Слова с ценностной семантикой в языковом сознании представителей поколения Y

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследованы ассоциативный состав и смысловые области, стоящие за знаками, передающими ценности в языковом сознании носителей русского языка, принадлежащих к поколению Y (30-40-летних). Выявлены типы речевого действия в ситуации свободного и направленного ассоциативного эксперимента при реагировании на стимулы ценности, семья, работа, работа какая и т.п. Установлено отсутствие сложности когнитивной структуры ассоциативных полей, превалирование смысловых областей, представляющих социально и личностно значимые нематериальные объекты, - семья, любовь, мораль, этика, человек, которые следует хранить, развивать, передавать. Установлен однозначный характер реагирования, четкие границы области стереотипа, низкий уровень проявления эмоции и оценки, частотность реакций-комплексов (рядов перечислений, например, ценности → безопасность, комфорт, стабильность, семья, свое дело, страна) в большинстве случаев направленного ассоциирования. Концентрация стереотипных смыслов (область частотных реакций ядра ассоциативных полей) выше при реагировании на стимулы Работа какая…, Работа требует чего…, Семья какая … Остальные стимулы вызывают примерное равенство стереотипных и индивидуальных способов реагирования. При выборе реакций значима опора на жизненный опыт респондентов.

Об авторах

Лариса Олеговна Бутакова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: larisabut@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3210-2311

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, литературы и документных коммуникаций

644077, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 55А

Список литературы

  1. Basic values of the bearers of Russian culture. Dictionary (2019). Tarasov, E.F. (Ed.). Moscow: RAN Institute of Linguistics. (In Russ.).
  2. Bubnova, I.A. & Kazachenko, O.V. (2018). The dynamics of the semantic content of the meaning of the word freedom. Psycholinguistics, 23(2), 11–24. https://doi.org/10.5281/zenodo.1199099 (In Russ.).
  3. Kazachenko, O.V. (2021). The structure and content of the axiological sphere of the Russian image of the world in the XXI century [dissertaion]. Moscow. (In Russ.).
  4. Komnatnaya, S.R. (2022). Subjective semantics of words representing social and normative relations in the modern Russian language [dissertaion]. Omsk.
  5. Tarasov, E.F. (2012). The problem of analyzing the content of universal values. Journal of Psycholinguistic, 1(15), 8–17. (In Russ.).
  6. Schwartz, S.H. (2007). Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations. In: Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey, R. Jowell et al. (eds.). London: Sage. pp. 169–203.
  7. Schwartz, S.H. (2008). Cultural value orientations: Nature and implications of national. Moscow: State University Higher School of Economics Press.
  8. Renner, W. (2003). Human values: A lexical perspective. Personality and Individual Differences, 34(1), 127–141. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00037-5
  9. Tyler, S. (2020). Human Behavior and the Social Environment. Fayetteville: University of Arkansas. URL: https://uark.pressbooks.pub/hbse1/ (accessed: 21.01.2022).
  10. Zhu, Zhuyshuan (2017). The content of moral values in the language picture of the world (on the material of Chinese and Russian languages) [dissertation]. Diss … Cand. Philol. Sciences. Moscow: RAN Institute of Linguistics. (In Russ.).
  11. Pishchalnikova, V.A. (2021). History and theory of Psycholinguistics. Moscow: R. Valent. (In Russ.).
  12. Goldin, V.E. & Sdobnova, A.P. (2016). Model of associative response, spheres of reference of stimuli and picture of the world. Journal of Psycholinguistic, 2(28), 112–119.
  13. Zalevskaya, A.A. (2011). The meaning of the word through the prism of experiment. Tver: Tver state university. (In Russ.).
  14. Zalevskaya, A.A. (2014). Interface Theory of Word Meaning: psycholinguistic approach. Tver: Tver state. university. (In Russ.).
  15. Kurganova, N.I. (2019). An associative experiment as a method for studying the meaning of a living word. Journal of Psycholinguistic, 3(41), 24–38. (In Russ.). https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-41-3-24-37
  16. Kurganova, N.I. (2012). The Role and Place of the Semantic Field in Modeling the Structural and Operational Parameters of the Meaning of a Word [dissertation]. Tver: Tver state university. (In Russ.).
  17. Leontiev, A.A. (2003). Word in speech activity. Some problems of the general theory of speech activity. Moscow: URSS. (In Russ.).
  18. Pishchalnikova, V.A., Kardanova-Biryukova, K.S., Panarina, N.S., Stepykin, N.I., Khlopova, A.I. & Shevchenko, S.N. (2019). Associative experiment: theoretical and applied perspectives of psycholinguistics. V.A. Pishchalnikova (Ed.). Moscow: R. Valent. (In Russ.).
  19. Sternin, I.A. (2020). Problems of interpretation of the results of associative experiments. Journal of Psycholinguistic, 3(45), 110–126. (In Russ.).
  20. Stepykin, N.I. (2021). Speech action as a psycholinguistic mechanism for the generation and actualization of meaning [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
  21. Aitchison, J. (2003). Words in the Mind: An Introduction to the Mental Lexicon. Hoboken: Blackwell Publ.
  22. Pranoto, B.E. & Afrilita, L.K. (2019). The Organization of Words in Mental Lexicon: Evidence from Word Association Test. Teknosastik, 16(1), 26. https://doi.org/10.33365/ts.v16i1.130
  23. Elman, J.L. (2011). Lexical knowledge without a lexicon? Methodological and Analytic Frontiers in Lexical Research (Part II). Special Issue of “The Mental Lexicon”, 6(1), 1–33.
  24. McLaren, I.P.L., McAndrew, A., Angerer, K., McLaren, R., Forrest, Ch., Bowditch, W., Monsell, St. & Verbruggen, F. (2018). Association and cognition: Two processes, one system. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 72(2), 98–117. https://doi.org/https://doi.org/10.1177/1747021818766287

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».