Сравнительный анализ использования метафор в русских, английских и китайских медиатекстах информационного и воздействующего характера
- Авторы: Калинин О.И.1,2, Игнатенко А.В.3
-
Учреждения:
- Военный университет министерства обороны РФ
- Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 13, № 4 (2022): СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ
- Страницы: 1062-1082
- Раздел: МЕДИАЛИНГВИСТИКА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2299/article/view/323473
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-4-1062-1082
- ID: 323473
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена проблема взаимосвязи метафоричности в информационных медиатекстах и ее речевого воздействия на реципиента на примере российских, английских и китайских источников. В качестве исходной гипотезы авторы используют предположение, базирующееся на том, что медиатексты, отличающиеся прагматическими характеристиками, содержат различный индекс метафоричности. Для проверки гипотезы была разработана методика вычисления индексов метафоричности: плотности, интенсивности, функций и взаимосвязи метафор с внешней и внутренней структурой текста. Значения данных индексов были последовательно подсчитаны для новостных сообщений на трех языках, условно разделенных на две группы: информационные и оценочные. Анализ показал, что по значениям всех индексов метафоричность текстов, обладающих воздействующим потенциалом, выше, чем текстов, выполняющих преимущественно информационную функцию. В «оценочных» текстах в среднем в полтора раза больше метафор, они значительно интенсивнее, в них использовано больше структурных метафор. В подобных текстах чаще метафоры встречаются не в основной части текста, а в водной части и в заключении, а относительно структуры текста - в них метафоры чаще концентрируются вокруг ремы. Результаты подтверждают исходную гипотезу: метафоричность действительно связана с потенциальным воздействием, а метафоры используются авторами медиатекстов для формирования оценки относительно предмета речевого высказывания. Предложенная методика вычисления индексов метафоричности может использоваться как действенный инструмент вычисления этого речевого воздействия.
Ключевые слова
Об авторах
Олег Игоревич Калинин
Военный университет министерства обороны РФ; Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
Email: iokalinin.lingua@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1807-8370
доцент кафедры китайского языка МГЛУ, доцент кафедры восточных языков МПГУ, докторант Военного университета
123001, Российская Федерация, г. Москва, ул. Волочаевская, д. 3, стр. 1; 119034, Российская Федерация, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38Александр Владимирович Игнатенко
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ignatenko-av@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-9261-4306
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета
112184, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Burgers, C., Konijn, E.A., Steen, G. & Iepsma, M.A.R. (2015). Making ads less complex, yet more creative and persuasive: the effects of conventional metaphors and irony in print advertising. International Journal of Advertising, 34(3), 515–532. https://doi.org/10.1080/02650487.2014.996200
- Solopova, O.A. & Chudinov, A.P. (2018). Diachronic analysis of political metaphors in the British corpus: from victory bells to Russia’s V-Day. Russian Journal of Linguistics, 22(2), 313–337. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-2-313-337 (In Russ.).
- Larina, T., Ozyumenko, V. & Ponton, D.M. (2020). Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics, 15(1), 3–22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
- Malyuga, E. & McCarthy, M. (2018). English and Russian vague category markers in business discourse: Linguistic identity aspects. Journal of Pragmatics, 135, 39–52. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2018.07.011
- Sibul, V. (2017). Psycholinguistic analysis of lexical-semantic structure in linguistic consciousness of Russian, English and German native speakers. Training, Language and Culture, 1(2), 54–70. https://doi.org/10.29366/2017tlc.1.2.4
- Thibodeau, P.H., Matlock, T. & Flusberg, S.J. (2019). The role of metaphor in communication and thought. Lang. Linguist. Compass, 13(5).
- Sopory, P. (2006). Metaphor and Attitude Accessibility. South. Commun. J., 71(3), 251–272. (In English).
- Mashal, N., Faust, M. & Hendler, T. (2005). The role of the right hemisphere in processing nonsalient metaphorical meanings: Application of Principal Components Analysis to fMRI data. Neuropsychologia, 43(14), 2084–2100.
- Ahrens, K., Liu, H.-L., Lee, C.-Y., Gong, S.-P., , S.-Y. & Hsu, Y.-Y. (2007). Functional MRI of conventional and anomalous metaphors in Mandarin Chinese. Brain Lang, 100(2), 163–171. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2005.10.004
- Sun, Y., Kalinin, O.I. & Ignatenko, A.V. (2021). The use of metaphor power indices for the analysis of speech impact in political public speeches. Russian Journal of Linguistics, 25(1), 250–277. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277 (In Russ.).
- Kalilin, O.I. (2020). The Correlation Between Metaphor Content and the Message Persuasive Power. Actual problems of philology and pedagogical Linguistics, 4. 82–92. (In Russ.).
- Ignatenko, A.V. & Dorofeeva, E.A. (2022). Political Metaphors in the Context of Stereotyping and Cognitive Distortions. Political Linguistics, 93(3), 27–38. (In Russ.).
- Kalilin, O.I. (2020). The correlation between metaphor density and the message persuasive power. Actual problems of philology and pedagogical linguistics, 2, 31–43. (In Russ.).
- Fomin, A.G., Mona, E.A. (2019). Conceptual Metaphor as a Means of Terrorist Suggestion (on the Material of the Islamic State Video Messages). Russian Journal of Linguistics, 23(3), 698–713. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-3-698-713
- Kozlova, L.A. (2020). Metaphor as the refection of culture determined cognition. Russian Journal of Linguistics, 24(4), 899–925. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-4-899-925 (In Russ.).
- Ignatenko, A.V. (2022). Features of the language game in Liu Zhenyun’s prose on the example of the novel “I am not Pan Jinlian”. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 14(3). 507–523. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.308 (In Russ.).
- Tamerian, T.U. & Tsagolova, V.A. (2017). Structural formulas of cognitive metaphors: the image of Angela Merkel based on the materials of the German media. Actual problems of philology and pedagogical Linguistics, 3(27), 79–89. (In Russ.).
- Kalinin, O.I. & Romanov, A.S. (2021). Comparative. Comparative Analysis of the Coronavirus Metaphorical Projections in the Chinese and Russian Mass Media. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 14(10), 1499–1508. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0834
- Pogrebniak, N.V. (2019). The influencing potential of the metaphor in the modern political media discourse. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3(136), 118–125. (In Russ.).
- Semenova, E.M. & Naletova, N.I. (2020). The political value of the archetypal metaphor (based on the material of the modern American media discourse). Political Linguistics, 2(80), 111–119. (In Russ.).
- Kalugina, U.E. (2020). Analysis of country specific terminological units in economics from English sources. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(3), 517–531. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-3-517-531 (In Russ.).
- Tincheva, N. (2020). Good Brexit, Bad Brexit: Evaluation Through Metaphoric Conceptualizations in British Media. Baltic Journal of English Language, Literature and Culture, 10, 149–167.
- Hu, C. & Xu, Y. (2017). WAR Metaphor in the Chinese Economic Media Discourse. High. Educ. Stud, 7(1), 94.
- Steen, G. (2017). Deliberate Metaphor Theory: Basic assumptions, main tenets, urgent issues. Intercult. Pragmat, 14(1), 1–24.
- Koller, V. (2003). Metaphor Clusters, Metaphor Chains: Analyzing the Multifunctionality of Metaphor in Text.
- Koller, V. (2004). Metaphor and gender in business media discourse: A critical cognitive study. Palgrave Macmillan.
Дополнительные файлы

