Жанровые особенности образовательного медиадискурса в контексте информационной экологии и кибербезопасности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В XXI в. все больший междисциплинарный исследовательский интерес вызывает лингвистическая проблема реализации образовательного дискурса, особенно в медиапространстве. Информационная экология и кибербезопасность позволяют сформировать навык принятия адекватных учебных, воспитательных и управленческих решений в сфере образования в условиях насыщения информацией, информационного шума в цифровой среде. Цель исследования состоит в выявлении жанровых особенностей образовательного медиадискурса в контексте информационной экологии и кибербезопасности. Осуществляется функционально-жанровый анализ образовательного медиадискурса в цифровом медиапространстве. Путем применения комплекса методов (описательного метода, контент-анализа, дискурсивного анализа, лингвосемиотического анализа, лингвопрагматического анализа, функционально-жанрового анализа, интерпретативного анализа) изучается жанровое медиаотражение регулирования деятельности общества по достижению целей гигиенической безопасности, связанных с информационными и коммуникационными процессами в цифровом образовательном медиадискурсе, что составляет научную новизну исследования. Выявлены основные жанры образовательного медиадискурса, значимые для развития теории жанров: аналитические, дискуссионные, популяризационные, объясняющие, рекомендательные, дидактические, регулирующие, мультимедийные, жанры кейсов. Их анализ позволяет заключить, что комфортная для подготовки обучающихся экосистема формируется за счет соблюдения требований информационной экологии, информационной и интернетгигиены, этики, кибербезопасности, которые входят в число профилактических трендов и защитных мер в цифровой среде. Анализ фактического материала акцентирует важность обеспечения безопасности обучающихся как одной из ключевых задач современного образовательного процесса с учетом активного воздействия медиасреды. Уставлено, что медиастатьи информируют адресата о деятельности профилактической медицины и государственных санитарно-эпидемиологических служб, которые занимаются разработкой норм, отражающих безопасную организацию рабочего и образовательного процесса с использованием информационных инструментов в цифровом медиапространстве. Документы, представленные в различных жанрах массмедиа, определяют нормы светового освещения в разное время суток, нормы шумовых параметров и работу с электронными средствами обучения и другими приемлемыми условиями для обеспечения качественной работы без вреда для здоровья. Выявленные жанровые особенности образовательного медиадискурса в контексте информационной экологии и кибербезопасности наглядно демонстрируют, что информационная экология - перспективное направление для изучения и развития медиадискурса, в т.ч. и образовательного медиадискурса, на материале разных лингвокультур.

Об авторах

Ольга Викторовна Сергеева

Кубанский государственный университет

Email: docsov117@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9950-000X
SPIN-код: 8417-6424

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии факультета романо-германской филологии

350040, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149

Марина Ростиславовна Желтухина

Пятигорский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zzmr@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7680-4003
SPIN-код: 2798-8026

доктор филологических наук, профессор, профессор Российской академии образования, академик Российской академии естественных наук, директор, главный научный сотрудник научно-образовательного центра «Человек в коммуникации»

357532, Российская Федерация, г. Пятигорск, проспект Калинина, д. 9

Елена Борисовна Пономаренко

Российский университет дружбы народов

Email: ponomar_elena@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3181-507X
SPIN-код: 8475-5605

