Прикладные социологические проекты в контексте клинической модели образования Санкт-Петербургского государственного университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Реализация прикладных социологических проектов может играть важную роль в сокращении разрыва между рынками образования и труда, но для этого образовательным организациям необходимо выработать механизм взаимодействия студентов и работодателей. В статья рассмотрена клиническая модель, используемая в Санкт-Петербургском государственном университете, - как инструмент организации прикладных социологических проектов в рамках образовательного процесса. В частности, описаны особенности Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, представлены результаты работы и направления ее развития, приведены практические рекомендации по внедрению инфраструктуры клинического обучения в образовательные программы, связанные с социологией. Эти рекомендации могут быть полезны другим университетам, стремящимся улучшить взаимодействие с рынком труда и повысить качество образования. Разработка и оценка форм интеграции запросов работодателей в образовательные учреждения - актуальные методические задачи, и для участников рынка образования могут представлять интерес решения, разработанные и апробированные СПбГУ, а именно - клинический подход. Его уникальность состоит в гибкой организационной модели, которая учитывает особенности разных образовательных направлений. За пятилетний период Социологическая клиника прикладных исследований зарекомендовала себя как учебная форма, которая успешно объединяет классическое образование с проектной деятельностью, дает студентам возможность включить востребованные кейсы в портфолио и установить отношения с представителями местного сообщества. Этот опыт будет полезен для повышения качества образования в рамках направлений обучения, связанных с социологией.

Об авторах

Иван Евгеньевич Сафонов

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: i.safonov@spbu.ru

аспирант кафедры теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Яков Давидович Санадзе

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: y.sanadze@spbu.ru

аспирант кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Майя Михайловна Русакова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: m.rusakova@spbu.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии и научный руководитель Социологической клиники прикладных исследований Санкт-Петербургского государственного университета

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Николай Генрихович Скворцов

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.skvortsov@spbu.ru

доктор социологических наук, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Список литературы

  1. Bazzhina V.A. Primenenie klinicheskogo podkhoda obucheniya na ekonomicheskom fakultete klassicheskogo universiteta [Application of the clinical approach to teaching at the faculty of economics of the classical university]. Sovremennoe obrazovanie: integratsiya obrazovaniya, nauki, biznesa i vlasti. Tomsk; 2022. (In Russ.).
  2. Voskanyan E.S. Kariera sotsiologa: problema trudoustrojstva [Career of the sociologist: The problem of employment]. Vestnik Saratovskogo Universiteta. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2015; 15 (2). (In Russ.).
  3. Grandilevskaya I.V. Psikhologichesky tsentr kak baza dlya prakticheskoj podgotovki klinicheskih psikhologov v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete [Psychological center as a base for practical training of clinical psychologists at the Saint Petersburg State University]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2016; 9 (1). (In Russ.).
  4. Dobrokhotova E.N. Professionalnye navyki yurista [Professional Skills of the Lawyer]. Moscow; 2020. (In Russ.).
  5. Klyucharev G.A. “Razryv” obrazovaniya i rynka truda: mneniya ekspertov [The “gap” between education and labor market: Expert opinions]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015; 11. (In Russ.).
  6. Maltsceva V.A., Rozenfeld N.Ya. Traektorii rossijskoj molodezhi v obrazovanii i professii na materiale longityuda: slozhnye marshruty vypusknikov vuzov [Trajectories of the Russian youth in education and profession based on longitudinal data: Complex routes of university graduates]. Voprosy Obrazovaniya. 2022; 3. (In Russ.).
  7. Pavlova T.A., Paromov A.Yu. Otsenka uslovij obespecheniya kachestva obrazovaniya pri provedenii obshchestvennoj akkreditatsii obrazovatelnoj organizatsii [Assessment of the conditions for ensuring the quality of education during public accreditation of the educational organization]. Materialy nauchno-metodicheskoj konferentsii SZIU RANKhiGS. 2021; 8. (In Russ.).
  8. Temnova L.V., Malakhov F.V., Voskanyan E.S. Podkhody k issledovaniyu postuniversitetskoj kariery [Approaches to the study of post-university career]. Initsiativy XXI veka. 2015; 21 (3). (In Russ.).
  9. Temnova L.V., Malakhov F.V., Voskanyan E.S. Kontseptualnye podkhody k issledovaniyu kariery [Conceptual approaches to the study of career]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 5. (In Russ.).
  10. Forsajt-sessiya “Podgotovka spetsialistov dlya vysokotekhnologichnyh kompanij po modeli kadrovogo obespecheniya” [Foresight session “Training specialists for high-tech companies according to the staffing model]. March 18, 2022. URL: https://labourforum.ru/files/programma_mft_2022_ot_15_03.docx. (In Russ.).
  11. Shuklina E.A., Pevnaya M.V. Predpriyatiya i vuzy regiona: formy setevyh vzaimodejstvij v otsenkah ekspertov [Enterprises and universities of the region: Forms of network interactions in expert assessments]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2018; 22 (3). (In Russ.).
  12. Simon R.J. Graduate education in sociology: What do we need to do differently? American Sociologist. 1987; 1.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».