем как непосредственно в спектакле, так и во время репетиций, обязательно должны быть зарегистрированы в словаре как лица из окружения писателя. Иначе имеет место парадоксальная ситуация: в словаре отмечено участие в постановке «Ревизора» актеров-писателей, игравших в эпизодах, в которых отсутствовал Шпекин-Достоевский, а вот те, кто был занят в общих сценах вместе с писателем, за исключением Вейнберга, Писемского, Сниткина и И. С. Кони, выпали из поля зрения и С. В. Белова, и других исследователей (см. выше указание на «Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского»).

Почтмейстер Шпекин (Достоевский) впервые появлялся в спектакле во втором явлении 1-го действия. Одновременно с ним на сцене находились городничий (А. Ф. Писемский), судья Ляпкин-Тяпкин (В. Ф. Панютин), попечитель богоугодных заведений Земляника (В. А. Иванов), смотритель училищ Хлопов (А. Г. Витковский), доктор Гибнер (М. П. Устинов), частный пристав Уховертов (М. А. Хитун) и квартальный надзиратель Свистунов12 (А. П. Сниткин). В следующем явлении появлялись Добчинский (В. И. Аничков) и Бобчинский (И. И. Ознобишин) (см.: [Вейнберг: 105]). Кроме Писемского и Сниткина, никто из актеров-любителей, игравших вместе с Достоевским в завязке «Ревизора», еще ни разу не был упомянут биографами писателя.

Большая часть сквозных персонажей «Ревизора» (Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов, Добчинский и Бобчинский) вместе сo Шпекиным присутствуют на сцене и в 4-м действии, когда они, один за другим, являются с визитом к Хлестакову с целью подмаслить «ревизора» из Петербурга. Здесь, кроме Вейнберга-Хлестакова, новых актеров в общих сценах с Достоевским-Шпекиным не появлялось.

Но чуть ли не все персонажи комедии (естественно, кроме купцов) собраны вместе в двух последних явлениях 5-го действия, где после появления Шпекина с перехваченным письмом Хлестакова к Тряпичкину, а затем и жандарма, требующего городничего к настоящему ревизору, спектакль заканчивается знаменитой «немой сценой». Из новых лиц, которые ранее не пересекались в действии сo Шпекиным, здесь должны быть названы городничиха Анна Андреевна (И. С. Кони), ее дочь Марья Антоновна (Е. К. Мокрицкая), отставной секунд-майор Растаковский13 (А. М. Политаев), почетные жители города Коробкин (А. Н. Михайлов) и Люлюков (И. А. Жуков) и жена смотрителя училищ Хлопова (Е. Н. Малахова). Роль жандарма исполнял М. А. Хитун, в 1-м действии игравший частного пристава Уховертова (см.: [Вейнберг: 105]). Вновь, кроме Писемского — городничего и Кони — Анны Андреевны, рядом с которыми застыл почтмейстер Шпекин, «превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям»14, все участники финальной сцены «Ревизора» отсутствуют в энциклопедическом словаре «Ф. М. Достоевский и его окружение».

Собрать, однако, биографические сведения об актерах-любителях, участвовавших в постановке «Ревизора» вместе с Достоевским, встречавшихся с ним на репетициях, выходивших с ним на сцену в общих эпизодах, весьма непросто. Маститые литераторы, которых как участников спектакля вспоминают все мемуаристы, были приглашены организаторами постановки главным образом на роли купцов, появлявшихся лишь в двух явлениях комедии (Шпекин-Достоевский, повторим, в этих эпизодах не участвовал); исключение — Писемский-городничий и Вейнберг-Хлестаков. Единственной профессиональной актрисой, к тому времени, правда, уже несколько лет оставившей сцену, являлась Ирина Семеновна Кони, исполнявшая, как уже указано, роль городничихи. Все остальные роли, по свидетельству П. И. Вейнберга, были распределены «между лицами из публики» [Вейнберг: 98]. Сведения о них обнаруживаются с большим трудом и в отношении далеко не всех лиц.

Первым, бесспорно, должен быть назван Андрей Генрихович Витковский (1830–1879), исполнитель роли смотрителя училищ Хлопова. Выпускник Главного инженерного училища, в чине прапорщика вышедший из нижнего офицерского класса в 1851 г., восемью годами позже Достоевского, он должен был привлечь внимание писателя как человек, учившийся в том же, что и он, учебном заведении. Окончив Академию Генштаба, Витковский с 1857 по 1863 г. преподавал там геодезическую съемку и черчение. Ко времени постановки «Ревизора» он, видимо, имел чин майора или гвардейского штабс-капитана (с 30 августа 1862 г. подполковник15). Еще с начала 1850-х гг. Витковский начал писать для сцены (в 1852 г. его комедия «Серебряная свадьба» была поставлена в Александринском театре). С 1859 г. его прозаические произведения печатаются на страницах журнала «Русское слово». Позднее, с июня по декабрь 1863 г., он даже являлся официальным редактором этого журнала. В 1868 г. окончил Военно-юридическую академию. В 1869 г. — полковник Генерального штаба16. В 1875 г. вышел в отставку в звании генерал-майора. Посмертно, в 1896 г., вышло в свет Полное собрание сочинений А. Г. Витковского в 4-х томах (см.: [Русские писатели: 448]).

