Прикладные социологические проекты в контексте клинической модели образования Санкт-Петербургского государственного университета
- Авторы: Сафонов И.Е.1, Санадзе Я.Д.1, Русакова М.М.1, Скворцов Н.Г.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 1 (2024)
- Страницы: 184-195
- Раздел: СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2272/article/view/323239
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-184-195
- EDN: https://elibrary.ru/XQPJGL
- ID: 323239
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Реализация прикладных социологических проектов может играть важную роль в сокращении разрыва между рынками образования и труда, но для этого образовательным организациям необходимо выработать механизм взаимодействия студентов и работодателей. В статья рассмотрена клиническая модель, используемая в Санкт-Петербургском государственном университете, - как инструмент организации прикладных социологических проектов в рамках образовательного процесса. В частности, описаны особенности Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, представлены результаты работы и направления ее развития, приведены практические рекомендации по внедрению инфраструктуры клинического обучения в образовательные программы, связанные с социологией. Эти рекомендации могут быть полезны другим университетам, стремящимся улучшить взаимодействие с рынком труда и повысить качество образования. Разработка и оценка форм интеграции запросов работодателей в образовательные учреждения - актуальные методические задачи, и для участников рынка образования могут представлять интерес решения, разработанные и апробированные СПбГУ, а именно - клинический подход. Его уникальность состоит в гибкой организационной модели, которая учитывает особенности разных образовательных направлений. За пятилетний период Социологическая клиника прикладных исследований зарекомендовала себя как учебная форма, которая успешно объединяет классическое образование с проектной деятельностью, дает студентам возможность включить востребованные кейсы в портфолио и установить отношения с представителями местного сообщества. Этот опыт будет полезен для повышения качества образования в рамках направлений обучения, связанных с социологией.
Об авторах
Иван Евгеньевич Сафонов
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: i.safonov@spbu.ru
аспирант кафедры теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, РоссияЯков Давидович Санадзе
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: y.sanadze@spbu.ru
аспирант кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, РоссияМайя Михайловна Русакова
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: m.rusakova@spbu.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии и научный руководитель Социологической клиники прикладных исследований Санкт-Петербургского государственного университета
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, РоссияНиколай Генрихович Скворцов
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.skvortsov@spbu.ru
доктор социологических наук, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, РоссияСписок литературы
- Bazzhina V.A. Primenenie klinicheskogo podkhoda obucheniya na ekonomicheskom fakultete klassicheskogo universiteta [Application of the clinical approach to teaching at the faculty of economics of the classical university]. Sovremennoe obrazovanie: integratsiya obrazovaniya, nauki, biznesa i vlasti. Tomsk; 2022. (In Russ.).
- Voskanyan E.S. Kariera sotsiologa: problema trudoustrojstva [Career of the sociologist: The problem of employment]. Vestnik Saratovskogo Universiteta. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2015; 15 (2). (In Russ.).
- Grandilevskaya I.V. Psikhologichesky tsentr kak baza dlya prakticheskoj podgotovki klinicheskih psikhologov v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete [Psychological center as a base for practical training of clinical psychologists at the Saint Petersburg State University]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2016; 9 (1). (In Russ.).
- Dobrokhotova E.N. Professionalnye navyki yurista [Professional Skills of the Lawyer]. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Klyucharev G.A. “Razryv” obrazovaniya i rynka truda: mneniya ekspertov [The “gap” between education and labor market: Expert opinions]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015; 11. (In Russ.).
- Maltsceva V.A., Rozenfeld N.Ya. Traektorii rossijskoj molodezhi v obrazovanii i professii na materiale longityuda: slozhnye marshruty vypusknikov vuzov [Trajectories of the Russian youth in education and profession based on longitudinal data: Complex routes of university graduates]. Voprosy Obrazovaniya. 2022; 3. (In Russ.).
- Pavlova T.A., Paromov A.Yu. Otsenka uslovij obespecheniya kachestva obrazovaniya pri provedenii obshchestvennoj akkreditatsii obrazovatelnoj organizatsii [Assessment of the conditions for ensuring the quality of education during public accreditation of the educational organization]. Materialy nauchno-metodicheskoj konferentsii SZIU RANKhiGS. 2021; 8. (In Russ.).
- Temnova L.V., Malakhov F.V., Voskanyan E.S. Podkhody k issledovaniyu postuniversitetskoj kariery [Approaches to the study of post-university career]. Initsiativy XXI veka. 2015; 21 (3). (In Russ.).
- Temnova L.V., Malakhov F.V., Voskanyan E.S. Kontseptualnye podkhody k issledovaniyu kariery [Conceptual approaches to the study of career]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 5. (In Russ.).
- Forsajt-sessiya “Podgotovka spetsialistov dlya vysokotekhnologichnyh kompanij po modeli kadrovogo obespecheniya” [Foresight session “Training specialists for high-tech companies according to the staffing model]. March 18, 2022. URL: https://labourforum.ru/files/programma_mft_2022_ot_15_03.docx. (In Russ.).
- Shuklina E.A., Pevnaya M.V. Predpriyatiya i vuzy regiona: formy setevyh vzaimodejstvij v otsenkah ekspertov [Enterprises and universities of the region: Forms of network interactions in expert assessments]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2018; 22 (3). (In Russ.).
- Simon R.J. Graduate education in sociology: What do we need to do differently? American Sociologist. 1987; 1.
Дополнительные файлы

