«Этическая оценка» как одна из тактик актуализации стратегии делегитимизации в предвыборном дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа выполнена в рамках политической лингвистики и политической лингвоперсонологии - актуальных направлений современных лингвистических исследований. Проведенный обзор научных работ показал отсутствие детальной информации о языковых приемах, объективирующих тактики реализации стратегии делегитимизации. Это обусловило новизну и актуальность предпринятого исследования. Согласно выдвинутой гипотезе, в предвыборном дискурсе стратегия делегитимизации направлена на подрыв или снижение кредита доверия к оппоненту и предлагаемым им политическим решениям, а не к выявлению и оценке законности его решений. В исследовании было выявлено и подтверждено, что тактика «этическая оценка» может рассматриваться как действенное средство снижения доверия к политическому оппоненту при помощи слов с оценочным коннототивным значением, позволяющих эксплицировать негативную оценку как при непосредственной номинации, так и благодаря контексту упоминания имени политического конкурента. В работе было подтверждено наличие трех аксиологических аспектов в этической оценке, которую Джо Байден в своем предвыборном дискурсе дал Дональду Трампу - своему конкуренту на пост президента США. Материал исследования составили 30 выступлений Джо Байдена во время предвыборной кампании 2020 года. В работе использован теоретико-методологический аппарат политической лингвоперсонологии и политической лингвистики. В исследовании затронут вопрос об отсутствии единого термина, номинирующего стратегию, создающую негативный образ политического конкурента в предвыборном дискурсе. Исследование тактики «этическая оценка» проводилось с привлечением методов контент-анализа, лексико-семантического анализа и интент-анализа. В ходе исследования был проведен анализ лексем, актуализирующих тактику «этическая оценка», и было показано преобладание слов и идиом с однозначным негативным оценочным коннотативным значением, не зависящим от контекста. В исследовании было зафиксировано отсутствие бранной лексики в предвыборном дискурсе, которую можно было бы трактовать как прямое оскорбление или обвинение. Полученные результаты могут использоваться для критического анализа политического дискурса отдельных политиков.

Об авторах

Вероника Александровна Каменева

Кемеровский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: russia_science@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8146-9721

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры романо-германской филологии

650000, Российская Федерация, Кемерово, ул. Красная, 6

Надежда Владимировна Рабкина

Кемеровский государственный университет

Email: nrabkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6623-6679

Candidate of Philology, Assistant Professor at the Department of Translation Studies and Linguistics

650000, Российская Федерация, Кемерово, ул. Красная, 6

Список литературы

  1. Tymbaj, A.A. (2018). Communicative strategies of American politicians (basing on the 2016 election campaign). RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 9(1), 105—123. doi: 10.22363/2313-2299-2018-9-1-105-123 (In Russ.).
  2. Golubeva, T.M. (2016). Linguistic parameters of the strategy of legitimizing the European Union and delegitimizing B. Al-Assad in the British political discourse. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 16(4), 392—396. doi: 10.18500/1817-7115-2016-16-4-392-396 (In Russ.).
  3. Gornostaeva, A.A. (2018). The pre-election political discourse in the USA 2016 and Russia 2018: comparative analysis. Bulletin of the Moscow Region State University (electronic journal), 3, 228—239. (In Russ.).
  4. Kameneva, V.A. (2019). Evaluation metaphors of pre-election discourse (linguo-personological approach). Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Unviersiteta, 6(428), 63—70. (In Russ.).
  5. Kononova, I.V. & Melnichuk, T.A. (2020). Evaluation category dynamics in the discourse of American election commercials. Сognitive studies of language, 2(41), 836—840. (In Russ.).
  6. Novoselova, O.V. (2019). Implicit menasives of the Russian election discourse. World of Linguistics and Communication, 58, 153—168. (In Russ.).
  7. Romanov, A.A. & Novoselova, O.V. (2020). Discoursive realization of threat in pre-election communication. Russian Journal of Linguistics, 24(2), 419—448. doi: 10.22363/2687-0088-2020-24-2-419-448 (In Russ.).
  8. Ruzhentseva, N.B. (2018). Political and communicative strategies in print pre-election publications of 2018. Political Linguistics, 2(68), 18—28. (In Russ.).
  9. Tarmaeva, V.I. (2020). Sports vocabulary in the election text: cognitive-pragmatic aspect. Bulletin of the Cherepovets State University, 5(98), 97—108. (In Russ.).
  10. Nazarova, R.Z. & Zolotarev, M.V. (2018). Verbal tactics of persuasion in contemporary Russian Electoral discourse (the study of the presidential campaign of 2017—2018). Izvestiya of Saratov University, Sociology, Politology, 18(4), 394—399. doi: 10.18500/1818-9601-2018-18-4-394-399 (In Russ.).
  11. Barebina, N.S. & Kosyakov, V.F. (2018). The rationality and rhetoric of the pre-election discourse (based on the material of the US election debates in 2016). Ekologia Yazyka I Kommunikativnaya Praktika, 1(12), 28—43. (In Russ.).
  12. Dmitrieva, M.I. & Dubrovskaya, V.V. (2020). Manipulative Communicative Strategies (by the Example of 2016 Presidential Election Campaign in the USA). Philology. Theory & Practice, 13(7), 180—184. doi: 10.30853/filnauki.2020.7.34 (In Russ.).
  13. Kopacheva, A.R. (2019). Peculiarities of emmanuel macron’s pre-election political discourse. Professionalniy Proekt: idei, tekhnologii, rezultaty, 3(36), 41—46. (In Russ.).
  14. Sergeeva, D.S. (2017). Self-presentation and discrediting are key strategies of the pre-election political discourse (based on the pre-election tweets of D. Trump and H. Clinton). Novosti Juzhnogo Federalnogo Universiteta. Filologicheskiye Nauki, 3, 75—83. (In Russ.).
  15. Sergeeva, N.A. (2019). Strategies and tactics of speech influence in B. Obama’s pre-election discourse. Vestnik Sovremennykh Issledovaniy. 1.6(28), 310—316. (In Russ.).
  16. Khabekirova, Z.S. (2011). The strategy of discrediting and methods of its implementation in the political discourse of the democratic opposition. Vestnik Adygeyskogo Gosudarstvennogo Unviersiteta Filologia i Istoria Iskusstva, 3, 138—144. (In Russ.).
  17. Khlopotunov, Ya.Yu. (2017). Speech tactics of discrediting in the American pre-election discourse. Voрrosy Prikladnoy Lingvistiki, 27, 77—86. (In Russ.).
  18. Gumuscu, S. (2013). The Emerging Predominant Party System in Turkey. Government and Opposition, 48(2), 223—244.
  19. Khajavi, Y., Khajavi, Y. & Rasti, A. (2020). A discourse analytic investigation into politicians’ use of rhetorical and persuasive strategies: The case of US election speeches. Cogent Arts & Humanities, 7(1), 1740051. doi: 10.1080/23311983.2020.1740051
  20. Leeuwen, van T. (2013). Legitimation in Discourse and Communication. In Critical Discourse Analysis: Concepts, History, Theory, 1, 327—350.
  21. Sadeghi, B. (2014). Towards (de-) legitimation discursive strategies in news coverage of Egyptian protest: VOA & Fars news in focus. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 98, 1580—1589.
  22. Golubeva, T.M. (2017). Linguistic and rhetorical parameters of the delegitimization of Russia and the legitimization of the United States in the speech of American representatives to the UN. Izvestiya of Saratov University, Philology. Journalism, 17(4), 383—388. doi: 10.18500/1817-7115-2017-17-4-383-388 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».