А. Г. Витковский был не единственным офицером, участвовавшим в постановке «Ревизора». Следом должен быть назван поручик лейб-гвардии Преображенского полка Всеволод Федорович Панютин (1833–1895), исполнявший роль судьи Ляпкина-Тяпкина. Сын члена Государственного совета генерала Ф. С. Панютина, выпускник Пажеского корпуса (1852), он участвовал в Восточной войне 1853–1856 гг. в составе войск, охранявших южное побережье Балтийского моря от возможной высадки англо-французов; позднее отличился в Польской кампании 1863 г., являясь уездным военным начальником в городе Лида, и в 1877–1878 гг. в Русско-турецкой войне на Балканах, будучи командиром 63-го пехотного Углицкого полка, участвовал во взятии Плевны, в бою под Шейновым. С февраля 1878 г. — командир Кексгольмского гренадерского полка, с 1884 г. — начальник 11-й пехотной дивизии. Дослужился до чина генерал-лейтенанта (1890) (см.: [Шилов, Кузьмин: 614]). Близко знавший В. Ф. Панютина в начале 1860-х гг. Л. Ф. Пантелеев писал о нем:

«…большой любитель театра, устраивавший у себя в роте солдатские спектакли и сам часто игравший на любительских спектаклях», он «был неподражаемо хорош в роли Скалозуба. Панютин и Ляпкина-Тяпкина провел бесподобно» [Пантелеев, 1958: 230].

Третьим офицером, участвовавшим в постановке, был исполнитель роли Петра Ивановича Добчинского Василий Иванович Анúчков (1838–1881), выпускник школы гвардейских подпрапорщиков, с 1857 г. — поручик лейб-гвардии 1-го Стрелкового батальона, расквартированного в Петербурге (см.: [Карцов: 51, 288]). Во второй половине 1860-х гг. он служил в Боровичах Новгородской губернии мировым посредником и почетным мировым судьей. Окончив в 1869 г. курс Военно-юридической академии, являлся членом Тифлисского и Виленского военно-окружных судов. В 1870 г. получил чин подполковника, в 1873 г. — полковника. Позднее «служил в лейб-гвардии Московском полку, с которым совершил турецкий поход» в 1877–1878 гг. Скончался в 1881 г., исполняя должность командира Пензенского пехотного полка. Он являлся отцом историка литературы Е. В. Анúчкова, который сообщал в биографических сведениях о себе:

«Отец мой был человек литературно-образованный и в молодости был страстным актером-любителем. У нас сохранилась афиша от одного спектакля, где в “Ревизоре” Гоголя Григорович играл городничего, Тургенев почтмейстера, Достоевский Добчинского, а отец мой Бобчинского» [Венгеров: 338–339].

Смешав исполнителей других действующих лиц «Ревизора», Е. В. Аничков вполне определенно свидетельствует, что в роли Бобчинского выступал его отец.

Роль доктора Гибнера, скорее всего, исполнял Михаил Павлович Устинов (?–1882) — журналист и историк, сотрудничавший в конце 1850-х — начале 1860-х гг. в «Искре» (см.: [Масанов: 483]), «Библиотеке для чтения» А. В. Дружинина и А. Ф. Писемского (см.: [Серман: 278]), входивший наряду с П. И. Вейнбергом в редакционный кружок этого журнала17; позднее, в 1870-е гг., печатавшийся в периодических сборниках С. Н. Шубинского и П. А. Ефремова «Древняя и Новая Россия». В Адрес-календаре Российской империи на 1860–1861 г. зарегистрирован титулярный советник Михаил Павлович Устинов, столоначальник в Аудиториатском департаменте Военного министерства18. Утверждать, однако, что именно он сотрудничал в «Искре» и «Библиотеке для чтения» можно лишь предположительно.

