🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Учебник по философии: методологические размышления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании обсуждаются подходы к созданию учебных пособий по философии с учетом особенностей дисциплинарного статуса философии и сложившейся конъюнктуры. Автор прослеживает изменения представлений о философии и ее места в дисциплинарной структуре высшего образования, и показывает, как постепенное обособление науки от философии привело к дискредитации философии как учебного предмета и формированию широко распространенных стереотипов о практической бесполезности и рудиментарном характере философского знания. Помимо этого, конъюнктура определяется кризисом «больших нарративов» и изменениями культуры чтения, вызванными цифровизацией, в результате чего современный учащийся избегает объемных «вертикально» организованных текстов и плохо усваивает сложные нарративные конструкции. Автор констатирует, что при таких условиях осуществления образовательной деятельности, традиционной для отечественных учебных пособий, монументальное системно-историческое представление философии оказывается методически невыгодным. Обращение к зарубежному опыту учебных пособий показывает существенно меньшее внимание к системности и целостности, вместо которой читателю предлагается коллекция автономных примеров философской работы, группирующихся вокруг независимых друг от друга тем. В результате ценой фрагментации и вульгаризации философского знания достигается его актуализация и сближение с читателем. В заключении предлагается объединить преимущества отечественных и зарубежных подходов к построению учебных пособий по философии: использовать справочно-энциклопедическую модель организации текста; сбалансировать историко-философский и современный материал, отдавая предпочтение актуальной проблематике; обеспечивать целостность предмета не за счет нарративной организации, а за счет тематической и субдисциплинарной структур философии; демонстрировать специфику и достижения отечественного философского знания внутри конкретных тем в зависимости от степени интереса к ним в российском исследовательском поле и наличия значимых результатов; тему специфики русской интеллектуальной культуры по сравнению с западноевропейской вынести в отдельную главу.

Об авторах

Тарас Александрович Вархотов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: varkhotov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3363-7596
SPIN-код: 6019-4830

кандидат философских наук, доцент, доцент, и.о. заведующего кафедры философии и методологии науки, философский факультет

Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4

Список литературы

  1. Desiderius Erasmus Roterodamus. Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus. Moscow: Sov. Rossiya publ.; 1991. (In Russian).
  2. Cicero MT. Tusculanae disputationes. Moscow: RIPOL klassik publ.; 2017. (In Russian).
  3. Mann T. Doktor Faustus. In: Collected Works. Vol. 5. Moscow; 1960. (In Russian).
  4. Aquinas T. Summa theologiae. In: Anthology of medieval thought (Theology and Philosophy of Middle-aged Europe): in 2 volumes. Vol. 2. Saint Petersburg: RKhGI publ.; 2002. P. 141–184. (In Russian).
  5. Comte A. Discours sur l’ensemble du positivisme. Moscow: Knizhnyi dom LIBROKOM publ.; 2012. (In Russian).
  6. Varkhotov T. In Search of an Epistemology of Assent: On the 35th Anniversary of Leviathan and the Air-Pump. In: Logos. 2020;30(3):178–201. (In Russian). EDN: MOGWVL
  7. Kasavin IT. The birth of philosophy of science from the spirit of Victorian era. In: Kasavin IT, Sokolova TD, editors. The birth of philosophy of science. William Whewell, social circle and consequences for 20th century. Moscow: Russkoe obshchestvo istorii i filosofii nauk publ.; 2019. P. 176–186. (In Russian).
  8. Humboldt W. Herausgegeben von der Königlich-Preußische Akademie der Wissenschaften. In: Neprikosnovennyj zapas. 2002;22(2):5–10. Available from: https://magazines.gorky.media/nz/2002/2/o-vnutrennej-i-vneshnej-organizaczii-vysshih-nauchnyh-zavedenij-v-berline-1.html (accessed: 29.05.2025). (In Russian).
  9. Schleiermacher F. Gelegentliche Gedanken ber Universit ten im deutschen Sinn. Moscow: Kanon+ ROOI Reabilitatsiya publ.; 2018. (In Russian). EDN: YRDAXF
  10. Wissema JG. Towards the thirt generation university. Moscow: Olimp-Biznes publ.; 2009. (In Russian).
  11. Artem’eva TV. The Non-grainful Science of Philosophy. On the 300th Anniversary of M.V. Lomonosov’s Birth. In: Voprosy Filosofii. 2011;11:117–126. (In Russian). EDN: OPKXRZ
  12. Wallerstein I. The End of the World As We Know It: Social Science for the Twenty-first Century. Moscow: Logos publ.; 2004. (In Russian).
  13. Varkhotov TA. Unconventional Nature of Value. In: Patria. 2024;1(1):9–29. (In Russian).
  14. Aron R. Les Étapes de la pensée sociologique. Moscow: Progress – Politika publ.; 1992. (In Russian).
  15. Walras L. Éléments d’Économie Politique Pure. Moscow: Izograf publ.; 2000. (In Russian).
  16. Kondratyeva SB. Why the student needs philosophy: challenges of teaching philosophy in universities. In: Problems Of Modern Education. 2018;2:27–32. (In Russian). EDN: YXNTFI
  17. Collini S. What Are Universities For? Moscow: Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki publ.; 2017. (In Russian).
  18. Fuller S. The Sociology of Intellectual Life: The Career of the Mind in and around the Academy. Moscow: Delo publ.; 2018. (In Russian). EDN: AQKGKW
  19. Lyotard J-F. La condition postmoderne: rapport sur le savoir. Saint Petersburg: ALETEIYa publ.; 1998. (In Russian).
  20. Lukyanova YuI, Strelkova EYu. Features of reading as a cognitive process in the realities of the modern digital age. In: Modern Pedagogical Education. 2024;8:81–86. (In Russian). EDN: FKUXEL
  21. Lakizo IG. Personnel and Performance in University Science: Alignment of Management Incentives. In: University management: practice and analysis. 2025;29(1):106–130. doi: 10.15826/umpa.2025.01.008 EDN: OLQLQW
  22. Varkhotov TA. Method versus truth (Part 2. The Schism with Soviet Marxism and Transformation of Frankfurt School’s Discourse). In: Voprosy teoreticheskoy ekonomiki. 2023;3:49–61. doi: 10.52342/2587-7666VTE_2023_3_49_61 EDN: XRBJBS

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».