🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Классические и инновационные методы преподавания философии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Выбор и разработка методов и форм обучения философии имеет решающее значение в условиях трансформации системы образования, динамики поколенческих изменений в восприятии информации. В этих условиях актуализируются интерактивные, проектные, творческие формы работы с аудиторией. Целью работы является презентация опыта преподавания философии, сочетающего классические и инновационные, в том числе авторские подходы, связанные с работой в студенческих командах (группах), применение формата TED в лекционных потоках, обучения навыкам работы с философскими текстами с применением методики «свободного письма» («free-writing») и др. На фоне разнообразных источников информации в современном мире фокус гуманитарного и философского образования трансформируется от передачи готового знания к его совместному поиску и освоению через активные формы взаимодействия педагогов с обучающимися, обучение навыку работы с текстом. Для современной интерактивной модели обучения с учетом особенностей современного поколения молодежи наиболее эффективными выступают формы обучения, предполагающие «вертикальный» и «горизонтальный» диалог, коммуникацию в командах (группах), интеллектуальные эвристические игровые практики. Представлены теоретические основания диалогового, интерактивного обучения философии, на основе принципов лидерства, «равный обучает равного», продемонстрированы примеры практически апробированных методик, показавших свою эффективность.

Об авторах

Людмила Владимировна Баева

Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева

Автор, ответственный за переписку.
Email: baevaludmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0439-525X
SPIN-код: 2735-5322

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, культурологии и социологии, и.о. декана факультета истории и социальных коммуникаций

Российская Федерация, 414056, Астрахань, ул. Татищева, д. 20А

Список литературы

  1. Drucker PF. The market: how to become a leader: Practice and principles. Moscow: Book chamber intern.; 1992. (In Russian).
  2. Solso RL, MacLin MK, MacLin OH. Cognitive psychology. Allyn & Bacon; 2005.
  3. Baryshkin AG, Reznik NA. Basic parameters of visualization of educational information. Computer tools in education. 2005;(3):38–44. (In Russian).
  4. Trufanova OV. The role of game methods in teaching philosophical disciplines and the formation of the ability to think. Humanitarian scientific research. 2012;(6). Available from: http://human.snauka.ru/2012/06/1318 (accessed: 05.05.2025). (In Russian).
  5. Bakhtin MM. Problems of Dostoevsky’s poetics. Ed. 3. Moscow: Fiction publ.; 1972. (In Russian). EDN: VQMVAT
  6. Vygotsky LS. Thinking and speech. In: Selected psychological studies. Moscow: APN RSFSR; 1956. (In Russian).
  7. Baeva LV. Digital dialogue in education: cognitive, social, existential features and risks. RUDN Journal of Philosophy. 2022;26(2):439–453. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2022-26-2-439-453 EDN: QTXLKN
  8. Yakobson R. Linguistics and poetics. Structuralism: “pros” and “cons”. Moscow: Progress; 1975. Р. 193–230. (In Russian).
  9. Mazur E. Peer instruction: A user’s manual. Harlow: Pearson Education; 2013.
  10. Sorina GV. Methodology of expert work (in the context of modern educational communications). Values and meanings. 2014;(2):52–62. (In Russian). EDN: SCZXQZ
  11. Work with text. The series “Modern technologies of university education”. Issue 1. Gusakovsky MA, BSU Center for Educational Development Problems. editors. Minsk: Propelei publ.; 2003. (In Russian).
  12. Robotova AS. Is it necessary to teach academic work and academic writing? Higher education in Russia. 2011;(10):47–54. (In Russian). EDN: OICAJB
  13. Goldstein J. Public Speaking: A Meta-Communicative Approach. Routledge; 2017.
  14. Khairulina ER. Development of students’ key competencies in design and creative activity. Pedagogy. 2007;(9):72–75. (In Russian). EDN: NBYDPX

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».