Серьезные затруднения вызывает установление личности исполнителя роли Петра Ивановича Бобчинского. В афише спектакля он представлен как И. И. Ознобишин. Однако в публикации Т. И. Орнатской «Деятельность Достоевского в “Обществе для пособия нуждающимся литераторам и ученым” (1859–1866)» процитирован некий «реестр» из бумаг Литфонда (РО ИРЛИ. Ф. 155. Л. 11), где перечислены участники благотворительных спектаклей 14 и 18 апреля 1860 г., которым от имени председателя Общества Ег. П. Ковалевского были разосланы благодарственные письма; наряду с Достоевским здесь назван «Н. Н. Ознобишин» [Орнатская: 241]. Скорее всего, в последнем случае имеет место описка или неверное прочтение публикатора. В дневнике Е. А. Штакеншнейдер более раннего времени, за 1855–1856 гг., несколько раз упомянут Илья Иванович Ознобишин, причем именно как участник любительских благотворительных спектаклей19. Это наблюдение заставляет предпочесть вариант инициалов исполнителя роли Бобчинского, как они представлены в афише, и искать биографические материалы об И. И. Ознобишине. В этой связи важным оказывается замечание Л. Ф. Пантелеева, который, кратко коснувшись любительского спектакля в пользу Литфонда по комедии Гоголя «Женитьба», поставленного в том же зале М. Ф. Руадзе 18 апреля 1860 г. (через четыре дня после «Ревизора»), отметил, что он также привлек внимание публики, «хотя в нем из литераторов участвовали, кажется, только Писемский — Подколесин, Вейнберг — Кочкарев, Ознобишин — Жевакин» [Пантелеев, 1958: 231]. Это свидетельство корреспондирует с указанием комментаторов писем А. Ф. Писемского, которыми исполнитель роли Бобчинского в постановке «Ревизора» представлен как Илья Иванович Ознобишин, драматург20. Историк петербургских театров А. И. Вольф на страницах, посвященных сезону Александринского театра 1865/66 г., отмечает: «Нельзя не вспомнить с удовольствием о небольшой комедии “Семейные тайны”, переведенной с немецкого Ознобишиным, в которой ветеран Сосницкий с неподражаемым юмором сыграл роль рассеянного Фомы Фомича…» [Вольф: 33]. Имени и отчества Ознобишина А. И. Вольф не указывает. Но в «Истории русского драматического театра» (1980) можно прочесть: «Семейные тайны. Комедия в 3-х действиях И. И. Ознобишина. Сюжет заимствован из немецкой комедии “Der herr Vater”» (цит. по: [Хохлова: 22]). Заметим, что «Семейные тайны» представлены здесь не как перевод, но как оригинальное драматическое произведение на основе заимствованного сюжета. Укажем также, что в четырех списках этой комедии, хранящейся в Театральной библиотеке в С.-Петербурге, автором также указан И. Ознобишин (см.: [Хохлова: 22]). Что еще можно добавить к сведениям об этом лице? В адрес-календарях и адресных книгах Северной столицы 1860-х гг. зарегистрирован титулярный советник Илья Иванович Ознобишин — смотритель за сборами Александринского театра и, позднее, гардеробмейстер Императорских театров21, однако, несмотря на определенную его причастность к миру театра, нельзя утверждать, что именно он являлся автором комедии «Семейные тайны» и исполнителем роли Бобчинского в постановке «Ревизора».

Мало что можно сказать об исполнителе роли отставного секунд-майора Растаковского А. М. Политаеве (в реестре Литфонда он фигурирует как А. М. Полетаев)22. В Словаре псевдонимов И. Ф. Масанова А. М. Полетаев зарегистрирован как сотрудник газеты «Северная пчела», публиковавшийся под криптонимом А. П. (см.: [Масанов: 377]). В частности, в 1860 г. на страницах этой газеты были помещены его публикации «Необходимость нового драматического театра в С.-Петербурге» (20 окт. № 233. С. 961)23 и «Мысль о народном театре» (23 дек. № 286. С. 1207). Вполне вероятно, что роль Растаковского играл именно этот сотрудник «Северной пчелы».

Очевидно, в литературных кругах хорошо была известна Елизавета Константиновна Мокрицкая (или Мокринская), исполнительница роли Марьи Антоновны24. Вскоре после постановки «Ревизора» А. Н. Островский, который не смог участвовать в спектакле из-за болезни, писал И. Ф. Горбунову:

«Любезнейший Иван Федорович, как это Вам не совестно! Ни слуху, ни духу от Вас! Лизавета Константиновна мне писала, что Вы мне подробно напишете обо всем случившемся в Петербурге, но до сих пор от Вас нет ничего»25.

К сожалению, указанное письмо Е. К. Мокрицкой26 к драматургу не известно. Но упомянута она как общая знакомая Островского и Горбунова27.

Остальных участников постановки 14 апреля 1860 г., которые играли в общих эпизодах со Шпекиным-Достоевским, мы, увы, знаем лишь настолько, насколько они представлены в афише спектакля: И. А. Жуков (горожанин Люлюков), В. А. Иванов (попечитель богоугодных заведений Земляника), Е. Н. Малахова28 (жена смотрителя училищ Хлопова), А. Н. Михайлов (Коробкин), М. А. Хитун (частный пристав Уховертов и Жандарм в финальной сцене). Составление биографических сведений об этих лицах возможно лишь при обнаружении новых источников.

Несколько слов необходимо сказать и об актерах, исполнявших роли персонажей, которые не пересекались в сценическом действии со Шпекиным-Достоевским, но, очевидно, также участвовали одновременно с ним на репетициях и находились вместе с ним за кулисами во время спектакля. Выше уже был упомянут студент Петербургского университета Евлампий Петрович Ловягин29, отличившийся в роли Осипа — слуги Хлестакова. О нем, к сожалению, не удалось найти биографических данных. Сведения, сообщенные Л. Ф. Пантелеевым, о его скоротечной болезни и смерти вскоре после постановки «Ревизора» [Пантелеев, 1958: 230], как уже было отмечено в примеч. 10, скорее всего, являются аберрацией памяти: мемуарист, очевидно, спутал Ловягина с А. П. Сниткиным. Но стоит привести высокую оценку его игры, данную в воспоминаниях П. И. Вейнберга: «…смело могу сказать — до гениальности хорош студент здешнего университета, Ловягин, в роли Осипа; из всей массы виденных мною Осипов (а я однажды играл Хлестакова даже с Осипом-Мартыновым) Ловягину под пару мог бы быть разве только Садовский» [Вейнберг: 100].30

Вслед за Е. П. Ловягиным упомянем еще двоих самодеятельных актеров, исполнявших эпизодические роли. Трактирного слугу во 2-м действии играл шурин А. Ф. Писемского и двоюродный брат А. Н. Майкова31 — Вадим Павлович Свиньин (1838–1902), сын известного в первой трети XIX в. литератора П. П. Свиньина — основателя и первого редактора журнала «Отечественные записки» (1818–1830), исторического беллетриста, автора многотомного труда «Достопримечательности С.-Петербурга и его окрестностей». В 1860-е гг. В. П. Свиньин служил в департаменте железных дорог Министерства путей сообщения32.

