Индивидуально-психологическая специфика самореализации ИТ-специалистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приведены результаты исследования структуры феномена самореализации у специалистов цифровой сферы в условиях информационно-компьютерной деятельности. Проведен анализ иерархии и компонентов самореализации у работников ИТ-сферы с различными набором индивидуально-психологических особенностей, которые путем кластеризации разделены на три подтипа: 1) интровертированно-уверенный; 2) экстравертированно-активный; 3) экстравертированно-просоциальный. Выборку составили 154 человека - 42 женщины, 112 мужчин в возрасте от 22 до 44 лет (средний возраст - 32,09 ± 5,71) - сотрудники ведущих российских IT-компаний в Москве. Использовались следующие психодиагностические методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик, личностный опросник Айзенка (EPI) - шкала интроверсия - экстраверсия, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» С. Хобфолла, многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С.И. Кудинова. Показано, что структура самореализации имеет свои особенности в зависимости от типа личности сотрудников ИТ-сферы. У специалистов первого кластера (интровертированно-уверенный тип личности) основными переменными процесса самореализации являются оптимистичность, интернальность, конструктивность, что приводит к успешности, положительной оценке процесса самореализации. У ИТ-специалистов с экстравертированно-активными особенностями в иерархии самореализации личности ключевыми составляющими самореализации выступают субъектно-корпоративные установки, эгоцентрическая мотивация, интернальная саморегуляция, консервативность и деструктивность. У респондентов с экстравертированно-просоциальными чертами отмечается преобладание субъектно-личностных установок, интернальность процесса самореализации, креативность, деструктивность и социальные барьеры с преобладанием сдерживающих факторов самоосуществления. Полученные результаты можно рассматривать в контексте психологического сопровождения специалистов ИТ-сферы с опорой на их индивидуально-психологические черты.

Об авторах

Сергей Иванович Кудинов

Российский университет дружбы народов

Email: rudn.tgu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2117-6975
SPIN-код: 3802-0303

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Евгения Николаевна Беляева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: trg174@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6159-594X

