Индигенность в контексте глобализации: эпистемологический и социокультурный аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние десятилетия одной из значимых тенденций реконфигурации ландшафтов социального и культурного разнообразия становится «индигенизация современности». В своем современном значении концепт «индигенность» выражает стремление коренных народов (indigenous peoples) и разных сообществ, прежде маргинализованных в границах национальных государств, самостоятельно определять перспективы своего развития. В глобальной перспективе индигенность утрачивает прежнюю сопряженность с определенными типами обществ или культурными сценариями аутентичности и традиционных образов жизни, и индигенные акторы перестают играть роль радикально Другого в современных дискурсах и интеллектуальной жизни Запада. Переход от генеалогической модели индигенности, основанной на идеях происхождения, родства и культурной аутентичности, к реляционной модели позволяет сместить фокус внимания со свойств, присущих тем, кто понимается как индигенный в определенном контексте, на отношения индигенных и неиндигенных акторов. Коренные народы конституируют и репрезентируют свою идентичность и культуру с учетом общественного мнения, национального законодательства и международно-правового регулирования, что приводит к фундаментальным трансформациям самих акторов. Их характеристики больше не могут быть представлены только в терминах примордиальности. В условиях глобализации культурные паттерны индигенности отличаются разнообразием и осмысляются на основе новых подходов к изучению социальной организации культурного разнообразия, а также моделей управления им. Современный дискурс индигенности поддерживают такие концепты, как «частичные отношения», «вовлеченность», «интеркультурные отношения», что подразумевает признание множественных частичных отношений, связывающих субъекта и объект, индигенные и неиндигенные «миры» и культурные практики. Изменение характера дискурса индигенности как в социокультурном, так и эпистемологическом аспекте сопряжено и с реконфигурацией проблемного поля социальной антропологии.

Об авторах

Марина Степановна Куропятник

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuropjatnik@bk.ru

доктор социологических наук, заведующая кафедрой культурной антропологии и этнической социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Список литературы

  1. Arendt H. Otvetstvennost i suzhdenie [Responsibility and Judgment]. Moscow: Izd-vo Instituta Gaydara; 2013 (In Russ.).
  2. Balzer M.M. Korennye kosmopolity, ekologicheskaya zashchita i aktivizm v Sibiri i na Dalnem Vostoke [Indigenous cosmopolitans, ecological defense, and activism in Russia’s Siberia and the Far East]. Sibirskie Istoricheskie Issledovaniya. 2014; 2 (In Russ.).
  3. Bevernage B. Allokhronizm, ravenstvo vo vremeni i sovremennost. Kritika proekta radikalnoy sovremennosti Johannesa Fabiana i dovody v polzu novoy politiki vremeni [Allochronism, coevalness and modernity. Criticism of the project of radical modernity by Johannes Fabian and the arguments in favor of the new time policy]. Sotsiologoya Vlasti. 2016; 2 (In Russ.).
  4. Calhoun C. Natsionalizm [Nationalism]. Moscow: Territoriya budushchego; 2006 (In Russ.).
  5. Said E. Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism. Western Conceptions of the Orient]. Saint Petersburg: Russky mir; 2006 (In Russ.).
  6. Funk D.A. Vvedenie k spetsialnoy teme nomera [Introducing the theme]. Sibirskie Istoricheskie Issledovaniya. 2014; 2 (In Russ.).
  7. Appadurai A. Putting hierarchy in its place. Cultural Anthropology. 1988; 3 (1).
  8. Beach H. Self-determining the Self: Aspects of Saami identity management in Sweden. Acta Borealia. Nordic Journal of Circumpolar Societies. 2007; 24 (1).
  9. Beteille A. The idea of indigenous people. Current Anthropology. 1998; 39 (2).
  10. Bunzl M. Foreword: Johannes Fabian’s time and Other: Synthesis of critical anthropology. Fabian J. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press; 2002.
  11. Clifford J. Returns. Becoming Indigenous in the Twenty-First Century. Cambridge: Harvard University Press; 2013.
  12. Clifford J., Marcus G. (Eds.) Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Berkeley: University of California Press; 1986.
  13. Dussart F., Poirier S. Knowing and Managing the Land: The Conundrum of Coexistence and Entanglement. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
  14. Fabian J. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. New York: Columbia University Press; 2002.
  15. Friedman J. Indigeneity: Anthropological notes on a historical variable. Minde H. (Ed.) Indigenous Peoples. Self-Determination. Knowledge. Indigeneity. Eburon: Eburon Akademik Publishers; 2007.
  16. Hannerz U. Transnational Connections. Culture, People, Places. London — New York: Routledge; 1996.
  17. Karlsson B. Anthropology and the “indigenous slot”. Claims to debates about indigenous people’s status in India. Critique of Anthropology. 2003; 23 (4).
  18. Li T.M. Articulating indigenous identity in Indonesia: Resource politics and the tribal slot. Comparative Studies in Society and History. 2000; 42 (1).
  19. Merlan F. Indigeneity: Global and local. Current Anthropology. 2009; 50 (3).
  20. Merlan F. Theorizing relationality: A response to the Morphys. American Anthropologist. 2013; 115 (4).
  21. Narayan K. How native is a ‘native’ anthropologist? American Anthropologist. 1993; 95 (3).
  22. Niezen R. A World Beyond Difference. Cultural Identity in the Age of Globalization. Oxford: Blackwell Publishing; 2004.
  23. Peterson N. Is there a role for anthropology in cultural reproduction? Maps, mining and the “cultural future” in Central Australia. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
  24. Poirier S. Nehirowisiw territoriality: Negotiating and managing entanglement and coexistence. Dussart F., Poirier S. (Eds.) Entangled Territorialities. Negotiating Indigenous Lands in Australia and Canada. Toronto: University of Toronto Press; 2017.
  25. Robbins J. Beyond the suffering subject: Toward an anthropology of the good. Journal of the Royal Anthropological Institute. 2013; 19 (3).
  26. Sahlins M. Two or three things that I know about culture. Journal of the Royal Anthropological Institute. 1999; 5.
  27. Strathern M. (Ed.) Shifting Contexts. Transformations in Anthropological Knowledge. London — New York: Routledge; 1995.
  28. Strathern M. Partial Connections, Updated Edition. Walnut Creek: AltaMira Press; 2004.
  29. Trouillot M.-R. Global Transformations. Anthropology and the Modern World. New York: Palgrave Macmillan; 2003.
  30. Zapata-Barrero R. Interculturalism: main hypothesis, theories and strands. Zapata-Barrero R. (Ed.) Interculturalism in Cities: Concept, Policy and Implementation. Cheltenham: Edward-Elgar Publishing; 2015.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».