Роль Мишки, слуги в доме городничего, по-видимому, исполнил Сергей Николаевич Степанов (1845–1910) — 15-летний сын художника-карикатуриста Н. А. Степанова, соредактора (совместно с В. С. Курочкиным) сатирического журнала «Искра», племянник композитора А. С. Даргомыжского33. По окончании Петербургского университета С. Н. Степанов был библиотекарем Земледельческого и Лесного институтов, одновременно редактировал литературный отдел сатирического журнала «Будильник». Занимался также изобретательством34. В рукописном альбоме С. Н. Степанова, хранящемся в Рукописном отделе Пушкинского Дома, содержатся автографы А. Ф. Писемского, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова. Не исключено, что на не однажды упомянутой карикатуре, изображающей купцов в доме городничего, справа, за спиной В. С. Курочкина, карикатурист изобразил своего сына.

В завершение необходимо коснуться еще одного обстоятельства. Как уже было отмечено в примеч. 7, желая получить профессиональные советы, П. И. Вейнберг, фактический режиссер любительского спектакля35, дважды приглашал на репетиции «Ревизора» ведущих актеров Александринского театра — А. Е. Мартынова и П. А. Каратыгина. К сожалению, характер их участия в репетициях мемуарист не описывает. О Каратыгине он вообще отзывается предельно лаконично, отметив лишь его критическое отношение к постановке (игре Писемского и режиссерскому видению самого Вейнберга). О Мартынове мемуарист пишет гораздо более обстоятельно, но сосредоточивается почти исключительно на обсуждениях со знаменитым актером собственного понимания рисунка роли Хлестакова (см.: [Вейнберг: 102–104]). Тем не менее присутствие А. Е. Мартынова и П. А. Каратыгина на репетициях, в которых принимал участие и Достоевский, заставляет поставить вопрос о включении персоналий и этих прославленных актеров в энциклопедический словарь «Ф. М. Достоевский и его окружение». Биографические сведения о них легко доступны в многочисленных источниках (см., например: [Театральная энциклопедия, т. 2: 1136–1137; т. 3: 719–721])36.

 

1 Организатор и фактический режиссер спектакля П. И. Вейнберг в своих воспоминаниях еще повышает градус ажиотажа в петербургском обществе: «Если б зал мог вместить тройное количество зрителей сравнительно с тем, которое помещалось в нем, то и в этом случае, без сомнения, все билеты были бы распроданы задолго до спектакля» [Вейнберг: 106]. (Здесь и далее полужирные выделения в цитатах принадлежат автору статьи, курсивные выделения — цитируемым авторам. — Б. Т.). Однако запись в дневнике члена Комитета Литфонда А. В. Никитенко, присутствовавшего на спектакле в качестве представителя оргкомитета, корректирует приведенные мемуарные свидетельства: «Пьеса шла неблистательно, но денег собрано много. Все места почти были заняты» [Никитенко: 118].

2 См., например: Северная пчела. 1860. 16 апр. № 85. С. 337. В этой же газете можно было прочитать анонс постановки «Ревизора». Вслед за перечнем действующих лиц и их исполнителей сообщалось: «Начало в 7½ часов. Билеты: в залу: 1-й ряд по 10 р., следующие 17-ть по 5 р. и остальные по 3 р., на хоры по 2 р. сер., можно получать в книжных магазинах: В. П. Печаткина (на Невском проспекте, против гостиного двора, в доме Армянской церкви); Д. Е. Кожанчикова (в доме Демидова, против Публичной библиотеки); А. И. Давыдова (на Невском проспекте, против арсенала Николаевского дворца, в доме Заветнова). Лица, записавшие для себя билеты заблаговременно, благоволят прислать за ними в квартиру П. И. Вейнберга (на углу Владимирской и Графского переулка, в доме Бурдина), ежедневно от девяти до двенадцати часов» (Там же. 9 апр. № 79. С. 315).

