🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Успеха добивается тот преподаватель, который умеет сопрягать «тощие» философские абстракции с конкретными и даже весьма обыденными явлениями и процессами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для школьника возможность получить в рамках системы образования первичное философское знание связано со школьным курсом обществознания. Преподавание обществоведческих дисциплин для современного учителя сопряжено с рядом вызовов с точки зрения междисциплинарности и необходимости гармонизации теоретического материала дисциплин и рассмотрения актуальных общественных проблем в их динамике. Обществознание как система обществоведческих дисциплин представляет собой комплексное знание, имеющее принципиально интегральных характер - в обществознании обсуждаются вопросы антропологии, права, политологии, экономической теории, социологии и социальной философии, религиоведения, аксиологии и ряда философских дисциплин. С одной стороны, для успешного освоения обществознания нужно погрузиться в генезис многих вопросов (например, теории происхождения государства и права, к примеру, через осмысления связи генезиса права как конституирующего элемента государственного устройства с позиций социальной философии), а с другой стороны - отслеживать трансформации законодательства, выявлять в череде событий современности те, что наглядно иллюстрируют механизмы реализации теоретических принципов. При этом без знания общих концептуальных оснований процессов и явлений, которые являются ядром обществознания как дисциплины, невозможно получить сущностное представление о том, что значит - изучить и понять общество и человека живущего в нем. Особенно важным такое системное понимание общества становится для жизни в будущем: поиск закономерностей общественного развития связан с возможностями выбора собственной образовательной и профессиональной траектории развития, а понимание причинно-следственных связей в обществе как системе могут стать отправной точкой для формирования собственных личностных качеств в гармонии с общезначимыми целями общества. Философия как метапредметная область поможет сформулировать ответы (или уточнить имеющиеся вопросы) для формирования мировоззрения, охватывающего разные оптики восприятия реальности, - и тем самым сделать эту реальность более рельефной, подсветить ее проблемные аспекты.

Об авторах

Анна Юрьевна Лазебникова

Институт содержания и методов обучения им. В.С. Леднева

Автор, ответственный за переписку.
Email: philosj@rudn.ru

Список литературы

  1. Zubov E. Problems of teaching philosophy in school. Integraciya obrazovaniya. 2003;(1):103–109. (In Russian). EDN: PJOORP
  2. Pavlov AT. Philosophical education in the Russian Empire. Moscow: Vorob’ev A.V. publ.; 2017. (In Russian). EDN: YJSKSW
  3. Lazebnikova AY. On the Correctness of Training Tasks in Preparation for the Final Assessment in the Subject “Social Studies”. Nauchnyj dialog. 2016;51(3):291–301. (In Russian). EDN: VRGTLF
  4. Lazebnikova AY. Unified State Exam. Social Studies. Independent preparation for the Unified State Exam. Moscow: Ekzamen publ.; 2011. (In Russian).
  5. Mamardashvili MK. An Essay on Contemporary European Philosophy. Moscow: Azbuka publ.; 2014. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».