Возможность применения ИИ в преподавании этики: на примере биоэтики
- Авторы: Соложенкин Б.С.1, Асафайло М.П.1
-
Учреждения:
- Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 1101-1119
- Раздел: В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362047
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-1101-1119
- EDN: https://elibrary.ru/IRMTXR
- ID: 362047
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании подвергается анализу перспектива интеграции систем искусственного интеллекта (ИИ) в преподавание этических дисциплин, в качестве ключевого примера выступает биоэтика. Внедрение инструментов ИИ в образование рассматривается сегодня как актуальная инициатива цифровой эпохи, аналогичные тенденции активно наблюдаются и прогнозируются в медицине. На основе междисциплинарного подхода (философия, когнитивные науки, биоэтика, теория ИИ) исследуются проблема приписывания ИИ моральной агентности. Хотя существуют веские аргументы в пользу признания ИИ влиятельным агентом в социокультурном смысле, это не обеспечивает ему статуса полноценного морального агента. ИИ способен «следовать правилу», но без подлинного понимания иррациональных моментов межсубъектного взаимодействия, наличествующего культурного, психологического контекста, что исключает человеческую гибкость в принятии решений. Поскольку не существует исчерпывающей и всеохватной этической регламентации, этическое действие требует практической мудрости (phronesis), недоступной ИИ в силу его дискретной, лишенной контекстуальной целостности природы. Без экзистенциальной вовлеченности в мир, собственной истории и телесности, он остается респонсивным, но не морально-ответственным агентом. На примерах использования ИИ (нейросети, чат-боты), имеющихся исследований в области его восприятия и задействования в учебном процессе, анализируется статус ИИ как Другого. Этот виртуальный Другой не вводит нас в этическую ситуацию подобно педагогу-человеку по нескольким причинам. С одной стороны, в статье обосновывается неспособность ИИ на саморефлексию в силу его онтологии. Ключевым аргументом выступает уязвимость человека - основа совести, ответственности и подлинного этического вопрошания, недоступная ИИ. Без уязвимости нет эмпатии, а без нее - погружения в этическую проблематику как неизбежно актуальную. Способы безопасного использования технологий ИИ и сопутствующие этические риски нуждаются во всестороннем изучении, в том числе и самими студентами в процессе образования. В частности, они должны понимать необходимость осмысления взаимодействий с ИИ с позиции морали, влияния последнего на процесс принятия решений в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
Борис Сергеевич Соложенкин
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: gerzhogzdes@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1125-1342
SPIN-код: 6164-2092
кандидат философских наук, доцент Института социальных наук
Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2Марина Павловна Асафайло
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: asafaylo_m_p@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-3482-1424
SPIN-код: 9779-6377
кандидат философских наук, доцент Института социальных наук
Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2Список литературы
- Chibisov ON. Gnoseology of Machine Learning of Strong Artificial Intelligence. Nauka. Iskusstvo. Kul’tura. 2024;(2):143–157. (In Russian). EDN: YXKOHW
- Gottfredson LJ. Mainstream Science on Intelligence: An Editorial with 52 Signatories, History, and Bibliography. Intelligence. 1997;24(1):13–23. doi: 10.1016/s0160-2896(97)90011-8
- Gignac GE, Szodorai ET. Defining Intelligence: Bridging the Gap between Human and Artificial Perspectives. Intelligence. 2024;104:101832. doi: 10.1016/j.intell.2024.101832 EDN: ZGKQKF
- Luger GF. Artificial Intelligence: Principles and Practice. Springer International Publishing; 2024.
- Mokshanov MV. The use of artificial intelligence in data analysis: an overview of the current state and future directions. Universum: Tekhnicheskie Nauki. 2024;5(122). Available from: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/17513 (accessed: 21.07.2025). (In Russian).
- Searle JR. Consciousness, Brain, and Programs. In: Analytical Philosophy: Formation and Development (The anthology). Moscow: Dom Intellektual’noi Knigi; 1998. (In Russian).
