Учебник по философии: методологические размышления
- Авторы: Вархотов Т.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 1005-1021
- Раздел: В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362040
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-1005-1021
- EDN: https://elibrary.ru/IETIEM
- ID: 362040
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании обсуждаются подходы к созданию учебных пособий по философии с учетом особенностей дисциплинарного статуса философии и сложившейся конъюнктуры. Автор прослеживает изменения представлений о философии и ее места в дисциплинарной структуре высшего образования, и показывает, как постепенное обособление науки от философии привело к дискредитации философии как учебного предмета и формированию широко распространенных стереотипов о практической бесполезности и рудиментарном характере философского знания. Помимо этого, конъюнктура определяется кризисом «больших нарративов» и изменениями культуры чтения, вызванными цифровизацией, в результате чего современный учащийся избегает объемных «вертикально» организованных текстов и плохо усваивает сложные нарративные конструкции. Автор констатирует, что при таких условиях осуществления образовательной деятельности, традиционной для отечественных учебных пособий, монументальное системно-историческое представление философии оказывается методически невыгодным. Обращение к зарубежному опыту учебных пособий показывает существенно меньшее внимание к системности и целостности, вместо которой читателю предлагается коллекция автономных примеров философской работы, группирующихся вокруг независимых друг от друга тем. В результате ценой фрагментации и вульгаризации философского знания достигается его актуализация и сближение с читателем. В заключении предлагается объединить преимущества отечественных и зарубежных подходов к построению учебных пособий по философии: использовать справочно-энциклопедическую модель организации текста; сбалансировать историко-философский и современный материал, отдавая предпочтение актуальной проблематике; обеспечивать целостность предмета не за счет нарративной организации, а за счет тематической и субдисциплинарной структур философии; демонстрировать специфику и достижения отечественного философского знания внутри конкретных тем в зависимости от степени интереса к ним в российском исследовательском поле и наличия значимых результатов; тему специфики русской интеллектуальной культуры по сравнению с западноевропейской вынести в отдельную главу.
Ключевые слова
Об авторах
Тарас Александрович Вархотов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: varkhotov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3363-7596
SPIN-код: 6019-4830
кандидат философских наук, доцент, доцент, и.о. заведующего кафедры философии и методологии науки, философский факультет
Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4Список литературы
- Desiderius Erasmus Roterodamus. Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus. Moscow: Sov. Rossiya publ.; 1991. (In Russian).
- Cicero MT. Tusculanae disputationes. Moscow: RIPOL klassik publ.; 2017. (In Russian).
- Mann T. Doktor Faustus. In: Collected Works. Vol. 5. Moscow; 1960. (In Russian).
- Aquinas T. Summa theologiae. In: Anthology of medieval thought (Theology and Philosophy of Middle-aged Europe): in 2 volumes. Vol. 2. Saint Petersburg: RKhGI publ.; 2002. P. 141–184. (In Russian).
- Comte A. Discours sur l’ensemble du positivisme. Moscow: Knizhnyi dom LIBROKOM publ.; 2012. (In Russian).
- Varkhotov T. In Search of an Epistemology of Assent: On the 35th Anniversary of Leviathan and the Air-Pump. In: Logos. 2020;30(3):178–201. (In Russian). EDN: MOGWVL
- Kasavin IT. The birth of philosophy of science from the spirit of Victorian era. In: Kasavin IT, Sokolova TD, editors. The birth of philosophy of science. William Whewell, social circle and consequences for 20th century. Moscow: Russkoe obshchestvo istorii i filosofii nauk publ.; 2019. P. 176–186. (In Russian).
- Humboldt W. Herausgegeben von der Königlich-Preußische Akademie der Wissenschaften. In: Neprikosnovennyj zapas. 2002;22(2):5–10. Available from: https://magazines.gorky.media/nz/2002/2/o-vnutrennej-i-vneshnej-organizaczii-vysshih-nauchnyh-zavedenij-v-berline-1.html (accessed: 29.05.2025). (In Russian).
- Schleiermacher F. Gelegentliche Gedanken ber Universit ten im deutschen Sinn. Moscow: Kanon+ ROOI Reabilitatsiya publ.; 2018. (In Russian). EDN: YRDAXF
- Wissema JG. Towards the thirt generation university. Moscow: Olimp-Biznes publ.; 2009. (In Russian).
- Artem’eva TV. The Non-grainful Science of Philosophy. On the 300th Anniversary of M.V. Lomonosov’s Birth. In: Voprosy Filosofii. 2011;11:117–126. (In Russian). EDN: OPKXRZ
- Wallerstein I. The End of the World As We Know It: Social Science for the Twenty-first Century. Moscow: Logos publ.; 2004. (In Russian).
- Varkhotov TA. Unconventional Nature of Value. In: Patria. 2024;1(1):9–29. (In Russian).
- Aron R. Les Étapes de la pensée sociologique. Moscow: Progress – Politika publ.; 1992. (In Russian).
- Walras L. Éléments d’Économie Politique Pure. Moscow: Izograf publ.; 2000. (In Russian).
- Kondratyeva SB. Why the student needs philosophy: challenges of teaching philosophy in universities. In: Problems Of Modern Education. 2018;2:27–32. (In Russian). EDN: YXNTFI
- Collini S. What Are Universities For? Moscow: Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki publ.; 2017. (In Russian).
- Fuller S. The Sociology of Intellectual Life: The Career of the Mind in and around the Academy. Moscow: Delo publ.; 2018. (In Russian). EDN: AQKGKW
- Lyotard J-F. La condition postmoderne: rapport sur le savoir. Saint Petersburg: ALETEIYa publ.; 1998. (In Russian).
- Lukyanova YuI, Strelkova EYu. Features of reading as a cognitive process in the realities of the modern digital age. In: Modern Pedagogical Education. 2024;8:81–86. (In Russian). EDN: FKUXEL
- Lakizo IG. Personnel and Performance in University Science: Alignment of Management Incentives. In: University management: practice and analysis. 2025;29(1):106–130. doi: 10.15826/umpa.2025.01.008 EDN: OLQLQW
- Varkhotov TA. Method versus truth (Part 2. The Schism with Soviet Marxism and Transformation of Frankfurt School’s Discourse). In: Voprosy teoreticheskoy ekonomiki. 2023;3:49–61. doi: 10.52342/2587-7666VTE_2023_3_49_61 EDN: XRBJBS
Дополнительные файлы