3 Эта гравированная карикатура П. З. Куренкова по рисунку Н. А. Степанова вызывает ряд вопросов. И главный из них: допустимо ли рассматривать ее как документальное свидетельство? С этим вопросом сопряжен и второй: видел ли сам художник на сцене тех, кого изобразил на карикатуре, или же создавал свой рисунок с чужих слов? По целому ряду признаков более предпочтительным оказывается второй ответ: карикатурист иллюстрировал городскую молву, вызванную необычным спектаклем. В частности, можно отметить, что на рисунке изображены десять «купцов», в то время как в афише перечислены лишь семь исполнителей: И. С. Тургенев, А. А. Краевский, Д. В. Григорович, А. Н. Майков, А. В. Дружинин, В. С. Курочкин и (отдельной строкой в роли купца Абдулина, единственного названного в афише по имени) А. Н. Островский (которого заменил Ф. А. Кони). Портретного сходства, скажем прямо, в участниках изображенной мизансцены маловато. Тем не менее узнаются: И. С. Тургенев (почему-то очень низенького роста), А. В. Дружинин, Д. В. Григорович, а также И. И. Панаев, Н. А. Некрасов и (поверим биографам этого писателя) И. А. Гончаров. Оставим на совести художника портреты В. С. Курочкина, Ф. А. Кони, А. Н. Майкова и А. А. Краевского (быть может, последний вышел на сцену с подвязанной бородой?). Но как быть с Панаевым, Некрасовым и Гончаровым, фамилий которых нет в афише и которых не называет в своих подробных воспоминаниях П. И. Вейнберг? Гончарова упоминает в мемуарах, написанных в начале XX в., Е. Ф. Юнге: «Тургенев, Гончаров, Майков, Курочкин вышли на сцену в виде купцов с головами сахара и кульками» [Юнге: 241]. Ссылаясь на это свидетельство, а также на карикатуру в «Искре», участие И. А. Гончарова в спектакле 14 апреля 1860 г. регистрирует составитель его «Летописи жизни и творчества…» [Алексеев: 107–108]. Но это маловероятно: за две недели до постановки, 29 марта, происходил знаменитый «третейский суд», участники которого не поддержали обвинений И. С. Тургенева в плагиате, инкриминируемом тому И. А. Гончаровым. По завершении суда «Тургенев объявил, что всякие дружественные отношения между ним и г<-ном> Гончаровым отныне прекращены» [Никитенко: 115]. Трудно представить, что почти сразу же после этого оба писателя совместно участвуют в репетициях и постановке «Ревизора». Л. Ф. Пантелеев в своих мемуарах первоначально перечисляет исполнителей ролей купцов согласно афише. Но затем пишет: «Кульминационным пунктом спектакля стала сцена купцов <…>, когда появились Тургенев, Григорович, Майков, Панаев, Некрасов, Дружинин. Что тут происходило в течение нескольких минут — и рассказать трудно…»[Пантелеев, 1958: 231]. Этот мемуарист не называет Гончарова, но включает в число исполнителей Панаева и Некрасова, не упомянутых в воспоминаниях П. И. Вейнберга. Как знать, не оказала ли влияние карикатура в «Искре» на позднейшие воспоминания Е. Ф. Юнге и Л. Ф. Пантелеева? Этот вопрос требует дальнейшего изучения, в частности и потому, что в «Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского», без необходимой рефлексии сообщается: «Д<остоевский> участвует в спектакле “Ревизор” вместе с А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем, А. Н. Майковым, А. В. Дружининым, П. И. Вейнбергом» [Летопись: 291].

4 «Повестка» хранится в Отделе рукописей Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля (Ф. 81. Оп. 2. Ед. хр. 27. КП 56643/4).

5 Дополнительно можно указать опубликованную в 1936 г. выписку из протокола заседания Комитета Литфонда от 17 февраля 1860 г., в которой сообщалось, что «члены Общества А. Ф. Писемский и П. И. Вейнберг, предлагая устроить на Фоминой неделе один или два спектакля в пользу Общества, просят Комитет принять в этом деле участие и учинить зависящие от него распоряжения. О п р е д е л е н о: принести искреннюю благодарность гг. Писемскому и Вейнбергу и для содействия им нарядить комиссию из двух членов Комитета: А. В. Дружинина и И. С. Тургенева» (Писемский А. Ф. Письма / подгот. текста М. К. Клемана и А. П. Могилянского. М.; Л.: АН СССР, 1936. С. 659).

6 Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Искусство, 1979. Т. 11. С. 115.

7 По ходу воспоминаний мемуарист рассказывает, что на одну из репетиций он пригласил знаменитого комического актера Александринского театра А. Е. Мартынова, на другую — не менее знаменитого трагика П. А. Каратыгина (см.: [Вейнберг: 102–104]). Об этом подробнее см. ниже.

8 Судя по афише спектакля (см.: [Вейнберг: 105]), комедия была сокращена для постановки минимально, из действующих лиц в спектакле отсутствовали лишь эпизодические персонажи: жена Коробкина, унтер-офицерская жена да из трех полицейских сохранен только квартальный надзиратель Свистунов. Очевидно, по минимуму были представлены и персонажи-статисты: мещане, просители, гости и гостьи.

9 Об участии в постановке «Ревизора» Д. В. Григоровича, А. А. Краевского, В. С. Курочкина, А. Н. Майкова и И. С. Тургенева составитель энциклопедического словаря не упоминает.

