К вопросу о влиянии Ж.-Ж. Руссо на творчество И. Канта
- Авторы: Шачина А.Ю.1
-
Учреждения:
- Мурманский Арктический государственный университет
- Выпуск: Том 22, № 2 (2018)
- Страницы: 236-247
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/344840
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-2-236-247
- ID: 344840
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья показывает преемственность в развитии ключевых идей Ж.Ж. Руссо в творчестве И. Канта о сущности нравственности, ее соотношении с общественной моралью, природе нравственного чувства и роли нравственности для образования. Показаны основные достижения и ограниченность методологического подхода Ж.Ж. Руссо и те аспекты в его позиции, которые разработал Кант путем их диалектического отрицания с преемственным сохранением всего лучшего. Исследование предполагает анализ как первоисточников, так и критической литературы. Совершен синтез герменевтического и диалектического методов. Герменевтический метод позволяет понять системы Руссо и Канта в их целостности и в то же время указать на их наиболее значимые аспекты. Диалектический метод позволил вскрыть противоречия в идеях Руссо, благодаря чему стало возможным развитие данных идей Кантом, но уже на других основаниях. В статье обсуждается, каким образом Руссо повлиял на Канта в определении природы нравственности через определение сущности нравственного закона. При этом указано на различия в понимании нравственного чувства у Канта и Руссо: по Канту, оно имеет своим источником чистый практический разум, в то время как у Руссо - сострадание к человеческому роду (человеческую природу). Выводом к статье служит положение, что главные открытия Канта и в области теоретического, и в области практического разума были непосредственно подготовлены Руссо, но при этом Кант разрешил противоречия в позиции великого «гражданина Женевы».
Об авторах
Анна Юрьевна Шачина
Мурманский Арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna_shachina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мурманского Арктического государственного университета
ул. Капитана Егорова, 15, г. Мурманск, Россия, 183038Список литературы
- Guliga, Arsenij. Immanuel Kant. Moskow: „Molodaja gvardija“, 1977. (In Russ.)
- Kant, Immanuel. Antropologija s pragmaticheskoj tochki srenija. Saint Petersburg: „Nauka“, 2002. (In Russ.)
- Kant, Immanuel. Metafisika nravov. In: Kant, Immanuel. Osnovi metafisiki nravstvennosti. Moscow: “Misl’”, 1999, p. 563—909. (In Russ.)
- Kant, Immanuel. O pedagogike. In: Kant, Immanuel. Traktati i pis’ma. Moscow: Nauka”, 1980, p. 445—504. (In Russ.)
- Shachina, AJu. Idei nravstvennogo vospitaniya v rational’nij etike Immanuela Kanta. Murmansk: Univ. Publishing House, 2009. (In Russ.)
- Shachina, AJu. Tsel‘ i sadachi pedagogicheskoj nauki v filosofsko-pedagogicheskom nasledii I. Kanta. In: Pedagogika. 2013 (6), p. 119—126. (In Russ.)
- Cassirer, Ernst. Rousseau, Kant, Goethe. Hamburg: Meiner, 1991. (In Germ.)
- Hansman, Otto. Der pädagogische Rousseau. Weinheim: Deutscher Studien Verlag, 1993. (In Germ.)
- Kühn, Manfred. Kant. Eine Biographie. München: Verlag C.H. Beck oHG, 2003. (In Germ.)
- Menn, Mattihas. Immanuel Kants Stellung zu Jean Jacques Rousseau. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der philosophischen Doktorwürde. Freiburg i. B.: Fr. Wagner’sche Buchdruckerei, 1894. (In Germ.)
- Rattner, Josef. Grosse Pädagogen: Erasmus — Vives — Montaigne — Comenius — Locke — Rousseau — Kant — Salzmann — Pestalozzi — Jean-Paul — Goethe — Herbart — Fröbel — Kerschensteiner — Aichhorn. München/Basel: Ernst Reinhard Verlag, 1959. (In Germ.)
- Reich, Klaus. Rousseau und Kant. Tübingen: Verlag von J.C.B. Mohr <Paul Siebeck>, 1936. (In Germ.)
- Rousseau und die deutsche Romantik: Neue deutsche Forschungen. Hrsg. von Dr. Rudolf Buck. Berlin: Yunker u. Dünnhaupt Verlag, 1939. (In Germ.)
- Schmidt, Raymund. Immanuel Kant: Die drei Kritiken in ihrem Zusammenhang mit dem Gesamtwerk. Stuttgart: Alfred Kröner Verlag, 1975. (In Germ.)
- Stauber, Traugott. Die Volkssouverinitätslehre Kants im Rahmen seines Staatsdenkens: Das Problem der Volksherrschaft bei den großen politischen Denkern von der Antike bis zu Rousseau und Kant. Dissertation zur Erlangung der Würde eines Doktors der Philosophie, vorgelegt der Philosophisch-Historischen Fakultät der Universität Basel. Zürich/Clausthal-Zellerfeld (BRD): Bönecke-Druck, 1979. (In Germ.)
- Sturma, Dieter. Jean-Jacques Rousseau. München: Beck, 2001. (In Germ.)
- Velkley Richard L. Freedom, teleologie and justification of reason: On the philosophical impotance of Kant’s Rousseaias turn. In: Rousseau in Deutschland. Neue Beiträge zur Erforschung seiner Rezeption. Hrsg. von Herbart Jaumann. Berlin/ New York: Walter de Gruyter Verlag, 1995.
Дополнительные файлы

