🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Роль философии в системе образования Болгарии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено анализу и осмыслению роли философии в современной системе болгарского образования. Проблема релевантности философии образованию, особой значимости и ценности изучения философии для формирования образования рассматривается на основе взглядов о метакогнитивном фундаменте, который обеспечивает данную мыслительную деятельность для расширения человеческого познания, а также преломляется через призму двух фундаментальных моделей, принятых в современном научном дискурсе, которые призваны переподтвердить полезность и эффективность использования философии в образовательном континууме в условиях современной социокультурной ситуации. Основное внимание уделяется прослеживанию особенностей внедрения философии в лоно образования Болгарии, что, несомненно, обусловлено своеобразием исторического пути развития страны, ее образовательными традициями и спецификой социокультурного контекста. Потенциал философии в болгарской образовательной системе оценивается через призму развития ключевых компетенций.

Об авторах

Елена Лавренцова

Тракийский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena.lavrentsova@trakia-uni.bg
ORCID iD: 0000-0002-4920-275X

кандидат философских наук, доцент, заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству, Педагогический факультет

Республика Болгария, 6000, Старая Загора, ул. Армейска, д. 9

Список литературы

  1. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. Delhi: Aakar Books; 2004.
  2. Trickey S, Topping KJ. Philosophy for Children: A systematic review. Research Papers in Education. 2004;19(3):365-380.
  3. Worley P. Plato, metacognition and philosophy in schools. Journal of Philosophy in Schools. 2018;5(1):76-91.
  4. Hand M. On the distinctive educational value of philosophy. Journal of Philosophy in Schools. 2018;5(1):4-19.
  5. Merleau-Ponty M. The Visible and the Invisible. Evanston: Northwestern University Press; 1968.
  6. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. New York: Continuum; 1970.
  7. Gallagher S. How the Body Shapes the Mind. Oxford: Clarendon Press; 2005.
  8. MacIntyre A. Dependent Rational Animals: Why Human Beings Need the Virtues. London: Duckworth; 2009.
  9. Mitrentseva M. Philosophy of Change. Philosophical Disciplines in School after 1991. Varna: LiterNet; 2015. Available from: https://liternet.bg/publish30/maia-mitrenceva/1658filosofia/content.htm (accessed: 01.07.2025.
  10. Gerdjikov S. Methodology of Philosophy Teaching. Ekstrem; 2019. (In Bulgarian).
  11. Vardzhiyska E. The Research Community. Philosophical and Didactic Transformations of a Concept from American Pragmatism in Contemporary German Philosophy (Karl-Otto Appel, Jürgen Habermas) and Didactics of Philosophy: dissertation abstract; 2014. (In Bulgarian).
  12. Elchinov D, Nikolova N. Functions of Philosophy in Secondary Education in Bulgaria. Philosophy. 2017;26(1):86-99.
  13. Karageorgieva A. Philosophy for Children and Socratic Dialog. Philosophy. 2005;6:56-62.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».