Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России)
- Авторы: Кондратюк Н.Г.1, Цыганов И.Ю.1, Колесникова И.М.2, Моросанова В.И.1
-
Учреждения:
- Психологический институт Российской академии образования
- Средняя школа № 51 города Липецка
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 7-24
- Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326020
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-7-24
- ID: 326020
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема регуляторных ресурсов жизненных планов человека в неопределенной и непредсказуемой ситуации рассмотрена на материале ситуации распространения пандемии COVID-19 в России и мире. Исследование проведено в период действия режима самоизоляции и ограничительных мероприятий, введенных на территории Российской Федерации для предотвращения распространения пандемии COVID-19, в онлайн формате, с использованием блочного конструктора сайтов Tilda Publishing и приложения для администрирования опросов Google Forms. Выборка исследования включала 165 респондентов в возрасте от 16 до 56 лет. Для диагностики использованы опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020», шкала депрессии CES-D и авторская анкета, включающая ряд вопросов, связанных с жизненными и профессиональными планами. Результаты исследования показали, что чем выше развитие осознанной саморегуляции, тем выше у человека ясность и понимание своих планов на будущее, устойчивее траектория карьерного развития (включая профессиональные и учебные цели) и тем меньше наблюдаемой депрессивной симптоматики. При низком развитии осознанной саморегуляции, напротив, отмечаются сложности с представлениями о своих жизненных планах, неустойчивость профессиональных и учебных целей, их переменчивость под влиянием внешних факторов, выраженное развитие актуальных проявлений депрессии. Полученные данные вносят вклад в развитие представлений о феномене осознанной саморегуляции и регуляторных ресурсах человека, обеспечивающих устойчивость жизненных планов в ситуациях неопределенности и являющихся своеобразным буфером, смягчающим воздействие внешних стрессовых факторов и нивелирующих их возможные негативные последствия для человека.
Ключевые слова
Об авторах
Наиля Гумеровна Кондратюк
Психологический институт Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.kondratyuk@gmail.com
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Игорь Юрьевич Цыганов
Психологический институт Российской академии образования
Email: i4321@mail.ru
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Ирина Матвеевна Колесникова
Средняя школа № 51 города Липецка
Email: k.irihka.m@yandex.ru
заместитель директора
Российская Федерация, 398042, Липецк, ул. 9-й микрорайон, д. 42аВарвара Ильинична Моросанова
Психологический институт Российской академии образования
Email: morosanova@mail.ru
доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Abulkhanova, K.A., & Berezina, T.N. (2001). Vremya lichnosti i vremya zhizni. St. Petersburg: Aleteya. (In Russ.)
- Altig, D., Baker, S., Barrero, J.M., Bloom, N., ... & Thwaites, G. (2020). Economic uncertainty before and during the COVID-19 pandemic. Journal of Public Economics, 191, 104274. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2020.104274
- Andryuschenko, A.V., Drobijev, M.D., & Dobrovolskii, A.V. (2003). Sravnitel'naya ocenka shkal CES-D, BDI i HADS v diagnostike depressii obschemedicinskoi praktiki. Jurnal Nevrologii i Psihiatrii im. Korsakova, (5), 11–18.
- Ausín, B., Castellanos, M.Á., González-Sanguino, C., Vakhantseva, O.V., Almazova, O.V., Shaigerova, L.A., et al. (2020). The psychological impact of six weeks of lockdown as a consequence of COVID-19 and the importance of social support: a cross-cultural study comparing spanish and russian populations. Psychology in Russia: State of the Art, 3(4), 89–105. http://doi.org/10.11621/pir.2020.0406
- Bilde, J., Vansteenkiste, M., & Lens, W. (2010). Understanding the association between future time perspective and self-regulated learning through the lens of self-determination theory. Learning and Instruction, 21(3), 332–344. http://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2010.03.002
- Brinkmann, K., & Franzen, J. (2015). Depression and Self-Regulation: A motivational analysis and insights from effort-related cardiovascular reactivity. In G. Gendolla, M. Tops, & S. Koole (Eds). Handbook of Biobehavioral Approaches to Self-Regulation (pp. 333–347). New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4939-1236-0_22
- Bueno-Notivol, J., Gracia-García, P., Olaya, B., Lasheras, I., López-Antón, & R., Santabárbara, J. (2021). Prevalence of depression during the COVID-19 outbreak: A meta-analysis of community-based studies. International Journal of Clinical and Health Psychology, 21(1). https://doi:org/10.1016/j.ijchp.2020.07.007
- Carver, C.S., & Scheier, M.F. (1999). Stress, coping, and self-regulatory processes. In Pervin, L.A. & John, O.P. (Eds.). Handbook of personality: Theory and research (pp. 553–575). New York, NY, US: Guilford Press.
- Cénat, J.M., Blais-Rochette, C., Kokou-Kpolou, C.K., Noorishada, P.G., Mukunzi, J.L., McIntee, S.E., et al. (2021). Prevalence of symptoms of depression, anxiety, insomnia, posttraumatic stress disorder, and psychological distress among populations affected by the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. Psychiatry Research, 295. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113599
- Dovbysh, D.V., & Kiseleva, M.G. (2020). Cognitive emotion regulation, anxiety, and depression in patients hospitalized with COVID-19. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 134–147. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0409
- Evans, G.W., & Kim, P. (2012). Childhood poverty, chronic stress, self-regulation, and coping. Child Development Perspectives, 7(1), 43–48.