- Smirnov SA. Is human being computable, or anthropology of artificial intelligence. Methodological aspect. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Filosofiya i Konfliktologiya. 2023;39(3):478–491. (In Russian). doi: 10.21638/spbu17.2023.306 EDN: SFQBCU
- Solozhenkin BS. The basic concepts of bioethics in their philosophical-anthropological perspective: on the dialectics of life and death. In: Grekhov AV, Fatenkov AN, editors. Social and humanitarian cognition: methodological and substantive parallels : A collective monograph. Moscow: Akvilon. 2019. (In Russian). EDN: ZHFJAL
- Charles T. Human Agency and Language. Philosophical Papers. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press; 1985.
- Safonova YA, Subocheva ON, Korshkova AS. Agency of artificial autonomous systems as a factor in the transformation of society. Sotsiologiya. 2023;(6):116–122. (In Russian). EDN: BSOFML
- Floridi L. The Ethics of Artificial Intelligence: Principles, Challenges, and Opportunities. Oxford: Oxford University Press; 2023.
- Ågerfalk PJ. Artificial Intelligence as Digital Agency. European Journal of Information Systems. 2020;29(1):1–8. doi: 10.1080/0960085X.2020.1721947
- Dreyfus HL. What Computers Still Can’t Do: A Critique of Artificial Reason. Biryukov BV, editor. Moscow: Librokom; 2010. (In Russian).
- Krylov NN. Ethics of Surgery. Dialogues with a Surgeon: Dialogues with a Surgeon on Professional Morality and Ethics. Moscow: Filin; 2021. (In Russian).
- Descombes V. Complement to the Subject: A Study of the Phenomenon of Action from One’s Own Person. Golovanivskaya M, transl. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2011 (In Russian).
- Gunkel DJ. Mind the Gap: Responsible Robotics and the Problem of Responsibility. Ethics and Information Technology. 2020;22(4):307–320. doi: 10.1007/s10676-017-9428-2 EDN: ZCENSQ
- Coeckelbergh M. You, Robot: On the Linguistic Construction of Artificial Others. AI & Society. 2011;26(1):61–69. doi: 10.1007/s00146-010-0289-z EDN: CYPWXM
- Shen J, Dipaola D, Ali S, et al. Empathy toward Artificial Intelligence versus Human Experiences and the Role of Transparency in Mental Health and Social Support Chatbot Design: Comparative Study. JMIR Mental Health. 2024;11:e62679. doi: 10.2196/62679 EDN: NPZKBE
- Chiu TKF, Moorhouse BL, Chai CS, Ismailov M. Teacher Support and Student Motivation to Learn with Artificial Intelligence (AI) based Chatbot. Interactive Learning Environments. 2024;32(7):3240–3256. doi: 10.1080/10494820.2023.2172044
- Shannon V. Technology and the Virtues: A Philosophical Guide to a Future Worth Wanting. Oxford: Oxford University Press; 2016.
- Siluyanova IV, Nazarova EV. Contribution of N.I. Pirogov in the development of professional ethics of physicians Vestnik RGMU. 2010;(5):98–101. (In Russian). EDN: NDDQJF
- Blasimme A, Vayena E. The Ethics of AI in Biomedical Research, Patient Care, and Public Health. In: Dubber MD, Pasquale F, Das S, editors. The Oxford Handbook of Ethics of AI. Oxford: Oxford University Press; 2020.
- Andreeva YV, Antonova II, Shakurova AR, Garnaeva GI, Efimov MG. Analysis of Involvement in the Interaction Process with the Neural Network of Students and Teachers. Kompetentnost’ / Competency (Russia). 2024;(9–10):6–12. (In Russian). doi: 10.24412/1993-8780-2024-9-06-12 EDN: PILSCE
- Fasoli M, Cassinadri G, Ienca M. The Dark Side of Cognitive Enhancement: A Framework for the Technologically Induced Cognitive Diminishment. Journal of Cognitive Enhancement. 2025;(9):1–14. doi: 10.1007/s41465-025-00331-7
- Bermus AG, Sizova EV. Ethical aspects of implementing artificial intelligence technologies in a classical university: analysis of student audience attitude. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2025;13(2):1–16. (In Russian). doi: 10.15393/j5.art.2025.10585 EDN: BQHTHY
- Bryzgalina EV, Gumarova AN, Shkomova ЕМ. Key problems, risks and restrictions of using artificial intelligence in medicine and education. Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 7: Philosophy. 2022;(6):93–108. (In Russian). EDN: GXUYWB
Дополнительные файлы

