«Этическая оценка» как одна из тактик актуализации стратегии делегитимизации в предвыборном дискурсе
- Авторы: Каменева В.А.1, Рабкина Н.В.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Выпуск: Том 12, № 3 (2021): Лингвистические доминанты грамматики и словаря
- Страницы: 743-757
- Раздел: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ И АНАЛИЗ ТЕКСТА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2299/article/view/323363
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-3-743-757
- ID: 323363
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа выполнена в рамках политической лингвистики и политической лингвоперсонологии - актуальных направлений современных лингвистических исследований. Проведенный обзор научных работ показал отсутствие детальной информации о языковых приемах, объективирующих тактики реализации стратегии делегитимизации. Это обусловило новизну и актуальность предпринятого исследования. Согласно выдвинутой гипотезе, в предвыборном дискурсе стратегия делегитимизации направлена на подрыв или снижение кредита доверия к оппоненту и предлагаемым им политическим решениям, а не к выявлению и оценке законности его решений. В исследовании было выявлено и подтверждено, что тактика «этическая оценка» может рассматриваться как действенное средство снижения доверия к политическому оппоненту при помощи слов с оценочным коннототивным значением, позволяющих эксплицировать негативную оценку как при непосредственной номинации, так и благодаря контексту упоминания имени политического конкурента. В работе было подтверждено наличие трех аксиологических аспектов в этической оценке, которую Джо Байден в своем предвыборном дискурсе дал Дональду Трампу - своему конкуренту на пост президента США. Материал исследования составили 30 выступлений Джо Байдена во время предвыборной кампании 2020 года. В работе использован теоретико-методологический аппарат политической лингвоперсонологии и политической лингвистики. В исследовании затронут вопрос об отсутствии единого термина, номинирующего стратегию, создающую негативный образ политического конкурента в предвыборном дискурсе. Исследование тактики «этическая оценка» проводилось с привлечением методов контент-анализа, лексико-семантического анализа и интент-анализа. В ходе исследования был проведен анализ лексем, актуализирующих тактику «этическая оценка», и было показано преобладание слов и идиом с однозначным негативным оценочным коннотативным значением, не зависящим от контекста. В исследовании было зафиксировано отсутствие бранной лексики в предвыборном дискурсе, которую можно было бы трактовать как прямое оскорбление или обвинение. Полученные результаты могут использоваться для критического анализа политического дискурса отдельных политиков.
Ключевые слова
Об авторах
Вероника Александровна Каменева
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: russia_science@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8146-9721
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры романо-германской филологии
650000, Российская Федерация, Кемерово, ул. Красная, 6Надежда Владимировна Рабкина
Кемеровский государственный университет
Email: nrabkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6623-6679
Candidate of Philology, Assistant Professor at the Department of Translation Studies and Linguistics
650000, Российская Федерация, Кемерово, ул. Красная, 6Список литературы
- Tymbaj, A.A. (2018). Communicative strategies of American politicians (basing on the 2016 election campaign). RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 9(1), 105—123. doi: 10.22363/2313-2299-2018-9-1-105-123 (In Russ.).
- Golubeva, T.M. (2016). Linguistic parameters of the strategy of legitimizing the European Union and delegitimizing B. Al-Assad in the British political discourse. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 16(4), 392—396. doi: 10.18500/1817-7115-2016-16-4-392-396 (In Russ.).
- Gornostaeva, A.A. (2018). The pre-election political discourse in the USA 2016 and Russia 2018: comparative analysis. Bulletin of the Moscow Region State University (electronic journal), 3, 228—239. (In Russ.).
- Kameneva, V.A. (2019). Evaluation metaphors of pre-election discourse (linguo-personological approach). Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Unviersiteta, 6(428), 63—70. (In Russ.).
- Kononova, I.V. & Melnichuk, T.A. (2020). Evaluation category dynamics in the discourse of American election commercials. Сognitive studies of language, 2(41), 836—840. (In Russ.).