10 Поэт-юморист А. П. Сниткин, исполнивший в постановке «Ревизора» небольшую роль квартального надзирателя Свистунова, выделяется среди других участников постановки в силу трагических последствий, которые имело для него участие в этом спектакле. Во время представления он простудился, заболел и 30 апреля 1860 г. умер в возрасте 24 лет. Достоевский писал о нем актрисе А. И. Шуберт: «Кстати: не знавали ли Вы одного Сниткина: он еще писал комические стихи под именем Аммоса Шишкина. Представьте себе: заболел и умер в какие-нибудь шесть дней. Литературный фонд принял участие в его семействе. Очень жаль» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1985. Т. 28. Кн. 2. С. 10). Л. Ф. Пантелеев в своих мемуарах, по-видимому, спутал с А. П. Сниткиным студента Е. П. Ловягина, исполнявшего роль слуги Хлестакова Осипа, когда писал о последнем: «Судьба Ловягина была печальная: он простудился на этом вечере, схватил горячку, и в несколько дней его не стало» [Пантелеев, 1958: 230]. Впрочем, о ранней смерти Е. П. Ловягина пишет и А. Ф. Кони (см. примеч. 30). Возможно, безвременная кончина двух молодых участников спектакля и послужила причиной путаницы.

11 В сокращенном тексте воспоминаний Вейнберга не упомянут Ф. А. Кони, заменивший в роли купца Абдулина не приехавшего из Москвы из-за болезни А. Н. Островского, но его называет в примечаниях комментатор П. С. Рейфман (см.: [Достоевский в воспоминаниях: 432]).

12 У Гоголя в этом явлении фигурируют два квартальных, но в афише назван лишь один Свистунов (в газетном анонсе из квартальных фигурировал Держиморда, но не было Свистунова; см.: Северная пчела. 1860. 9 апр. № 79. С. 315).

13 Так в афише спектакля 14 апреля 1860 г. У Гоголя Иван Лазаревич Растаковский вместе с Коробкиным и Люлюковым — это «отставные чиновники, почетные лица в городе» (Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 9 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 3: Повести; Т. 4: Комедии. С. 204).

14 Там же. С. 282.

15 Список подполковникам по старшинству. Исправлено по 1-е февраля. СПб., 1865. С. 392.

16 См.: Исторический очерк развития Главного инженерного училища. 1819–1869 / сост. при Николаевской Инженерной академии М. Максимовским. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1869. С. 117 (2-я паг.).

17 Писемский А. Ф. Письма. С. 833, 920.

18 Адрес-календарь: Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Империи и по главным управлениям в Царстве Польском и в Великом княжестве Финляндском. На 1860–1861 год: в 2 ч. СПб., 1860. Ч. 1. С. 150–151.

19 «Ознобишин представлял сцены купца из пьесы “Складчина на ложу”. Потом, после ужина, когда оставалось человек тридцать, не больше, он, неутомимый, плясал, еще матлот, и так хорошо, что даже папа хохотал, а Аля от избытка чувств сказала ему: “Вы, Илья Иванович, не только на все руки, но и на все ноги мастер”»; «Во вторник был спектакль в пользу бедных, и шла пресловутая “Школа Гостеприимства”. <…> Не говоря уже о “Школе Гостеприимства”, “Жид за печатью”, где Ознобишин был просто отвратителен, не очень-то подходящая для такого спектакля пьеса» [Штакеншнейдер: 98–99, 117 и след.].

20 Писемский А. Ф. Письма. С. 660, 902.

21 Адрес-календарь. С. 648. Также см.: Всеобщая адресная книга С.-Петербурга, с Васильевским островом, Петербургскою и Выборгскою сторонами и Охтою: в 5-ти отд.; составленная под покровительством Его Превосходительства Господина С.-Петербургского Обер Полициймейстера Генерал-Лейтенанта Трепова. СПб.: Изд. Гоппе и Корнфельда, 1867–1868. Отдел III. С. 350.

22 См. ниже примеч. 24.

23 Эта публикация подписана полным именем: А. М. Политаев.

24 В афише она фигурирует как Е. К. Мокринская. Однако в газетном анонсе о постановке «Ревизора» исполнительница роли Марьи Антоновны представлена как Е. К. Мокрицкая (Северная пчела. 1860. 9 апр. № 79. С. 315). Также и в уже упомянутом реестре Литфонда, среди тех самодеятельных актеров, которым от имени председателя Общества Ег. П. Ковалевского были разосланы благодарственные письма, она фигурирует как Е. К. Мокрицкая (см.: [Орнатская: 241]). Кроме того, Е. К. Мокрицкой ее именуют авторы примечаний к письмам А. Н. Островского (см.: Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Искусство, 1979. Т. 11. С. 116). В этой связи отмечу, что в воспоминаниях П. И. Вейнберг пишет: «…недели за две до спектакля появилась афиша, которую перепечатываю здесь с буквальною точностью» [Вейнберг: 104]. Из выделенных слов можно заключить, что афиша не воспроизведена в «Ежегоднике императорских театров» фототипически, но, скорее всего, набрана по рукописи мемуариста. Если это действительно так, то в нее вполне могли вкрасться опечатки.

25 Островский А. Н. Полн. собр. соч. Т. 11. С. 116.