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Akvazba, E., Bogdanova, V., Uzlova, N., & Patrusheva, I. (2019). Problems and prospects of the Russian information society. Amazonia Investiga, 8(20), 310–322.
  2. Zheltukhina, M.R., & Sergeeva, O.V. (2023). Linguopragmatic characteristics of the educational media discourse: American, British and Russian visual presentations. Actual problems of philology and pedagogical linguistic, (4), 169–186. (In Russ.). https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-4-169-186 EDN: UNCLCM
  3. Zheltukhina, M.R., Krasavsky, N.A., Pavlov, P.V., Ponomarenko, E.B., & Aleshchanova, I.V. (2016). Political Facebook posts using ideological symbols for media image designing of Russia as enemy. International Journal of Environmental and Science Education, 11(18), 12005–120013. EDN: YVASDX
  4. Kazantseva, E.A. (2019). Ecology of academic discourse: monograph. Ufa: RIC BashSU. (In Russ.).
  5. Skovorodnikov, A.P. (2000). To the formation of linguoecological terminology. Speech communication: specialized bulletin, 3(11), 70–78. (In Russ.).
  6. Shakhovsky, V.I. (2019). The ecological multitude of human communication media. Ethnopsycholinguistics, (2), 80–101. https://doi.org/10.31249/epl/2019.02.06 (In Russ.). EDN: JDZSRR
  7. Shakhovsky, V.I. (2020). Ecology of language and man in a changing world. Neophylology, 6(22), 217–225. (In Russ.).
  8. Kharytonov, E., Kharytonova, O., Tolmachevska, Y., Fasii, B., & Tkalych, M. (2019). Information Security and Means of Its Legal Support. Amazonia Investiga, 8(19), 255–265.
  9. Demidov, A.A., Syrina, T.A., & Tretyakov, A.L. (2020). Development of digital skills and media education system: from the organization of environmental education of preschool children to the ICT competence of teachers. Media Education, 60(1), 11–23. EDN: STDUPI
  10. Ivanyan, E.P. (2016). Linguoecology of pedagogical speech. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, (11–12), 48–56. https://doi.org/10.20534/AJH-16-11.12-48-56 (In Russ.). EDN: YIFAPH
  11. Mazanyuk, E.F., Tretyakov, A.L., & Amichba, L.R. (2020). Game technologies as a tool of motivation and improvement the quality of university students’ training. SHS Web of Conf., 87, 00108. https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700108 EDN: PIAAWL
  12. Berleva, I.N., & Belyaev, D.A. (2023). The language of screen culture: semiotics of texts and rhetorical possibilities. Society: Philosophy, History, Culture, 2(106), 86–91. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2023.2.14 EDN: OKLJDB
  13. Evgrafova, Ju.A. (2019). Semiotic “stacking doll”: coding in heterogeneous screen texts (case study of a film text “King’s speech” and a videotext “You’re single, you’re such a name”). RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 10(1), 75–84. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-1-75-84 EDN: ZBOAFV
  14. Karasik, V.I. (1999). Characteristics of pedagogical discourse. In: Linguistic personality: aspects of linguistics and linguodidactics (pp. 3–18). Volgograd: Peremena. (In Russ.). EDN: UDBCOJ
  15. Ivanyan, E. (2016). Problems of linguoecology of Russian speech. Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica, 12, 63–68. (In Russ.). https://doi.org/10.18778/1731-8025.12.07
  16. Imamgaiazova, D.I. (2020). Framing of cybercrimes in Russian and English media texts. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 26(4), 109–114. http://doi.org/10/12287/2542-0445-2020-26-4-109-114 (In Russ.). EDN: IAGWNS
  17. Karas, T.H., Moore, J.H., & Parrott, L.K. (2008). Metaphors for cyber security. SANDIA report, SAND 2008–5381, 3–42. http://doi.org/10.2172/947345
  18. Lawson, S., & Middleton, M.K. (2019). Cyber Pearl Harbor: Analogy, fear, and the framing of cyber security threats in the United States, 1991–2016. First Monday, 23(3). http://doi.org/10.5210/fm.v24i3.9623
  19. Manikovskaya, M.A. (2019). Digitalization of education: challenges to traditional norms and moral principles. Power and administration in the East of Russia, 2(87), 100–106. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106 (In Russ.). EDN: AUQMUA
  20. Zheltukhina, M.R., & Pavlov, P.V. (2016). Social network «FACEBOOK» in the XXI century: from the communication tool to the information war tool. Philological sciences. Issues of theory and practice, 7–3(61), 89–93. (In Russ.). EDN: WBCUDL
  21. Eryomin, A.L. (2020). Information hygiene: modern approaches to hygienic evaluation of content and physical signals of information carriers. Environmental hygiene, 99(4), 351–355. https://dx.doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-4-351-355 EDN: VBZEGK
  22. Vaganova, O.I., Bakharev, N.P., Kulagina, J.A., Lapshova, A.V., & Kirillova, I.K. (2020). Multimedia technologies in vocational education. Amazonia Investiga, 9(26), 391–398. https://doi.org/10.34069/AI/2020.26.02.45 EDN: SXOFNI

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».