Сравнительный анализ использования метафор в русских, английских и китайских медиатекстах информационного и воздействующего характера

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена проблема взаимосвязи метафоричности в информационных медиатекстах и ее речевого воздействия на реципиента на примере российских, английских и китайских источников. В качестве исходной гипотезы авторы используют предположение, базирующееся на том, что медиатексты, отличающиеся прагматическими характеристиками, содержат различный индекс метафоричности. Для проверки гипотезы была разработана методика вычисления индексов метафоричности: плотности, интенсивности, функций и взаимосвязи метафор с внешней и внутренней структурой текста. Значения данных индексов были последовательно подсчитаны для новостных сообщений на трех языках, условно разделенных на две группы: информационные и оценочные. Анализ показал, что по значениям всех индексов метафоричность текстов, обладающих воздействующим потенциалом, выше, чем текстов, выполняющих преимущественно информационную функцию. В «оценочных» текстах в среднем в полтора раза больше метафор, они значительно интенсивнее, в них использовано больше структурных метафор. В подобных текстах чаще метафоры встречаются не в основной части текста, а в водной части и в заключении, а относительно структуры текста - в них метафоры чаще концентрируются вокруг ремы. Результаты подтверждают исходную гипотезу: метафоричность действительно связана с потенциальным воздействием, а метафоры используются авторами медиатекстов для формирования оценки относительно предмета речевого высказывания. Предложенная методика вычисления индексов метафоричности может использоваться как действенный инструмент вычисления этого речевого воздействия.

Об авторах

Олег Игоревич Калинин

Военный университет министерства обороны РФ; Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)

Email: iokalinin.lingua@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1807-8370

доцент кафедры китайского языка МГЛУ, доцент кафедры восточных языков МПГУ, докторант Военного университета

123001, Российская Федерация, г. Москва, ул. Волочаевская, д. 3, стр. 1; 119034, Российская Федерация, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38

Александр Владимирович Игнатенко

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ignatenko-av@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-9261-4306

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета

112184, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Burgers, C., Konijn, E.A., Steen, G. & Iepsma, M.A.R. (2015). Making ads less complex, yet more creative and persuasive: the effects of conventional metaphors and irony in print advertising. International Journal of Advertising, 34(3), 515–532. https://doi.org/10.1080/02650487.2014.996200
  2. Solopova, O.A. & Chudinov, A.P. (2018). Diachronic analysis of political metaphors in the British corpus: from victory bells to Russia’s V-Day. Russian Journal of Linguistics, 22(2), 313–337. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-2-313-337 (In Russ.).
  3. Larina, T., Ozyumenko, V. & Ponton, D.M. (2020). Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics, 15(1), 3–22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
  4. Malyuga, E. & McCarthy, M. (2018). English and Russian vague category markers in business discourse: Linguistic identity aspects. Journal of Pragmatics, 135, 39–52. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2018.07.011
  5. Sibul, V. (2017). Psycholinguistic analysis of lexical-semantic structure in linguistic consciousness of Russian, English and German native speakers. Training, Language and Culture, 1(2), 54–70. https://doi.org/10.29366/2017tlc.1.2.4
  6. Thibodeau, P.H., Matlock, T. & Flusberg, S.J. (2019). The role of metaphor in communication and thought. Lang. Linguist. Compass, 13(5).
  7. Sopory, P. (2006). Metaphor and Attitude Accessibility. South. Commun. J., 71(3), 251–272. (In English).
  8. Mashal, N., Faust, M. & Hendler, T. (2005). The role of the right hemisphere in processing nonsalient metaphorical meanings: Application of Principal Components Analysis to fMRI data. Neuropsychologia, 43(14), 2084–2100.
  9. Ahrens, K., Liu, H.-L., Lee, C.-Y., Gong, S.-P., , S.-Y. & Hsu, Y.-Y. (2007). Functional MRI of conventional and anomalous metaphors in Mandarin Chinese. Brain Lang, 100(2), 163–171. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2005.10.004
  10. Sun, Y., Kalinin, O.I. & Ignatenko, A.V. (2021). The use of metaphor power indices for the analysis of speech impact in political public speeches. Russian Journal of Linguistics, 25(1), 250–277. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277 (In Russ.).
  11. Kalilin, O.I. (2020). The Correlation Between Metaphor Content and the Message Persuasive Power. Actual problems of philology and pedagogical Linguistics, 4. 82–92. (In Russ.).
  12. Ignatenko, A.V. & Dorofeeva, E.A. (2022). Political Metaphors in the Context of Stereotyping and Cognitive Distortions. Political Linguistics, 93(3), 27–38. (In Russ.).
  13. Kalilin, O.I. (2020). The correlation between metaphor density and the message persuasive power. Actual problems of philology and pedagogical linguistics, 2, 31–43. (In Russ.).
  14. Fomin, A.G., Mona, E.A. (2019). Conceptual Metaphor as a Means of Terrorist Suggestion (on the Material of the Islamic State Video Messages). Russian Journal of Linguistics, 23(3), 698–713. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-3-698-713
  15. Kozlova, L.A. (2020). Metaphor as the refection of culture determined cognition. Russian Journal of Linguistics, 24(4), 899–925. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-4-899-925 (In Russ.).
  16. Ignatenko, A.V. (2022). Features of the language game in Liu Zhenyun’s prose on the example of the novel “I am not Pan Jinlian”. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 14(3). 507–523. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.308 (In Russ.).
  17. Tamerian, T.U. & Tsagolova, V.A. (2017). Structural formulas of cognitive metaphors: the image of Angela Merkel based on the materials of the German media. Actual problems of philology and pedagogical Linguistics, 3(27), 79–89. (In Russ.).
  18. Kalinin, O.I. & Romanov, A.S. (2021). Comparative. Comparative Analysis of the Coronavirus Metaphorical Projections in the Chinese and Russian Mass Media. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 14(10), 1499–1508. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0834
  19. Pogrebniak, N.V. (2019). The influencing potential of the metaphor in the modern political media discourse. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3(136), 118–125. (In Russ.).
  20. Semenova, E.M. & Naletova, N.I. (2020). The political value of the archetypal metaphor (based on the material of the modern American media discourse). Political Linguistics, 2(80), 111–119. (In Russ.).
  21. Kalugina, U.E. (2020). Analysis of country specific terminological units in economics from English sources. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(3), 517–531. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-3-517-531 (In Russ.).
  22. Tincheva, N. (2020). Good Brexit, Bad Brexit: Evaluation Through Metaphoric Conceptualizations in British Media. Baltic Journal of English Language, Literature and Culture, 10, 149–167.
  23. Hu, C. & Xu, Y. (2017). WAR Metaphor in the Chinese Economic Media Discourse. High. Educ. Stud, 7(1), 94.
  24. Steen, G. (2017). Deliberate Metaphor Theory: Basic assumptions, main tenets, urgent issues. Intercult. Pragmat, 14(1), 1–24.
  25. Koller, V. (2003). Metaphor Clusters, Metaphor Chains: Analyzing the Multifunctionality of Metaphor in Text.
  26. Koller, V. (2004). Metaphor and gender in business media discourse: A critical cognitive study. Palgrave Macmillan.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».