26 Любопытно, что еще в одних воспоминаниях о другом любительском спектакле, поставленном 26 января того же 1860 г. в зале дома князей Голицыных, — комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», наряду с П. И. Вейнбергом (Репетилов) и В. Ф. Панютиным (Скалозуб), в качестве исполнительниц ролей двух из внучек Тугоуховских названы Е. Н. и В. Н. Мокринские (см.: Крылов В. А. Сестры Самойловы: (Из театральных воспоминаний). VII–XII // Исторический вестник: Историко-литературный журнал. 1898. Т. LXXI. Февраль. С. 537–538). Скорее всего, первая из них была той же актрисой, которая в постановке «Ревизора» играла роль Марьи Антоновны. Но и в данном свидетельстве нужно предположить ошибку памяти мемуариста: второй инициал сестер-любительниц здесь не «К», а «Н».

27 Имя знаменитого актера Александринского театра отсутствует в афише «Ревизора», однако в отклике на постановку 14 апреля 1860 г. обозреватель «Северной пчелы» писал: «…общая похвала преимущественно падала на гг. Писемского и Вейнберга, исполнивших главные роли. Даровитый наш комик г. Горбунов отличился даже и в женской роли Слесарши» (Северная пчела. 1860. 16 апр. № 85. С. 337). В афише, воспроизведенной в «Ежегоднике императорских театров», исполнитель роли слесарши Пошлепкиной не указан: вместо его имени поставлены три звездочки. В энциклопедическом словаре С. В. Белова указано, что Достоевский познакомился с И. Ф. Горбуновым 18 апреля 1860 г., когда актер принимал участие во втором спектакле Литфонда — постановках «Женитьбы» и «Провинциалки» (см.: [Белов, т. 1: 203]). Однако это ошибочное свидетельство: в названных постановках И. Ф. Горбунов не участвовал (см.: Северная пчела. 1860. 14 апр. № 83. С. 332, анонс спектаклей). Знакомство произошло несколькими днями ранее, во время репетиций постановки «Ревизора».

28 18 апреля 1860 г. в постановке комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» Е. Н. Малахова исполняла роль Арины Пантелеймоновны — тетки Агафьи Тихоновны (см.: Северная пчела. 1860. 14 апр. № 83. С. 332).

29 Писемский А. Ф. Письма. С. 660, 895.

30 Также см. свидетельство А. Ф. Кони, который видел этот спектакль шестнадцатилетним подростком: «До сих пор мне с особенной яркостью вспоминается городничий — Писемский в его разговоре с Осипом, которого с удивительным талантом играл студент Ловягин, чья ранняя смерть лишила русскую сцену будущего несомненного украшения» (Кони А. Ф. Воспоминания о писателях. М.: Правда, 1989. С. 180).

31 В. П. Свиньин был сыном тетки (сестры отца) А. Н. Майкова — Надежды Аполлоновны Свиньиной (урожд. Майковой; 1803–1857). А. Ф. Писемский был женат на сестре В. П. Свиньина — Екатерине Павловне Свиньиной (1829–1891).

32 Писемский А. Ф. Письма. С. 660, 914.

33 18 апреля 1860 г. в постановке комедии И. С. Тургенева «Провинциалка» С. Н. Степанов исполнял роль Аполлона, мальчика в доме Ступендьевых (см.: Северная пчела. 1860. 14 апр. № 83. С. 332).

34 Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: в 15 т. Л.: Наука, 1981. Т. 2. С. 360 (примеч.).

35 В документах Литфонда также указано, что «организационно-режиссерское участие в спектакле» принимал артист Александринского театра М. А. Стрекалов (см.: Писемский А. Ф. Письма. С. 660).

36 Выражаю сердечную благодарность за товарищескую помощь И. С. Андриановой, указавшей целый ряд важных источников, использованных в работе над этой статьей, а также П. Е. Фокину, предоставившему для публикации электронную копию «повестки» с приглашением Достоевского на репетицию «Ревизора», которая хранится в Отделе рукописей Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля.

×

作者简介

B. Tikhomirov

The Russian State Historical Archive

编辑信件的主要联系方式.
Email: btikhomirov@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5278-313X

PhD (Philology)

