🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Методологический характер образовательных стратегий: от античности к современности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании проводится мысль о том, что в ходе формирования стратегий преподавания, как и во всех других интеллектуальных процессах, «вначале было Слово». Показывается, что в контексте системы образования слово, которое было вначале, - это философское слово. Такое положение дел неслучайно. В работе реконструируются идеи преподавания множества специальных античных дисциплин, которые первоначально формировались в контексте философского знания. При этом, как показывается в статье, искался единый способ преподавания, применимый как по отношению ко множеству специальных наук, так и по отношению к преподаванию самой философии. Происходил поиск образовательных стратегий как таковых, релевантных общей концепции, как мы сказали бы сегодня, системы образования. В статье такая реконструкция проводится по диалогам Платона с учетом «Начал» Евклида. В рамках философии формировались основные идеи пайдейи, в первую очередь, в качестве теории воспитания и образования древнего грека. В работе проводится мысль о том, что важнейшим инструментом формирования общей методологии образовательного процесса в античности выступала игра, что игровой характер системы образования сохранил свое значение и в условиях современности, в частности, в форме организации философских игр для детей и взрослых или в контексте эдьютейнмента, в рамках которого образовательный контент подается в развлекательной форме. Наконец, особенности использования игры в процессе получения образования последовательно рассматриваются на примере исследования современной Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ). Образовательная платформа МЭАТ создает условия для проведения занятий в игровой форме в соответствии с заранее введенными правилами, представленными в регламенте. В то же время МЭАТ позволяет студентам занимать исследовательскую позицию в рамках уже первого курса. Структура статьи выстраивается в круговом движении: от современности к античности, а затем от античности к современности.

Об авторах

Галина Вениаминовна Сорина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: gsorina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-3922-9303
SPIN-код: 9985-8231

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии языка и коммуникации, философский факультет

Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4

Список литературы

  1. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. In: Philosophical works. Pt. 1. Moscow: Gnozis publ.; 1994. (In Russian).
  2. Bourdieu P. Practical Reason. Bikbov AT, Voznesenskaya KD, Zenkin SN, Shmatko NA, transl.; Shmatko NA, editor. Saint Petersburg: Aleteya publ.; 2001. (In Russian). EDN: QOGTMH
  3. Plato. The Republic. In: Collected works in 4 volumes. Vol. 3. Moscow: Mysl’ publ.; 1993. (In Russian).
  4. Plato. Gorgias. In: Collected works in 4 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1990. (In Russian).
  5. Plato. Apology of Socrates. In: Collected works in 4 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1990. (In Russian).
  6. Wierzbicka A. From the book «Semantic primitives». Introduction. In: Semiotics. Stepanov YS, editor. Moscow: Nauka publ.; 1983. (In Russian).
  7. Wierzbicka A. Language, Culture, Cognition. Krongauz MA, editor; Paducheva EV, foreword. Moscow: Russkie slovari publ.; 1996. (In Russian).
  8. Sorina GV. Methodology of Expert Text Analysis (MEAT) in the Educational Process. Available from: https://www.litres.ru/g-v-sorina/metodologiya-ekspertnogo-analiza-teksta-meat-v-obrazovatelnom-processe/ (accessed: 17.05.2025). (In Russian).
  9. Piaget J. Psychology of Intelligence. Saint Petersburg: Piter publ.; 2003. (In Russian).
  10. Huizinga J. Homo Ludens. The Playing Man. Saint Petersburg: Ivan Limbach publ.; 2011. (In Russian). EDN: QPUPXF
  11. Fink E. Fundamental Phenomena of Human Being. Moscow: Kanon+ publ.; 2017. (In Russian). EDN: TYSIBP
  12. Radul DN. History and Philosophy of Science: Philosophy of Mathematics. Moscow: Yurait publ.; 2017. (In Russian). EDN: ZSXYPT
  13. Van der Waerden B. Science Awakening. Moscow: Nauka publ.; 1959. (In Russian).
  14. Jaeger W. Paideia: Education of the Ancient Greek. Moscow: Greko-latinskiy kabinet publ.; 1997. (In Russian).
  15. Griftsova IN, Kozlova NY. Rudolf Carnap’s Ideas in Philosophy of Language in the Context of Conceptual Engineering. Epistemology and Philosophy of Science. 2024;61(1):122–133. (In Russian). doi: 10.5840/eps202461111 EDN: TWYIUI
  16. Drach GV. Agonality as a Defining Factor of Western Civilizational Development. Nauchnaya Mysl’ Kavkaza. 2022;(1):17–26. (In Russian). doi: 10.18522/2072-0181-2022-109-16-26 EDN: AXQGQP
  17. Zaitsev AI. Cultural Revolution in Ancient Greece, 8t-5th Centuries BC. Leningrad: Leningrad University publ.; 1985. (In Russian).
  18. Sorina GV. Logic. Logicians. Fate. Politicheskaya Konceptologiya. 2022;(4):113–135. (In Russian). doi: 10.18522/2218-5518.2022.4.113135 EDN: WFBRSW
  19. Komensky JA. Mathetika. Vestnik PSTGU. Series III: Philology. 2020;(64):121–138. (In Russian). doi: 10.15382/sturiii202064.121-138 EDN: PNBUEI
  20. Retyunskih LT. Ontology of the Game: dissertation for the degree of doctor of philosophical sciences: Moscow; 1998. (In Russian).
  21. Khangel’dieva IG. Edutainment as Philosophy and Integrated-Creative Technology of Modern Education. Aktualni Pedagogika. 2016;(1):13–18. (In Russian). EDN: VVFVFL

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».