Социальные вызовы и преподавание философии: опыт национальной традиции во Франции в XIX веке
- Авторы: Кротов А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 1120-1131
- Раздел: В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362048
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-1120-1131
- EDN: https://elibrary.ru/IRNSCN
- ID: 362048
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании ставится цель обобщить опыт преподавания философии во французской культуре XIX столетия. Актуальность темы связана с тем обстоятельством, что многие предпосылки современной культуры были заложены именно в «век чудес», принесший немало выдающихся научных открытий, существенно изменивший облик системы коммуникаций и промышленного производства, а также оказавшийся свидетелем ожесточенной социальной конфронтации. Раскрыть закономерности, свойственные педагогической практике этого важного периода всемирной истории, - один из путей к осознанию истоков происходящего в области философии сегодня. В качестве материалов использовано содержание популярных в тот период учебников и лекционных курсов, оказавших значительное влияние на посетителей университетских аудиторий. В исследовании использованы следующие методы: герменевтический, феноменологический, сравнительно-исторический. В качестве доминантных моделей преподавания философии рассмотрены подходы школы «идеологов», эклектизма, различных версий спиритуализма. Данные подходы напрямую были сопряжены с политическими коллизиями, сопровождавшими падение диктатуры монтаньяров, установление режима консульства, провозглашение Империи, а затем Реставрацию, Июльскую монархию, Вторую республику, наконец, Вторую империю и Третью республику. В исследовании обосновывается вывод о том, что педагогический опыт, связанный с акцентировкой мировоззренческих идей в сфере высшего образования, не может считаться калькой с историко-философского процесса. Главным образом потому, что далеко не все направления философской мысли получали возможность пропагандировать свои идеи в академической сфере. В то же время господствующей в образовательной сфере философской модели приходилось и отвечать на вызовы эпохи, и реагировать на сам факт существования оппонентов. При всей несомненности плюралистического характера философии в ее истекшей истории, в области образования тенденция к унификации мировоззренческой проблематики проявлялась достаточно красноречиво. Вместе с тем преподавание философии отнюдь не сводилось к набору конъюнктурных лозунгов, поскольку самой сфере мировоззренческого знания были присущи имманентные законы, существенно влиявшие, в том числе, и на характер ее преподавания. Важная особенность педагогической практики состояла также в том, что дифференциация и углубление способов подачи философского содержания слушателям учебных заведений служили одним из инструментов, способствующих укреплению культурного самосознания.
Ключевые слова
Об авторах
Артем Александрович Кротов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: krotov@philos.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0590-4020
SPIN-код: 1222-8531
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры, философский факультет
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Laromiguiere P. Leçons de philosophie. Vol. 1. Paris: Brunot-Labbe; 1826.
- Alfaric P. Laromiguière et son école. Paris: Ophrys; 1929.
- Royer-Collard. Fragments philosophiques. Paris: Félix Alcan; 1913.
- Sève L. Modern French Philosophy. Moscow: Progress; 1986. (In Russian).
- Royer-Collard. Fragments philosophiques. Paris: Félix Alcan; 1913.
- Ugleva AV. The Apology of the Human Mind by Nicolas de Condorcet: An Educated Society as the Foundation of a New Political Order. Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. 2023;7(3):50-78. (In Russian). doi: 10.17323/2587-8719-2023-3-50-78 EDN: CPJGLL
- Bréhier E. Histoire de la philosophie. Paris: PUF; 2004.
- Kurilovich IS. The Institutionalization of Philosophy: Victor Cousin and Hegel`s Legacy in France. Logos. 2020;30(6):145-172. (In Russian). doi: 10.22394/0869-5377-2020-6-145-168 EDN: DFFVWD
- Cousin V. Du vrai, du beau et du bien. Paris: Emile Perrin; 1884.
- Cousin V. Premiers essais de philosophie. Paris: Librairie nouvelle; 1855.
- Cousin V. Oeuvres. Vol. 2. Bruxelles: Société belge de librairie; 1841.
- Cousin V. Histoire générale de la philosophie. Paris: Didier; 1867.
- Jacques A, Simon J, Saisset E. Manuel de la philosophie. Paris: Joubert; 1847.
- Aigrain R. Histoire des universités. Paris: PUF; 1949.
- Renouvier C. Manuel de la philosophie ancienne. Vol. 1-2. Paris: Paulin; 1844.
- Renouvier C. Manuel de la philosophie moderne. Paris: Paulin; 1842.
- Janet P. Traité élémentaire de philosophie. Paris: Delagrave; 1883.
- Janet P, Séailles G. Histoire de la philosophie. Les problèmes et les écoles. Paris: Delagrave; 1921.
Дополнительные файлы

