Теология Дж. Капуто в постсекулярном контексте
- Авторы: Торбург М.Р.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 1191-1203
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362053
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-1191-1203
- EDN: https://elibrary.ru/JDKVCO
- ID: 362053
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании рассматривается проблема переосмысления божественного при переходе от секулярного к постсекулярному дискурсу в западноевропейской мысли на примере теологии Дж. Капуто, продумывающего возможность религии без догм и теологии «после Бога». В этом исследовании автор применяет сравнительно-исторический и системный методы. Особое внимание уделяется анализу основных дискурсивных принципов и стратегий Капуто, с помощью которых он пытается вернуть теологическую мысль из пространства высших идеальных конструкций в повседневное существование секулярного человека в его фактичности и случайности. Автор фокусирует свое внимание на анализе переосмысления проблемы Бога в герменевтическо-феноменалогическом проекте Капуто в исторической перспективе и в постсекулярном контексте. Исследование показывает, что, следуя феноменологии события М. Хайдеггера и стратегии деконструкции Ж. Деррида, Капуто стирает границы между верой и разумом, философией и теологией, познанием и деятельностью, имманентным и трансцендентным, миром и Богом, что ведет не только к гносеологическому релятивизму, но и к агностицизму. Объявляя же природу истины герменевтической, он весьма произвольно выбирает представителей западноевропейской философско-теологической мысли и не менее произвольно интерпретирует их идеи, интегрируя их в свое концептуальное пространство. Работа отличается оригинальной интерпретацией попытки взаимодействия теологической перспективы Капуто с «закатом метанарративов» Ф. Лиотара, «деконструкцией» и «желанием за пределами желания» Ж. Деррида, пространством «плана имманентности» Ж. Делеза. В работе раскрывается этическое содержание концепта слабого Бога, как ядра теологии Капуто. Автор утверждает, что, несмотря на то, что попытка Капуто вернуть Бога в повседневную жизнь представителя постсекулярного западноевропейского общества весьма утопична, его концепция слабого Бога или теология события направлена на возрождение традиционных христианских ценностей, таких как вера, надежда, любовь, справедливость, ответственность. Концепция Капуто противостоит тоталитарным идеологиям и всем проявлениям религиозного радикализма и фундаментализма.
Об авторах
Марина Робертовна Торбург
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: torburg_mr@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0003-0131-9526
SPIN-код: 3014-1148
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Derrida J. De la grammatologie. Paris: Ed. de Minuit; 1967. EDN: SMWHKZ
- Sorokoletov NV. John Caputo’s Radical Theology: God as an Event. Theological Questions. 2021;(1):133–146. (In Russian). doi: 10.31802/PWG.2021.5.1.008 EDN: ENLXZZ
- Polyakova SV. John Caputo: Towards a Theology Worthy of Its Name. Available from: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/328977861 (accessed: 18.07.2025). (In Russian).
- Konacheva SA. God after God: The Paths of Postmetaphysical Thinking. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet publ.; 2019. (In Russian).
- Caputo J. On Religion. London, New York: Routledge; 2001.
- Caputo J. Radical Theology as Theopoetics. In: Theopoetic Folds: Philosophizing Multifariousness. New York: Fordham Univ. Press; 2013. P. 125–141.
- Solov’ev VV, editor. Anthology of World Philosophy in Four Volumes. Vol. 1. Pt. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1969. (In Russian).
- Rozhanskii ID, editor. Fragments of Early Greek Philosophers. Pt. 1. Moscow: Nauka publ.; 1989. (In Russian).
- Caputo J. How the secular world became post-secular. Logos. 2011;(3):186–205. (In Russian). EDN: RVREXR
- Yampolskaya AV. Praxis and Poetics of Truth: Derrida and Marion Reading Augustine. Problems of Philosophy. 2015;(3):175–185. (In Russian). EDN: TMWNAD
- Sartre J-P. Existentialism is a Humanism. In: Twilight of the Gods. Moscow: Politizdat publ.; 1989. (In Russian).
- Rezvykh PV. Being, Essence, and Existence in the Late Ontology of F.-W.-J. Schelling. On Schelling’s Approach to the Problem of Creation. In: Knowledge and Tradition in the History of World Philosophy. Collection of Articles. Moscow: ROSSPEN publ.; 2001. (In Russian).
- Deleuze G. Spinoza: philosophie pratique. Paris: Editions de Minuit; 1981.
- Decomb V. Modern French Philosophy. Moscow: Ves’ mir publ.; 2000. (In Russian).
- Camus A. The Rebel. Philosophy. Moscow: Politizdat publ.; 1990. (In Russian).
- Heidegger M. Being and Time. Moscow: Ad Marginem; 2015. (In Russian).
- Heidegger M. Reflections II–IV (Black Notebooks 1931–1938). Moscow: Izdatel’stvo instituta Gaidara publ.; 2016. (In Russian).
- Caputo J. Dissenting Church, Pathways for Ecumenical and Interreligious Dialogue. doi: 10.1007/978-3-031-56019-4_3
- Konacheva SA, Kyrlezhev AI. Ways of Postmetaphysical Thinking about God. Theological Questions. 2020;2(1):177–198. (In Russian). doi: 10.21638/spbu28.2020.111 EDN: TTGKMY
- Derrida J. Letter to a Japanese Friend. Voprosy filosofii. 1992;(4):53–57. (In Russian).
- Hegel GWF. Lectures on the History of Philosophy. Book 2. Saint Petersburg: Nauka publ.; 1994. (In Russian).
- Lyotard J-F. La condition postmoderne: Rapport sur le savoir. Paris: Les Éditions de Minuit; 1979.
- Konacheva S. The Secular World and the New Man in Contemporary Western Theology. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, and Law. 2015;8(4):19–26. (In Russian). EDN: UXKDRV
- Caputo J. The Weakness of God. Bloomington: Indiana University Press; 2006.
- Derrida J. Given Time: I. Counterfeit Money. Chicago: Univ. of Chicago Press; 1992.
Дополнительные файлы