俄罗斯联邦, Saint Petersburg

参考

  1. Alekseev A. D. Letopis’ zhizni i tvorchestva I. A. Goncharova [The Chronicle of Life and Works of I. A. Goncharov]. Moscow, Leningrad, The Academy of Sciences of the USSR Publ., 1960. 366 p. (In Russ.)
  2. Belov S. V. Entsiklopedicheskiy slovar’ «F. M. Dostoevskiy i ego okruzhenie»: v 2 tomakh [Encyclopedic Dictionary “F. M. Dostoevsky and His Ambience”: in 2 Vols]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., vol. 1. 572 p.; vol. 2. 540 p. (In Russ.)
  3. Veynberg P. I. Literary Spectacles (From my Memories). In: Ezhegodnik imperatorskikh teatrov: sezon 1893/94 gg. [Yearbook of the Imperial Theaters: Season 1893/94]. St. Petersburg, 1895, Appendix, book 3, pp. 96–109. (In Russ.)
  4. Vengerov S. A. Kritiko-biograficheskiy slovar’ russkikh pisateley i uchenykh: istoriko-literaturnyy sbornik: v 6 tomakh [Critical and Biographical Dictionary of Russian Writers and Scientists: Historical and Literary Collection: in 6 Vols]. St. Petersburg, tipografiya M. M. Stasyulevicha Publ., 1897–1904, vol. 6. 465 p. (In Russ.)
  5. Vol’f A. I. Khronika peterburgskikh teatrov: v 3 chastyakh [Chronicle of St. Petersburg Theatres: in 3 Parts]. St. Petersburg, tipografiya R. Golike Publ., 1884, part 3. 167 p. (In Russ.)
  6. Kartsov P. Istoricheskiy ocherk leyb-gvardii pervogo strelkovogo Ego Imperatorskogo Velichestva batal’ona s 1856 po 1885 god [The Historical Sketch of the Life Guards of the First Rifle His Imperial Majesty the Battalion from 1856 to 1885]. St. Petersburg, 1885. 305 p. (In Russ.)
  7. Kogan G. F. Rough Sketch for the Novel “The Humiliated and Insulted”. In: F. M. Dostoevskiy: novye materialy i issledovaniya [F. M. Dostoevsky: New Materials and Researches]. Moscow, Nauka Publ., 1973, pp. 11–15. (Ser. “Literary Heritage”; vol. 86.) (In Russ.)
  8. Letopis’ zhizni i tvorchestva F. M. Dostoevskogo, 1821—1881: v 3 tomakh [The Chronicle of Dostoevsky’s Life and Works, 1821—1881: in 3 Vols]. St. Petersburg, Akademicheskiy proekt Publ., 1993, vol. 1: 1821–1864. 544 p. (In Russ.)
  9. Masanov I. F. Slovar’ psevdonimov russkikh pisateley, uchenykh i obshchestvennykh deyateley: v 4 tomakh [The Dictionary of Pseudonyms of Russian Writers, Scientists and Public Figures: in 4 Vols]. Moscow, All-Union Book Chamber Publ., 1960, vol. 4. 559 p. (In Russ.)
  10. Nikitenko A. V. Dnevnik: v 3 tomakh [Diary: in 3 Vols]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1955, vol. 2: 1858–1865. 652 p. (In Russ.)
  11. Ornatskaya T. I. The Activity of Dostoevsky in the “Society for Aid to the Needy Literators and Scientists” (1859–1866). In: Dostoevskiy. Materialy i issledovaniya [Dostoevsky. Materials and Researches]. Leningrad, Nauka Publ., 1987, vol. 7, pp. 238–260. (In Russ.)
  12. Panteleev L. F. Literary Readings, Performances of Writers and Public Lectures. In: Russkie Vedomosti, 1902, 17 August, no. 226. (In Russ.)
  13. Panteleev L. F. Vospominaniya [Memories]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1958. 848 p. (In Russ.)
  14. Russkie pisateli. 1800–1917: biograficheskiy slovar’ [Russian Writers. 1800–1917: Biographical Dictionary]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1989, vol. 1. 672 p. (In Russ.)
  15. Serman I. Z. Karl Marx on Russian Historical Songs of the Razin Cycle. In: Russkiy fol’klor: materialy i issledovaniya [Russian Folklore: Materials and Researches]. Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1959, vol. 4, pp. 277–280. (In Russ.)
  16. Stepanova G. V. P. I. Veinberg’s Letters to Dostoevsky. In: Dostoevskiy. Materialy i issledovaniya [Dostoevsky. Materials and Researches]. Leningrad, Nauka Publ., 1980, vol. 4, pp. 239–253. (In Russ.)
  17. Teatral’naya entsiklopediya: v 5 tomakh [Theatrical Encyclopedia: in 5 Vols]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1961–1967. (In Russ.)
  18. F. M. Dostoevskiy v vospominaniyakh sovremennikov: v 2 tomakh [F. M. Dostoevsky in Memoirs of His Contemporaries: in 2 Vols]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1964, vol. 1. 439 p. (Series of Literary Memoirs). (In Russ.)
  19. Khokhlova N. A. Overview of D. P. Oznobishin’s Archive. In: Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo Doma na 1991 god [Year Book of the Manuscript Department of Pushkin House for 1991]. St. Petersburg, Akademicheskiy proekt Publ., 1994, pp. 3–28. (In Russ.)
  20. Shilov D. N., Kuz’min Yu. A. Chleny Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy imperii. 1801–1906: biobibliograficheskiy spravochnik [Members of the State Council of the Russian Empire. 1801–1906: bio-bibliographic Handbook]. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 2007. 992 p. (In Russ.)
  21. Stakenschneider Е. А. Dnevnik i zapiski (1854–1886) [Diary and Notes (1854–1886)]. Moscow, Leningrad, Academia Publ., 1934. 586 p. (In Russ.)
  22. Yunge E. F. Vospominaniya. 1843–1860 gg. [Memories. 1843–1860]. St. Petersburg, Sfinks Publ., 1914. 490 p. (In Russ.)

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. N. Stepanov's cartoon from Iskra magazine

下载 (306KB)
3. Fig. 2. The “summons” in Dostoevsky’s name with an invitation to the rehearsal of “The Inspector”

下载 (139KB)
4. Fig. 3. The showbill of the production of “The Inspector”, attached to the memoirs of P. Weinberg

下载 (469KB)

版权所有 © Тихомиров Б.N., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用-禁止演绎 4.0国际许可协议的许可。

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».