- Novoselova, O.V. (2019). Implicit menasives of the Russian election discourse. World of Linguistics and Communication, 58, 153—168. (In Russ.).
- Romanov, A.A. & Novoselova, O.V. (2020). Discoursive realization of threat in pre-election communication. Russian Journal of Linguistics, 24(2), 419—448. doi: 10.22363/2687-0088-2020-24-2-419-448 (In Russ.).
- Ruzhentseva, N.B. (2018). Political and communicative strategies in print pre-election publications of 2018. Political Linguistics, 2(68), 18—28. (In Russ.).
- Tarmaeva, V.I. (2020). Sports vocabulary in the election text: cognitive-pragmatic aspect. Bulletin of the Cherepovets State University, 5(98), 97—108. (In Russ.).
- Nazarova, R.Z. & Zolotarev, M.V. (2018). Verbal tactics of persuasion in contemporary Russian Electoral discourse (the study of the presidential campaign of 2017—2018). Izvestiya of Saratov University, Sociology, Politology, 18(4), 394—399. doi: 10.18500/1818-9601-2018-18-4-394-399 (In Russ.).
- Barebina, N.S. & Kosyakov, V.F. (2018). The rationality and rhetoric of the pre-election discourse (based on the material of the US election debates in 2016). Ekologia Yazyka I Kommunikativnaya Praktika, 1(12), 28—43. (In Russ.).
- Dmitrieva, M.I. & Dubrovskaya, V.V. (2020). Manipulative Communicative Strategies (by the Example of 2016 Presidential Election Campaign in the USA). Philology. Theory & Practice, 13(7), 180—184. doi: 10.30853/filnauki.2020.7.34 (In Russ.).
- Kopacheva, A.R. (2019). Peculiarities of emmanuel macron’s pre-election political discourse. Professionalniy Proekt: idei, tekhnologii, rezultaty, 3(36), 41—46. (In Russ.).
- Sergeeva, D.S. (2017). Self-presentation and discrediting are key strategies of the pre-election political discourse (based on the pre-election tweets of D. Trump and H. Clinton). Novosti Juzhnogo Federalnogo Universiteta. Filologicheskiye Nauki, 3, 75—83. (In Russ.).
- Sergeeva, N.A. (2019). Strategies and tactics of speech influence in B. Obama’s pre-election discourse. Vestnik Sovremennykh Issledovaniy. 1.6(28), 310—316. (In Russ.).
- Khabekirova, Z.S. (2011). The strategy of discrediting and methods of its implementation in the political discourse of the democratic opposition. Vestnik Adygeyskogo Gosudarstvennogo Unviersiteta Filologia i Istoria Iskusstva, 3, 138—144. (In Russ.).
- Khlopotunov, Ya.Yu. (2017). Speech tactics of discrediting in the American pre-election discourse. Voрrosy Prikladnoy Lingvistiki, 27, 77—86. (In Russ.).
- Gumuscu, S. (2013). The Emerging Predominant Party System in Turkey. Government and Opposition, 48(2), 223—244.
- Khajavi, Y., Khajavi, Y. & Rasti, A. (2020). A discourse analytic investigation into politicians’ use of rhetorical and persuasive strategies: The case of US election speeches. Cogent Arts & Humanities, 7(1), 1740051. doi: 10.1080/23311983.2020.1740051
- Leeuwen, van T. (2013). Legitimation in Discourse and Communication. In Critical Discourse Analysis: Concepts, History, Theory, 1, 327—350.
- Sadeghi, B. (2014). Towards (de-) legitimation discursive strategies in news coverage of Egyptian protest: VOA & Fars news in focus. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 98, 1580—1589.
- Golubeva, T.M. (2017). Linguistic and rhetorical parameters of the delegitimization of Russia and the legitimization of the United States in the speech of American representatives to the UN. Izvestiya of Saratov University, Philology. Journalism, 17(4), 383—388. doi: 10.18500/1817-7115-2017-17-4-383-388 (In Russ.).
Дополнительные файлы

