Место философии в образовательном процессе высшей школы
- Авторы: Жилина В.А.1
-
Учреждения:
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 994-1004
- Раздел: В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362039
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-994-1004
- EDN: https://elibrary.ru/ICVEHN
- ID: 362039
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено анализу связи состояния мировоззренческой безопасности и содержания образовательного процесса в обществе. Обосновано, что именно институт образования в современных условиях несет ответственность за духовную стабильность общества. Данная статья исходит из факта неоднозначного отношения к дисциплине «философия» в действующих учебных планах. В исследовании последствий попыток «сжатия» философского курса в высшей школе предпринят анализ двух тенденций - замены философии концепцией критического мышления и вытеснения истории философии из учебной программы по философии. Особое внимание уделено семантической эволюции концепции «критического мышления». В сравнительном анализе подходов выявлена общая черта - демаркация мышления и смысла. Это позволяет заключить, что философия начинает мыслиться в качестве практической технологии мышления. Предпринята попытка раскрыть причины введения особого термина «эпистемологически сомнительные убеждения» в качестве характеристик феномена Ratio Serviens. Прослежена взаимозависимость формирования «конспирологического мышления» и тенденция отрицания значимости философии в образовательном процессе. В этой логике раскрыты основания мировоззренческого отчуждения человека. Показано, что только философское наследие способно сделать действительно эффективной стратегию CDIO в образовании. В контексте теории Блага предпринята критика концепции «глобального Блага» и раскрыта тщетность попыток элиминации истории философии как составной части дисциплины «философия». Доказательно определена значимость философского наследия как для самой философии, так и для образовательного процесса в целом. Особое внимание уделено связи знания человеком богатства философии и состояния аксиологической сферы общества. Специально акцентированы факты деструкций в обществе вследствие отсутствия ценностного основания мировоззрения. В этой связи обращается внимание на то, что ценность истории философии не в самой истории, а в философии, то есть логике постижения человеком самого себя.
Ключевые слова
Об авторах
Вера Анатольевна Жилина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Автор, ответственный за переписку.
Email: vera-zhilina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2954-109X
SPIN-код: 3231-7814
доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, Институт экономики и управления
Российская Федерация, 450000, Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38Список литературы
- Marginson S, Yang L, Brotherhood T. Making the world a better place? English higher education and global public good. Higher Education. 2025;89:99-127. doi: 10.1007/s10734-024-01367-y EDN: KBUFRN
- Ha-DiMuzio S, Filatov K, Higgins C. Teaching and Philosophy: Three Reunions. Studies in Philosophy and Education. 2025;44:167-186. doi: 10.1007/s11217-024-09975-y EDN: IXPEZA
- Pruzhinin BI. Ratio Serviens? Voprosy filosofii. 2004;(12):41-55. (In Russian). EDN: OPRFNF
- Alper S, Elcil T, Karaca N et al. Fictitious conspiracy, paranormal, and pseudoscience beliefs are closely related to their regular counterparts. Current Psychology. 2025;44:6376-6395. doi: 10.1007/s12144-025-07654-w EDN: LLDAKH
- Zhilina VA. Sociotechnical consistency and universality of modern engineering: Homo Technology. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova. 2023;21(1):109-117. (In Russian). doi: 10.18503/1995-2732-2023-21-1-109-117 EDN: IGPQGF
- Lasonen-Aarnio M. Knowledge-conducive dispositions: how to do consequentialist epistemology. Synthese. 2025;205:104-150. doi: 10.1007/s11229-024-04897-1
- van Mazijk C, Killin A, Overmann KA. Philosophy and prehistory: new perspectives on minds, art, and culture. Phenomenology and Cognitive Sciences. 2025;24:523-534. doi: 10.1007/s11097-025-10057-8 EDN: WCHAJA
- Gadamer X-G. Truth and method. Moscow: YoYo Media publ.; 2025. (In Russian).
- Geuss R. Does Philosophy Need to Know Its History? Society 2024;62:397-313. doi: 10.1007/s12115-024-01002-7 EDN: WIQHVO
- Sedgwick S. Does Philosophy Need to Know Its History? Society. 2025;62:340-345. doi: 10.1007/s12115-025-01089-6 EDN: JRWRNY
- Moore A W. Does Philosophy Need to Know Its History? Society. 2025;62:314-319. doi: 10.1007/s12115-025-01075-y EDN: VTTMTR
- Midgard S.F. X-Phi and Theory Acceptance in Political Philosophy. Res Publica. 2024;30. doi: 10.1007/s11158-024-09678-8 EDN: LDNXGT
Дополнительные файлы