- Grote, G. & Pfrombeck, J. (2020). Uncertainty in Aging and Lifespan Research: Covid-19 as Catalyst for Addressing the Elephant in the Room. Work, Aging and Retirement, 6(4), 246–250. https://doi.org/10.1093/workar/waaa020
- Hall, P.A., & Fong, G.Y. (2007). Temporal self-regulation theory: A model for individual health behavior. Health Psychology Review, 1(1), 6–52.
- Helbich, M., Mute Browning, M.H.E., & Kwan, M.-P. (2020). Time to address the spatiotemporal uncertainties in COVID-19 research: Concerns and challenges. Science of the Total Environment. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2020.142866
- Huang Y., & Zhao N. (2021). Mental health burden for the public affected by the COVID-19 outbreak in China: Who will be the high-risk group? Psychology, Health & Medicine, 26(1), 23–34. https://doi.org/10.1080/13548506.2020.1754438
- Koffman, J, Gross, J., Etkind, S.N., & Selman, L. (2020). Uncertainty and COVID-19: How are we to respond? Journal of the Royal Society of Medicine, 113(6), 211–216. https://doi.org/10.1177/0141076820930665
- Konopkin, O.A. (2004). General capacity for self-regulation as a factor of subject development. Voprosy Psikhologii, (2), 128–135. (In Russ.)
- Konopkin, O.A. (2008). Сonscious self-regulation as a criterion of subjectness. Voprosy Psychologii, (3), 22–34. (In Russ.)
- Konopkin, O.A. (2011). Psikhologicheskie mekhanizmy reguliatsii deiatel'nosti. Moscow: LENAND Publ. (In Russ.)
- Moreno, C., Wykes, T., Galderisi, S., Nordentoft, M., Crossley, N., Jones, N., … & Arango, C. (2020). How mental health care should change as a consequence of the COVID-19 pandemic. Lancet Psychiatry, 7, 813–824. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30307-2
- Morosanova, V.I. (2014). Osoznannaia samoregulyatsiia proizvol'noi aktivnosti cheloveka kak psikhologicheskii resurs dostizheniia tselei. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya, 7(4), 62–78. (In Russ.)
- Morosanova, V.I., & Bondarenko, I.N. (2016). General capacity for self-regulation: Operationalization of the phenomenon and an experimental approach to diagnosing its development. Voprosy Psikhologii, (2), 109–123. (In Russ.)
- Morosanova, V.I., & Kondratyuk, N.G. (2020). Morosanova’s Self-Regulation Profile Questionnaire – SRPQM 2020. Voprosy Psikhologii, (4), 155–167. (In Russ.)
- Morosanova, V.I., & Vanin, A.V. (2010). Role of individual features of time perspective and conscious self-regulation in high school students choosing a profession. Psikhologicheskie Issledovaniya, 5(13). Retrieved February 11, 2021, from http://psystudy.ru. 0421000116/0046. (In Russ.)
- Morosanova, V.I., Kondratyuk, N.G., Gaidamashko, I.V., & Voytikova, M. (2018). Self-regulation and personality traits in overcoming acute and chronic stress. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS (pp. 460–470). Future Academy. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.51
- Muraven, M., & Baumeister, R.F. (2000). Self-regulation and depletion of limited resources: Does self-control resemble a muscle? Psychological Bulletin, 126(2), 247–259. http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.126.2.247
- Radloff, L.S. (1977). The CES-D scale: A self-report depression scale for research in the general population. Applied Psychological Measurement, (1), 385–401.
- Savickas, M.L. (2013). Career construction theory and practice. In R.W. Lent, & S.D. Brown (Eds.). Career development and counseling: Putting theory and research to work (2nd ed., pp. 147–183). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
- Schelhorn, I., Ecker, A., Bereznai, J., Tran, T., Rehm, S., Lugo, R., et al. Depression symptoms during the COVID-19 pandemic in different regions in Germany (2020, July 13). https://doi.org/10.31234/osf.io/p9wz8
- Sorokin, M.Yu., Kasyanov, E.D., Rukavishnikov, G.V., Makarevich, O.V., Neznanov, N.G., Lutova, N.B., & Mazo, G.Je. (2020). Psychological reactions of the population as a factor of adaptation to the COVID-19 pandemic. V.M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, (2), 1–8. doi.org/10.31363/2313-7053-2020-2-87-94 (In Russ.)
- Strauman, T.J. (2002). Self-Regulation and depression. Journal Self and Identity, 1(2), 151–157. https://doi.org/10.1080/152988602317319339
- Sweeny, K., Rankin, K., Cheng, X., Hou, L., Long, F., Meng, Y., … & Zhang, W. (2020). Flow in the Time of COVID-19: Findings from China. https://doi.org/10.31234/osf.io/e3kcw
- Truhan, E.A., Morozova, N.N., & Boudko, T.O. (2020). Correlation between defense mechanisms and style peculiarities of self-regulation in patients with depression. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology, (1), 107–116. (In Russ)
- Zinchenko, Yu.P., Morosanova, V.I., Kondratyuk, N.G., & Fomina T.G. (2020). Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 168–182. http://doi.org/10.11621/pir.2020.0412
Дополнительные файлы

