🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Социальные вызовы и преподавание философии: опыт национальной традиции во Франции в XIX веке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании ставится цель обобщить опыт преподавания философии во французской культуре XIX столетия. Актуальность темы связана с тем обстоятельством, что многие предпосылки современной культуры были заложены именно в «век чудес», принесший немало выдающихся научных открытий, существенно изменивший облик системы коммуникаций и промышленного производства, а также оказавшийся свидетелем ожесточенной социальной конфронтации. Раскрыть закономерности, свойственные педагогической практике этого важного периода всемирной истории, - один из путей к осознанию истоков происходящего в области философии сегодня. В качестве материалов использовано содержание популярных в тот период учебников и лекционных курсов, оказавших значительное влияние на посетителей университетских аудиторий. В исследовании использованы следующие методы: герменевтический, феноменологический, сравнительно-исторический. В качестве доминантных моделей преподавания философии рассмотрены подходы школы «идеологов», эклектизма, различных версий спиритуализма. Данные подходы напрямую были сопряжены с политическими коллизиями, сопровождавшими падение диктатуры монтаньяров, установление режима консульства, провозглашение Империи, а затем Реставрацию, Июльскую монархию, Вторую республику, наконец, Вторую империю и Третью республику. В исследовании обосновывается вывод о том, что педагогический опыт, связанный с акцентировкой мировоззренческих идей в сфере высшего образования, не может считаться калькой с историко-философского процесса. Главным образом потому, что далеко не все направления философской мысли получали возможность пропагандировать свои идеи в академической сфере. В то же время господствующей в образовательной сфере философской модели приходилось и отвечать на вызовы эпохи, и реагировать на сам факт существования оппонентов. При всей несомненности плюралистического характера философии в ее истекшей истории, в области образования тенденция к унификации мировоззренческой проблематики проявлялась достаточно красноречиво. Вместе с тем преподавание философии отнюдь не сводилось к набору конъюнктурных лозунгов, поскольку самой сфере мировоззренческого знания были присущи имманентные законы, существенно влиявшие, в том числе, и на характер ее преподавания. Важная особенность педагогической практики состояла также в том, что дифференциация и углубление способов подачи философского содержания слушателям учебных заведений служили одним из инструментов, способствующих укреплению культурного самосознания.

Об авторах

Артем Александрович Кротов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: krotov@philos.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0590-4020
SPIN-код: 1222-8531

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры, философский факультет

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Laromiguiere P. Leçons de philosophie. Vol. 1. Paris: Brunot-Labbe; 1826.
  2. Alfaric P. Laromiguière et son école. Paris: Ophrys; 1929.
  3. Royer-Collard. Fragments philosophiques. Paris: Félix Alcan; 1913.
  4. Sève L. Modern French Philosophy. Moscow: Progress; 1986. (In Russian).
  5. Royer-Collard. Fragments philosophiques. Paris: Félix Alcan; 1913.
  6. Ugleva AV. The Apology of the Human Mind by Nicolas de Condorcet: An Educated Society as the Foundation of a New Political Order. Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. 2023;7(3):50-78. (In Russian). doi: 10.17323/2587-8719-2023-3-50-78 EDN: CPJGLL
  7. Bréhier E. Histoire de la philosophie. Paris: PUF; 2004.
  8. Kurilovich IS. The Institutionalization of Philosophy: Victor Cousin and Hegel`s Legacy in France. Logos. 2020;30(6):145-172. (In Russian). doi: 10.22394/0869-5377-2020-6-145-168 EDN: DFFVWD
  9. Cousin V. Du vrai, du beau et du bien. Paris: Emile Perrin; 1884.
  10. Cousin V. Premiers essais de philosophie. Paris: Librairie nouvelle; 1855.
  11. Cousin V. Oeuvres. Vol. 2. Bruxelles: Société belge de librairie; 1841.
  12. Cousin V. Histoire générale de la philosophie. Paris: Didier; 1867.
  13. Jacques A, Simon J, Saisset E. Manuel de la philosophie. Paris: Joubert; 1847.
  14. Aigrain R. Histoire des universités. Paris: PUF; 1949.
  15. Renouvier C. Manuel de la philosophie ancienne. Vol. 1-2. Paris: Paulin; 1844.
  16. Renouvier C. Manuel de la philosophie moderne. Paris: Paulin; 1842.
  17. Janet P. Traité élémentaire de philosophie. Paris: Delagrave; 1883.
  18. Janet P, Séailles G. Histoire de la philosophie. Les problèmes et les écoles. Paris: Delagrave; 1921.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».