аспирант, кафедра психологии и педагогики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Ageeva, N.A. (2007). Characteristics of internet-addicted persons. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 67-79. (In Russ.)
  2. Aziz, M., Erbad, A., Belhaouari, S.B., Abdelmoneium, A.O., Al-Harahsheh, S., Bagdady, A., & Ali, R. (2022). The interplay between adolescents’ Internet addiction and family-related factors: Three common patterns. International Journal of Adolescence and Youth, 27(1), 418-431. https://doi.org/10.1080/02673843.2022.2115307
  3. Babaeva, Yu.D., & Voiskunskii, A.E. (1998). Psychological consequences of informatization. Psikhologicheskii Zhournal, 19(1), 89-100. (In Russ.)
  4. Crysdian, C. (2022). The evaluation of higher education policy to drive university entrepreneurial activities in information technology learning. Cogent Education, 9(1), 2104012. https://doi.org/10.1080/2331186x.2022.2104012
  5. Druzhilov, S.A. (2018). Contemporary information environment and human ecology: Psychological aspects. Hygiene and Sanitation, 97(7), 597-603. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-7-597-603
  6. Flaminiano, J.P.C., Francisco, J.P.S., & Alcantara, S.T.S. (2022). Information technology as a catalyst to the effects of education on labor productivity. Information Technology for Development, 28(4), 797-815. https://doi.org/10.1080/02681102.2021.2008851
  7. Ivanov, M.S. (2008). Psychology of personal self-realization in computer gaming activities. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat Publ. (In Russ.)
  8. Katkalo, K.D., & Pecherkina, A.A. (2022). Theoretical model of personal and professional self-realization. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, (2), 6-19. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-6-19
  9. Kostakova, I.V., & Belousovа (Grigorieva), S.S. (2014). Psychological basis of career and job satisfaction in adults. National Psychological Journal, (3), 80-85. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2014.0310
  10. Kudinov, S.I. (2007). Multisystem approach to the study of personal self-realization. Siberian Pedagogical Journal, (11), 337-346. (In Russ.)
  11. Kudinov, S.I., & Belyaeva, E.N. (2023). Individual psychological prerequisites for self-realization of IT specialists. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 12(3), 215-226. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-215-226
  12. Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., & Burcev, A.O. (2023). Responsibility as a prerequisite for professional self-realization of employees of the judicial system. Applied Legal Psychology, (2), 39-51. (In Russ.) https://doi.org/10.33463/2072-8336.2023.2(63).039-051
  13. Lin, C.-Y., & Huang, C.-K. (2021). Employee turnover intentions and job performance from a planned change: The effects of an organizational learning culture and job satisfaction. International Journal of Manpower, 42(3), 409-423. https://doi.org/10.1108/ijm-08-2018-0281
  14. Lippke, S., Dahmen, A., Gao, L., Guza, E., & Nigg, C.R. (2021). To what extent is Internet activity predictive of psychological well-being? Psychology Research and Behavior Management, 14, 207-219. https://doi.org/10.2147/prbm.s274502
  15. Lyvers, M., Senturk, C., & Thorberg, F.A. (2021). Alexithymia, impulsivity and negative mood in relation to internet addiction symptoms in female university students. Australian Journal of Psychology, 73(4), 548-556. https://doi.org/10.1080/00049530.2021.1942985
  16. Nebratenko, G.G., & Burlutskiy, A.N. (2020). The fourth industrial revolution as a subject of social philosophy: A critical analysis. Philosophy of Law, (1), 116-121. (In Russ.)
  17. Pavlova, N.D., Voronin, A.N., Grebenschikova, T.A., & Kubrak, T.A. (2019). Development of approach to typology of internet communities based on discursive markers of collective subjectivity. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(3), 341-358. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-341-358
  18. Pecherkina, A.A., & Katkalo, K.D. (2021). Personal and professional self-realization: Analysis of research by domestic and foreign authors. Pedagogical Education in Russia, (1), 88-95. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_11
  19. Plotkina, L.N. (2010). Professionally significant characteristics of it specialists: Social and psychological analysis. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 12(5-1), 37-144. (In Russ.)
  20. Schehl, B., Leukel, J., & Sugumaran, V. (2019). Understanding differentiated internet use in older adults: A study of informational, social, and instrumental online activities. Computers in Human Behavior, 97, 222-230. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.03.031
  21. Shamionov, R.M., & Suzdaltsev, N.V. (2022). The ratio commitment to social activity on the Internet and physical space among young people. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(1), 21-38. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38
  22. Shmelev, A.G. (2002). Psychodiagnostics of personality traits. St. Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
  23. Sklyarova, T.V., & Malyshev, V.S. (2021). The specifics of training highly qualified personnel in postgraduate studies using information and communication technologies in Russia and abroad. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(1), 153-173. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-153-173
  24. Sobchik, L.N. (2005). Psychology of individuality. Theory and practice of psychodiagnostics. St. Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
  25. Tripathi, A., & Kalia, P. (2022). Examining the effects of supportive work environment and organisational learning culture on organisational performance in information technology companies: The mediating role of learning agility and organisational innovation. Innovation, 26(2), 257-277. https://doi.org/10.1080/14479338.2022.2116640
  26. Turkle, S. (2005). The second self: Computers and the human spirit (twentieth anniversary edition). Cambridge: The MIT Press. https://doi.org/10.7551/mitpress/6115.001.0001
  27. Vijh, G., Sharma, R., & Agrawal, S. (2022). Effect of competency on employee performance and the mediating role of commitment: An empirical investigation in the IT industry. Journal of Information and Optimization Sciences, 43(7), 1573-1587. https://doi.org/10.1080/02522667.2022.2128518
  28. Vodopyanova, N.E. (2009). Psychodiagnostics of stress. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  29. Vodyanova, N.V. (2009). Self-realization of personality in the Internet in the context of communicative anthropology. Bulletin of Chelyabinsk State University, (11), 57-62. (In Russ.)
  30. Voiskunsky, A.E. (2002). Internet research in psychology. In I. Semenov (Ed.), Internet and Russian Society (pp. 235-250). Moscow: Gendal'f Publ. (In Russ.)
  31. Volkov, Yu.K. (2022). Technoscience, humanity and Man: In search for a formula of coexistence. Epistemology & Philosophy of Science, 59(1), 211-224. (In Russ.) https://doi.org/10.5840/eps202259115
  32. Wang, F. (2023). School burnout and mind wandering among adolescents: The mediating roles of internet addiction and the moderating role of resilience. The Journal of Genetic Psychology, 184(5), 356-371. https://doi.org/10.1080/00221325.2023.2209127
  33. Zemnukhova, L.V. (2013). Information technology as professional field. Sociological Journal, (4), 49-58. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/socjour.2013.4.435

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».