СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ («НЯНЮШКА АЛЕКСАНДРА») РОМАНА А. БЕЛОГО «КОТИК ЛЕТАЕВ»
- Авторы: Родина Ю.Д.1
-
Учреждения:
- Государственный социально-гуманитарный университет
- Выпуск: Том 9, № 2 (2018)
- Страницы: 463-479
- Раздел: НАУКА 21.0
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2299/article/view/341879
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-2-463-479
- ID: 341879
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу способов синтаксической реализации концепта «мыслительная деятельность» в одной из глав автобиографического романа писателя-символиста Андрея Белого «Котик Летаев». Мыслительная деятельность является главным способом характеристики центрального героя произведения - маленького Котика Летаева. Цель статьи состоит в выявлении основных синтаксических схем, репрезентирующих мыслительный дискурс героя произведения, основой построения которых являются глаголы мышления, понимания, познания, воображения, памяти. Исследование основывается на комплексном, системном подходе, сочетающем элементы когнитивного, сравнительно-типологического и конкретно-текстового анализа. Предпринята попытка показать на конкретном языковом материале авторское своеобразие в создании концепта «мыслительная деятельность», его функционирование в организации текста. Автор акцентирует внимание на конкретной текстовой реализации выделенных 5-ти структурных схем в аспекте воспроизведения писателем внутренней жизни индивида, начиная с подсознательных рефлексов и первых пульсаций сознания у младенца, открывающего мир, и заканчивая периодом взросления. Особое внимание уделено номинациям, фиксирующим объекты мыслительной деятельности маленького Котика с учетом его взросления и расширения кругозора. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что она является определенным вкладом в процесс изучения способов языковой репрезентации синтаксического концепта «мыслительная деятельность». Практическая значимость статьи состоит в том, что ее основные выводы и положения могут найти применение в практике вузовского преподавания, в общих и специальных курсах по когнитивной лингвистике. Материалы могут использовать в своих практических целях когнитологи и филологи при составлении учебников и пособий для вузов по исследованию идиостиля А. Белого.
Об авторах
Юлия Демьяновна Родина
Государственный социально-гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yulya_rodina_92@mail.ru
аспирант кафедры русского языка Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»; научные интересы: когнитивная лингвистика, лексикология, концепт
140410, Россия, г. Коломна, МО, ул. Зеленая, д. 30Список литературы
- Kubryakova, E.S. (1995). Evolution of linguistic ideas in the second half of the XX century (experience of paradigm analysis). In Language and science of the late 20th century: a collection of scientific articles. Moscow: Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences. pp. 144— 238.
- Boldyrev, N.N. (2015). Anthropocentric essence of language in its functions, units and category. Questions of cognitive linguistics, 1, 5—12.
- Demyankov, V.Z. (2016). On cognition, culture and civilization in the transfer of knowledge. Questions of cognitive linguistics, 4, 5—9.
- Demyankov, V.Z. (2016). On anthropocentric direction in cognitive linguistics. Cognitive studies of language. Issue XXVII: Anthropocentric approach in cognitive linguistics: a collection of scientific papers. Ed. V.Z. Demyankov. Tambov. pp. 36—45.
- Rudakova, A.V. (2004). Cognitive and cognitive linguistics. Voronezh: Origins.
- Chernova, L.A. & Dubova, M.A. (2015). The conceptual content of the story of A.P. Chekhov “On a cart”. Cognitive linguistics: the worldview of a character in Russian prose of the turn of the XIX—XX centuries: Sat. articles. Kolomna: MGOSGI. pp. 4—9.
- Lavrov, A.V. (1989). Introductory article. Andrei Bely at the turn of two centuries. Memories in 3 books. Moscow: Fiction.
- Tolstoy, L.N. Collection of works of art. [Electronic resource] URL: http://tolstoy.ru/creativity/ 90-volume-collection-of-the-works/ (available at: 15.01.2018).
- Komarova, Z.I. (2013). Methodology, method, methodology and technology of scientific research in linguistics. Moscow: Flint: Science.
- Kubryakova, E.S., Demyankov, V.Z., Pankrats, Yu.G. & Luzina, L.G. (1997). Short dictionary of cognitive terms. Moscow: Moscow State University named after M.V. Lomonosov.
- Karasik,V.I. (2002). Language Circle: Personality, Concepts, Discourse. Volgograd: Shans.
