Теистическая теодицея индийского философа Удаяны (X в.)
- Авторы: Аникеева Е.Н.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 1238-1245
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362056
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-1238-1245
- EDN: https://elibrary.ru/JTHJHC
- ID: 362056
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Удаяна, выдающийся индийский философ Х в. относится к направлению ишвара-вады, или индийского теистического учения об Ишваре - личном Божестве. Исследование подчеркивает значение дискурса Удаяны, особенно в контексте современных дискуссий о теодицее (полемика Дж. Штербы с теистами): почему Бог попускает зло? действительно ли существование Бога несовместимо с существованием зла? Удаяна, как и другие индийские (а также античные) философы признает, что Ишвара сосуществует с первичной и вечной материей - атомами, комбинации которых составляют круговорот кармы-сансары, сферу, где зарождается зло. Хотя эта космологическая совместимость Бога с источником зла может показаться более уязвимой для критики, чем монотеизм, Удаяна утверждает, что всемогущий и всесовершенный Ишвара со всеми его совершенствами производит мир исключительно в силу своей благости и не ответственен за зло, так как все злые кармические деяния исходят от людей. Бог, согласно Удаяне, онтологически и морально не совместим со злом. И хотя Ишвара не творит (из ничего) первичную материю (атомы), Он тем не менее полностью контролирует и направляет кармический процесс ( адришту - невидимую силу кармы) со всеми его благими и дурными деяниями, а в конце каждого космического периода прекращает страдания людей, причиненные злом. Удаяна, как яркий средневековый полемист, имеет прекрасные потенциальные возможности, чтобы ответить современным вызовам в сторону теистов.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Николаевна Аникеева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: anikeeva_en@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-9626-4646
SPIN-код: 5169-1014
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Anikeeva EN. Concepts of personal God and arguments in favor of His existence in different cultural traditions: Indian and Western In: Proceedings of the 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2019). Paris: Atlantis Press; 2019. P. 1309-1312. doi: 10.2991/cesses-19.2019.290
- Anikeeva EN. Gnoseological aspect of īçvara-vāda (Indian teaching about personal God/Īçvara). RUDN Journal of Philosophy. 2014;(4):69-77. (In Russian). EDN: TBCPNT
- Nyāyakusumāņjali of Udayanāchācharya. Dravid NS, transl, expl. Vol. 1. N. Delhi: Munshiram; 1996.
- Sinha B. Nyāyakusumāņjali: Hindu Rational Enquiry into the Existence of God. Delhi: Aryan; 1999.
- Chakrabarti K. The Introductory Part of Udayana`s Critique of the Buddhist Doctrine of Momentariness. Religions. 2022;13(3):241. doi: 10.3390/rel13030241 EDN: PUVMIW
- Wainwright W. Concepts of God. In: The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Zalta EN, editor. Available from: http://plato.stanford.edu/archives/spr2013/entries/concepts-god/ (accessed: 11.06.2023).
- Sterba J, editor. Is the God of Traditional Theism Logically Compatible with All the Evil in the World? Available from: https://mdpi-res.com/bookfiles/book/5992/Is_the_God_of_Traditional_Theism_Logically_Compatible_with_All_the_Evil_in_the_World.pdf (accessed: 11.07.2024).
- Bishop J. On the Significance of Assumptions about Divine Goodness and Divine Ontology for ‘Logical’ Arguments from Evil. Religions. 2021;12(3):186. doi: 10.3390/rel12030186 EDN: BEHVCZ
- Reichenbach BR. The Law of Karma. A Philosophical Study. Honolulu: University of Hawaii Press; 1990.
- Bulcke C. The Theism of Nyaya-vaisesika, its Origin & Early Development. Delhi, Varanasi, Patna: Motilal Banarsidass; 1968.
- Dasgupta Surendra Nath. History of Indian Philosophy. Vol. 1. Delhi: Motilal Banarsidass; 1975.
Дополнительные файлы

