Влияние динамических свойств технологического модуля на вертикальные колебания оси колеса
- Авторы: Корнюшин Ю.П.1, Сидоров М.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал
- Выпуск: Том 15, № 2 (2025)
- Страницы: 161-176
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 30.06.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2328-1391/article/view/299258
- DOI: https://doi.org/10.12731/2227-930X-2025-15-2-341
- EDN: https://elibrary.ru/GJGBJR
- ID: 299258
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье рассматривается влияние динамических свойств технологического модуля на процесс формирования вертикальных колебаний оси колеса при движении по заданной опорной поверхности. В исследовании использовались: математическая модель половины технологического модуля, модель шины. Получены амплитудно-частотные характеристики системы и спектральные плотности по вертикальному перемещению и ускорению оси колеса для четырех комплектаций при изменении параметра, характеризующего динамические свойства технологических модулей. Для анализа зависимостей использовались методы статистической динамики. При увеличении массы технологического модуля с 1429 кг до 3929 кг (для перевода трактора из тягового класса 1,4 в тяговый класс 2 и 3 соответственно), при использовании шин 15,5R38, наблюдается снижение собственной частоты технологического модуля с 24 до 14 рад/с и увеличение максимального значения спектральной плотности с 0,5*10-3 до 4*10-3. При увеличении массы технологического модуля с 2343 кг до 4847 кг (для перевода трактора из тягового класса 3 в тяговый класс 4 и 5 соответственно), при использовании шин 21,3R24, наблюдается снижение собственной частоты колебаний технологического модуля с 18 до 12 рад/с и увеличение максимального значения спектральной плотности с 1,5*10-3 до 6*10-3. Спектральная плотность (характеризующая распределение энергии процесса) вертикальных колебаний опорной поверхности в диапазоне частот (0…5 рад/с.) совпадает с спектральной плотностью оси колеса технологических модулей всех комплектаций.
Цель – получение и анализ статистических характеристик, описывающих динамические свойства технологических модулей при движении по заданной опорной поверхности.
Метод и методология проведения работы. В статье использовались методы математического моделирования и статистической динамики.
Результаты. Получены статистические характеристики, описывающие динамические свойства технологических модулей при движении по заданной опорной поверхности.
Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять организациям и учреждениям, занимающимся разработкой методов и средств изучения динамики тракторов и автомобилей.
Об авторах
Юрий Петрович Корнюшин
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал
Автор, ответственный за переписку.
Email: theroland@yandex.ru
SPIN-код: 4391-3096
профессор кафедры «Системы автоматического управления», доктор технических наук
Россия, ул. Баженова, 2, г. Калуга, 248000, Российская ФедерацияМаксим Владимирович Сидоров
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал
Email: sidorov-kaluga@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6686-2282
SPIN-код: 6131-3669
Scopus Author ID: 57211752346
доцент кафедры «Колесные машины и прикладная механика», кандидат технических наук
Россия, ул. Баженова, 2, г. Калуга, 248000, Российская ФедерацияСписок литературы
- Лавров, А. В., Сидоров, М. В., & Воронин, В. А. (2021). Технологический модуль для крестьянских фермерских хозяйств. Сельский механизатор, (3), 5. EDN: https://elibrary.ru/WKMHWK
- Скрынников, А. В., Шихин, А. В., Попов, А. А., & Сидоров, В. Н. (2022). Моделирование взаимодействия шины колеса с опорным основанием опорно-ходового модуля. Инженерный вестник Дона, (6). Получено с ivdon.ru/ru/magazine/archive/n6y2022/7695 EDN: https://elibrary.ru/RIGKUW
- Певзнер, Я. М., Гридасов, Г. Г., & Конев, А. Д., & др. (1979). Колебания автомобиля. Испытания и исследования. Москва: Машиностроение. 208 с.
- Хачатуров, А. А., Афанасьев, В. Л., & Васильев, В. С., & др. (1976). Динамика системы дорога-шина-автомобиль-водитель. Москва: Машиностроение. 535 с.
- Сидорова, А. В., Степин, П. И., & Сидоров, В. Н. (2020). Имитационное моделирование колебаний центра масс колесной машины с помощью программы Simulink. Инженерный вестник Дона, (4). Получено с ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2020/6395 EDN: https://elibrary.ru/VVKADR
- Сидоров, М. В., Судейко, О. В., & Сидоров, В. Н. (2021). Имитационное моделирование вибронагруженности пассажирских мест автобуса для внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственных предприятий. АгроЭкоИнфо: Электронный научно-производственный журнал, (2). Получено с http://agroecoinfo.ru/STATYI/2021/2/st_216.pdf EDN: https://elibrary.ru/NIUORD
- Котиев, Г. О., & Сарач, Е. Б. (2010). Комплексное подрессоривание высокоподвижных двухзвенных гусеничных машин. Москва. 184 с. EDN: https://elibrary.ru/ZCLELL
- Лурье, А. Б. (1981). Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов. Москва. 382 с.
- Попов, В. Б. (2005). Математическое моделирование мобильного сельскохозяйственного агрегата в режиме транспортного переезда. Вестник Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого, (3), 13–18. EDN: https://elibrary.ru/PYVSMT
- Проектирование полноприводных колесных машин. (2008). Москва. Книга 1. 496 с.
- Жилейкин, М. М., Котиев, Г. О., & Сарач, Е. Б. (2018). Математические модели систем транспортных средств: методические указания. Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана. Получено с https://e.lanbook.com/book/103321
- Бойков, В. П., & Белковский, В. Н. (1988). Шины для тракторов и сельскохозяйственных машин. Москва: Агропромиздат. 240 с.
Дополнительные файлы
