🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Преподавание философии: утопический и реалистический подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено рассмотрению разных способов содержательной подачи философского знания при его преподавании в современном вузе. В начале автор фиксирует не слишком почетное место философии в современном учебном процессе, направленном на практические прикладные задачи и проходящем в условиях корпоративных университетов, требующих от преподавания доходности. Далее речь идет о том, что философия все же нужна в образовательном процессе, и не только преподавателям-специалистам, но, в первую очередь, учащимся, а также государству, растящему новые поколения. Автор подчеркивает, что подход к выбору тематики для преподавания в рамках ограниченных программ может быть «утопическим», то есть, мечтательным, но не способным реально пробудить у студентов интерес к предмету, и реалистическим, обращенным к живым интересам сегодняшних молодых людей. К утопической установке на преподавание философии автор относит стремление максимально погрузить аудиторию в историко-философский процесс или в специализированно-гносеологическую и методологическую проблематику. И отдаленное прошлое, и узко-эпистемологические вопросы далеки от «среднего студента», слушающего по сути обзорный курс. Автор считает реалистическим подходом обращение, прежде всего, к антрополого-экзистенциальной и аксиологически-идеологической проблематике. Последняя же действительно востребована государством, которое оплачивает обучение и заинтересовано в образованности молодых граждан, призванных в полной мере строить будущее. Если антрополого-экзистенциальная проблематика отвечает на личные вопросы студентов, то вопрос о социальных и культурных ценностях отвечает интересам общества. В конце исследования подчеркивается, что модели реалистического обучения философии, возможно, могут быть и иными, это зависит от академической свободы преподавателя и его личного выбора.

Об авторах

Елена Всеволодовна Золотухина-Аболина

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_zolotuhina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5954-2758
SPIN-код: 5235-1588

доктор философских наук, профессор

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 105

Список литературы

  1. Kondratieva SB. Teaching philosophy in higher education: problems, forecasts, prospects. Problems of pedagogy and psychology. 2018;(4):122–131. (In Russian). doi: 10.17805/zpu.2018.4.12 EDN: XQEGZR
  2. Gusev DA. On the content of the philosophy course in secondary and higher schools. Science and school. 2002;(4):2–7. (In Russian).
  3. Gusev DA. The role and significance of skepticism in teaching philosophy. Questions of philosophy. 2007;(2):168–173. (In Russian). EDN: HYUGBL
  4. Volkova E.G. The main problems of teaching philosophy in higher education. Modern education. 2015;(2):80–115. (In Russian). doi: 10.7256/2409-8736.2015.2.14427 EDN: USQWBR
  5. Bryzgalina EV. Philosophy of education in the context of traditions and innovations. In: Man yesterday and today: interdisciplinary research. № 4. Moscow: IFRAN publ.; 2010. P. 3–18. (In Russian).
  6. Znepolsky B. How philosophy is taught and how it should be taught (French discussion). In: Domestic notes. 2002;(2). Available from: http://maga%zines.russ.ru/oz/2002/ 2/znep.html (accessed: 03.08.2018). (In Russian)
  7. Karelin VM, Kuznetsova NI, Griftsova IN. “Philosophy” as a training course: changing the concept. Higher education in Russia. 2017;(10):64–74. (In Russian). EDN: ZOWUHB
  8. Mikeshin MI. Justification of the need for philosophy courses in American technical universities. Notes of the Mining Institute. 2010;187:190–194. (In Russian). EDN: NCKRWF
  9. Rozov MA. What do we expect from philosophy? (Notes by an old teacher). Higher education in Russia. 2010;(8–9):20–29. (In Russian). EDN: MWDQND
  10. Yuzhaninova ER. On methods, forms and means of teaching philosophy in higher education. Bulletin of Orenburg State University. 2014;(3):108–113. (In Russian). EDN: SEWKJB
  11. Svasyan K. Why philosophers were transferred. Made for minds. Available from: https://www.dw.com/ru/почему%перевелись%философы/a%15548297. (accessed: 10.02.2025). (In Russian).
  12. Pokrovsky NE, Ivanchenko GV. The Universe of solitude. Moscow: Logos; 2008. (In Russian). EDN: RAZREV
  13. Bryzgalina EV, Kiselev VN. On some characteristics and contradictions in the development of modern education. The electronic scientific publication Almanac Space and Time. 2015;9(1). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-harakteristikah-i-protivorechiyah-v-razvitii-sovremennogo-obrazovaniya (accessed: 10.02.2025). EDN: UZETND
  14. Panarin AS. Strategic instability in the 21st century. Moscow: Algorithm; 2003. (In Russian). EDN: QOSMQN
  15. Fromm E. Psychoanalysis and Ethics, Moscow: Respublika publ., 1993. (In Russian).
  16. Mounier E. The Manifesto of Personalism. Moscow: Respublika publ.; 1999. (In Russian).
  17. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Moscow: EKSMO publ.; 2019. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».