Роль философии в системе образования Болгарии
- Авторы: Лавренцова Е.1
-
Учреждения:
- Тракийский университет
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 963-977
- Раздел: В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362037
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-963-977
- EDN: https://elibrary.ru/IABLUV
- ID: 362037
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено анализу и осмыслению роли философии в современной системе болгарского образования. Проблема релевантности философии образованию, особой значимости и ценности изучения философии для формирования образования рассматривается на основе взглядов о метакогнитивном фундаменте, который обеспечивает данную мыслительную деятельность для расширения человеческого познания, а также преломляется через призму двух фундаментальных моделей, принятых в современном научном дискурсе, которые призваны переподтвердить полезность и эффективность использования философии в образовательном континууме в условиях современной социокультурной ситуации. Основное внимание уделяется прослеживанию особенностей внедрения философии в лоно образования Болгарии, что, несомненно, обусловлено своеобразием исторического пути развития страны, ее образовательными традициями и спецификой социокультурного контекста. Потенциал философии в болгарской образовательной системе оценивается через призму развития ключевых компетенций.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Лавренцова
Тракийский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena.lavrentsova@trakia-uni.bg
ORCID iD: 0000-0002-4920-275X
кандидат философских наук, доцент, заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству, Педагогический факультет
Республика Болгария, 6000, Старая Загора, ул. Армейска, д. 9Список литературы
- Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. Delhi: Aakar Books; 2004.
- Trickey S, Topping KJ. Philosophy for Children: A systematic review. Research Papers in Education. 2004;19(3):365-380.
- Worley P. Plato, metacognition and philosophy in schools. Journal of Philosophy in Schools. 2018;5(1):76-91.
- Hand M. On the distinctive educational value of philosophy. Journal of Philosophy in Schools. 2018;5(1):4-19.
- Merleau-Ponty M. The Visible and the Invisible. Evanston: Northwestern University Press; 1968.
- Freire P. Pedagogy of the Oppressed. New York: Continuum; 1970.
- Gallagher S. How the Body Shapes the Mind. Oxford: Clarendon Press; 2005.
- MacIntyre A. Dependent Rational Animals: Why Human Beings Need the Virtues. London: Duckworth; 2009.
- Mitrentseva M. Philosophy of Change. Philosophical Disciplines in School after 1991. Varna: LiterNet; 2015. Available from: https://liternet.bg/publish30/maia-mitrenceva/1658filosofia/content.htm (accessed: 01.07.2025.
- Gerdjikov S. Methodology of Philosophy Teaching. Ekstrem; 2019. (In Bulgarian).
- Vardzhiyska E. The Research Community. Philosophical and Didactic Transformations of a Concept from American Pragmatism in Contemporary German Philosophy (Karl-Otto Appel, Jürgen Habermas) and Didactics of Philosophy: dissertation abstract; 2014. (In Bulgarian).
- Elchinov D, Nikolova N. Functions of Philosophy in Secondary Education in Bulgaria. Philosophy. 2017;26(1):86-99.
- Karageorgieva A. Philosophy for Children and Socratic Dialog. Philosophy. 2005;6:56-62.
Дополнительные файлы