- Boldyrev, N.N. (2016). Cognitive schemes of language interpretation. Questions of cognitive linguistics, 4, 10—20.
- Boldyrev, N.N. (2009). Conceptual basis of the language. Cognitive studies of the language. Issue IV. Conceptualization of the world in language: a collective monograph. Moscow: Institute of Linguistics RAS; Tambov: Publishing House of TSU named after G.R. Derzhavin. pp. 25—77.
- Vorkachev, S.G. (2001). Lingvoculturology, language personality, the concept. Philological Sciences, 1. pp. 64—72.
- Fours, L.A. (2017). Meta-memory and its role in cognitive processes. Questions of cognitive linguistics, 3, 5—9.
- Belyaevskaya, Ye.G. (1994). Cognitive foundations of the study of word semantics. Structures of representation of knowledge in language. Moscow: RAS INION. pp. 87—110.
- Maslova, V.A. (2004). Cognitive linguistics. Minsk: TetraSystems.
- Popova, Z.D. & Sternin, I.A. (2001). Essays on cognitive linguistics. Voronezh: Istoki.
- Demyankov, V.Z. (2001). Concept and concept in fiction and scientific language. Topics in the study of language, 1, 35—47.
- Lyapin, S.Kh. (1997). Conceptology: to the development of the approach. Arkhangelsk: Publishing house of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov.
- Popova, Z.D., Sternin, I.A., Karasik, V.I. & all. (2009). The field model of the concept. Introduction to Cognitive Linguistics. M.V. Pimenova (ed.). Kemerovo: KemSU.
- Popova, Z.D. & Sternin, I.A. (2006). Semantico-cognitive analysis of the language. Voronezh.
- Popova, Z.D. (1996). Structural diagram of a simple sentence and a positional diagram of a statement as different levels of parsing. In Dictionary Grammar. Text. Yu.N. Karaulov, M.V. Lyapon (ed.). Moscow. pp. 255—268.
- Prokhorov, Yu.E. (2008). In search of the concept. Moscow: Flint; Science.
- Zolotova, G.A. (1967). On the structure of a simple sentence in the Russian language. Topics in the study of language, 6.
- Moskalskaya, O.I. (1973). Problems of Semantic Model in Syntax. Topics in the study of language, 6.
- Babaytseva, V.V. (1984). The system of structural-semantic types of a simple sentence in modern Russian. In Proposal as a multidimensional unit: Intercollegiate collection of scientific papers MGPI. Moscow.
- Zolotova, G.A., Onipenko, N.K. & Sidorov, M.Yu. (1998). Communicative grammar of the Russian language. Moscow.
- Leschenko, M.I. (1998). Semantics of the Proposal. In Problems of the Semantic Description of the Units of Language and Speech: Proceedings of the International Scientific Conference. Part 1. Minsk.
- Nikitin, M.V. (1997). Course of linguistic semantics. SPb.
- Petrova, O.N. (1996). Typical semantics of a simple sentence. In Semantics of language units: Reports of the V International Conference. Vol. 2. Moscow.
- Chernova, L.A. (2015). Syntactic concept “the existence of a feature of an object” with an authorized verb (according to Anton Chekhov’s story “The Bride”) In Chernova L.A., Dubova M.A. Cognitive linguistics: the worldview of a character in Russian prose the turn of the XIX—XX centuries. Kolomna: MGOKGI. pp. 10—16.
- Volokhina, G.A. & Popova, Z.D. (2003). Syntactic concepts of the Russian simple sentence. Voronezh.
- Ozhegov, S.I. & Shvedova, N.Yu. (2010). Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Temp.
- Efremova, T.F. (2000). The modern explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Russian language.
- Chukovsky, K.I. Two to five [Electronic resource]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=72192&p=1 (available at: 12.11.2017).
- Li Xiaoshuai. (2016). Thinking activity through the prism of the concept TIME in the novel by J. Barnes “A History of the World in 10 Chapters”. In Cognitive studies of the language. Issue XXVII: Anthropocentric approach in cognitive linguistics: a collection of scientific papers, V.Z. Demyankov (ed.). Tambov. pp. 192—198.
- Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language. (2003). M.N. Kozhina (ed.). Moscow: Flint, Science.
Дополнительные файлы

