Дискуссии о преподавании философии в российской высшей школе в условиях новых образовательных реформ
- Авторы: Боков Г.Е.1, Лисицына А.А.2, Чапны Е.В.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Южный федеральный университет
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 1022-1036
- Раздел: В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362041
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-1022-1036
- EDN: https://elibrary.ru/IKSJMA
- ID: 362041
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании речь идет о дискуссиях в академической среде вокруг преподавания философии в российской высшей школе, которые ведутся в 2023-2025 гг. в связи с происходящими коренными реформами всей системы образования. Особенности этой реформы становятся понятны из официальных документов, таких как Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», и из обсуждения готовящейся «Стратегии развития российского образования до 2036 года». Речь идет о происходящем переходе на «базовое» и «специализированное» высшее образование, о пристальном внимании к образованию как воспитанию личности, ориентированной на традиционные российские духовно-нравственные ценности, о формировании общероссийской гражданской идентичности. Появление в рамках мегапроекта «ДНК России» новой общеобязательной вузовской учебной дисциплины «Основы российской государственности» в 2023-2024 уч. г., обновленный вариант «Истории России», грядущее введение «История религий России», является принципиально важным контекстом для дискуссий вокруг дисциплины «Философия». В предлагаемом исследовании продемонстрированы два концептуальных проекта учебно-методического комплекса (УМК) и учебного пособия по философии для нефилософских специальностей, претендующих на общероссийские. Первый разрабатывался рабочей группой Института философии Санкт-Петербургского государственного университета под руководством Н.В. Кузнецова. В нем предлагается взглянуть на философские проблемы, сгруппированные в восемь тематических разделов, как на вечные и экзистенциальные, познакомив с основными ответами на философские вопросы различных мыслителей - западных, русских, восточных. Курс логически выстроен на историко-философском материале и знакомит обучающихся не только с философскими понятиями, но и с традиционными ценностями, многие из которых всесторонне раскрываются в этом курсе. Второй подход - это широко обсуждаемый проект коллективного учебного пособия «Философия для неспециалистов естественно-научного и технических направлений подготовки», выполненного под редакцией И.М. Чубарова и готовящегося к печати. Здесь за основу взят своеобразно понятый деятельностный подход, и философия представлена как «практико-ориентированная» дисциплина. В настоящем исследовании критически разбирается концепция И.М. Чубарова, говорится о важности философии в системе высшего образования как гуманитарного, ценностно-мировоззренческого курса, который может играть важную роль в формировании нравственных ориентиров и общероссийской гражданской идентичности.
Ключевые слова
Об авторах
Герман Евгеньевич Боков
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bokovg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0456-2356
SPIN-код: 3934-2396
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии религии и религиоведения, Институт философии
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Александра Анатольевна Лисицына
Южный федеральный университет
Email: aleksandralisicyna@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4361-565X
SPIN-код: 3898-1470
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социальной философии, Институт философии и социально-политических наук
Российская Федерация, 344004, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 105Елена Владимировна Чапны
Южный федеральный университет
Email: elena_chapny@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-8386-0607
SPIN-код: 1557-8962
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии, Институт философии и социально-политических наук
Российская Федерация, 344004, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 105Список литературы
- Bokov GE, Chapny HV. New module “Foundations of Russian statehood” in higher education system. In: Rozin MD, editor. Science, pedagogy and mentoring in the South of Russia: materials of the All-Russian scientific conference with international participation (Pyatigorsk – Rostov-on-Don, 23–24 November 2023) dedicated to the memory of Y.A. Zdanova. Rostov-on-Don: RO Rossiiskaya inzhenernaya akademiya publ.; 2023. (In Russian).
- Lektorsky VA, Stepin VS, Huseynov AA. Philosophy in modern culture: new perspectives (materials of “round table”). Voprosy Filosofii. 2004;(4):3–46. (In Russian). EDN: NDSHKV
- Pruzhinin BI, Azhimov FE, Arlamov AA, et al. What kind of education is valuable to us? Materials of “round table”. Voprosy Filosofii. 2018;(6):34–58. (In Russian). doi: 10.7868/S0042874418060031 EDN: XQKJXF
- Kondratieva SB. Teaching of philosophy in university: problems, forecasts, prospects. Problems of pedagogy and psychology. 2018;(4):122–131. (In Russian). doi: 10.17805/zpu.2018.4.12 EDN: XQEGZR
- Kirabaev NS. Education of a citizen: on teaching philosophy in higher educational institutions of Russia. Voprosy Filosofii. 2018;(6):27–28. (In Russian).
- Bryzgalina EV. Problems of integration of natural-scientific and philosophical knowledge in modern education: social aspects. Philosophy and Society. 2017;(2):87–123. (In Russian). EDN: ZCPEKN
- Lektorsky VA. Why is philosophy needed today? Voprosy Filosofii. 2017;(7):140–143. (In Russian). EDN: YZAYKL
Дополнительные файлы

