Безопасность в системе ценностно-смысловых ориентаций офицеров российской национальной гвардии: на примере курсантов - будущих офицеров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Профессия офицера представляет особый интерес для психологии в связи с ее деонтологической нагруженностью и сложностью морально-нравственных оснований, когда гуманистическая в своей основе направленность на защиту человека и общества предполагает готовность к применению необходимого насилия. В исследовании предпринята попытка раскрыть эту диалектику через анализ содержания ценностно-смысловой сферы личности офицеров с позиций их профессиональной направленности на обеспечение безопасности. Методологически исследование опирается на положения ценностно-смысловой теории и формирующейся теории психологии личной безопасности, согласно которой безопасность понимается как особое ценностно-смысловое измерение, определяющее отношение субъекта к опасности. Цель исследования - выявить профессиональные ценностно-смысловые ориентации офицеров и проанализировать их в разрезе направленности на обеспечение безопасности в динамике их формирования в процессе профессионального обучения на примере будущих офицеров войск национальной гвардии РФ, деятельность которых имеет отчетливые аксиологические основания. База исследования включает все действующие военные институты войск национальной гвардии России. Испытуемыми выступили курсанты - будущие офицеры (N = 779). Методами исследования послужили неформализованные письменные опросы, вербализованные самоотчеты по экспериментальным заданиям, эксперимент, контент-анализ, качественный анализ, методы математической статистики. По результатам исследования выделены ведущие ценности офицера (патриотизм, воинский долг, безопасность государства и общества, ответственность за подчиненных, воинское товарищество, толерантность), описаны мотивы выбора профессии и профессиональные представления об идеальном офицере (преобладает образ защитника, профессионала, способного эффективно обеспечивать безопасность своей страны, защищать Родину). Установлено, что ценностные ориентации офицеров, как и смыслообразующие мотивы выбора профессии, тесно связаны с направленностью профессиональной деятельности на обеспечение безопасности. В исследовании показано, что в процессе целенаправленного психолого-педагогического воздействия происходит внутреннее принятие курсантами всех выделенных профессионально важных ценностей. При этом наиболее чувствительной к такому воздействию оказывается ценность безопасности. В выводах отмечается, что ценность безопасности государства и общества является одним из элементов системы ценностно-смысловых ориентаций личности офицера, и делается предположение о том, что, поскольку и другие профессиональные ценности офицера связаны с безопасностью в смысловом единстве, профессиональная направленность на обеспечение безопасности является одним из системообразующих оснований ценностно-смысловых ориентаций личности офицера.

Об авторах

Михаил Сергеевич Иванов

Кемеровский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanov.mikail@gmail.com

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук

Российская Федерация, 650043, Кемерово, ул. Красная, 6

Алексей Анатольевич Утюганов

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Email: outioganov@mail.ru

доктор психологических наук, начальник кафедры гуманитарных и социальных наук

Российская Федерация, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2

Михаил Сергеевич Яницкий

Кемеровский государственный университет

Email: direktorspi@kemsu.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологических наук, директор Социально-психологического института

Российская Федерация, 650043, Кемерово, ул. Красная, 6

Андрей Викторович Серый

Кемеровский государственный университет

Email: avgrey@yahoo.com

доктор психологических наук, профессор кафедры психологических наук

Российская Федерация, 650043, Кемерово, ул. Красная, 6

Список литературы

  1. Belovolov, V.A., & Pivovarov R.V. (2016). Tsennostnye orientatsii budushchikh ofitserov voysk natsionalnoy gvardii Rossii v protsesse professionalnoy podgotovki v voyennom vuze. Problems of Modern Pedagogical Education, 51, 125–131. (In Russ.)
  2. Crane, M.F., Boga, D., Karin, E., Gucciardi, D.F., Rapport, F., Callen, J., & Sinclair, L. (2019). Strengthening resilience in military officer cadets: A group-randomized controlled trial of coping and emotion regulatory self-reflection training. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 87(2), 125–140. https://doi.org/10.1037/ccp0000356
  3. Fomenko, G.Yu. (2010). Psikhologiya bezopasnosti lichnosti: Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya institutsionalizatsii. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, (1), 83–99. (In Russ.)
  4. Ivanov, M.S. (2015). Ensuring personal safety as a problem of psychology of the way of life, self-realization and personal identity. Bulletin of Kemerovo State University, 3(3), 128–133. (In Russ.)
  5. Ivanov, M.S., Seryi, A.V., & Yanitskiy, M.S. (2018). Mobility as strategy of providing personal security in postmodern society. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, XXXV, 1187–1196. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.140
  6. Jagiello, J. (2017) Professional values of military academy students. Journal Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio: Paedagogia-Psychologia, 30(2), 191–204. https://doi.org/10.17951/j.2017.30.2.191 (In Polish.)
  7. Klochko, V.E., & Galazhinskiy, E.V. (1999). Samorealizatsiya Lichnosti: Sistemnyj Vzglyad. Tomsk: Tomsk University Publ. (In Russ.)
  8. Kostousov, A.G., & Ivanov, M.S. (2017). Psychological factors of formation of security concepts in military high school cadets. Bulletin of Kemerovo State University, (2), 141–150. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-141-150 (In Russ.)
  9. Kostousov, A.G., Utyuganov, A.A., Yanitskiy, M.S., & Ivanov M.S. (2017). Cadet’s representations of security and value-semantic predictors of its formation in military high school. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, (5), 37–54. http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.03 (In Russ.)
  10. Krasnyanskaya, T.M. (2009). Psikhologiya Samoobespecheniya Bezopasnosti. Pyatigorsk: PSLU Publ. (In Russ.)
  11. Kurochkin, E.A. (2016). Pedagogicheskie puti formirovaniya voennyh tsennostnykh orientatsiy u kursantov pervogo kursa obucheniya (na primere VOOVO VNG RF). Simvol Nauki, 12(2), 213–215. (In Russ.)
  12. Levin, E.M., Belovolov, V.A., & Bunin, S.V. (2010). Professional activity of internal troops’ officer as psychologic-pedagogical phenomenon. Siberian Pedagogical Journal, (10), 21–31. (In Russ.)
  13. Llera, S.J., & Newman, M.G. (2014). Rethinking the role of worry in generalized anxiety disorder: Evidence supporting a model of emotional contrast avoidance. Behavior Therapy, 45, 283–299. http://dx.doi.org/10.1016/j.beth.2013.12.011
  14. Moiseenko, V.G. (2015). Traditions and rituals in the context of the patriotic values formation of military. Sociological Almanac, (6), 221–233. (In Russ.)
  15. Niessen, C., & Jimmieson, N.L. (2016). Threat of resource loss: The role of self-regulation in adaptive task performance. Journal of Applied Psychology, 101(3), 450–462. http://dx.doi.org/10.1037/apl0000049
  16. Ryabkov, D.V., Belovolova S.P., & Belovolov V.A. (2016). Professional experience of officer: Axiological approach. Gumanitarnye Problemy Voennogo Dela, 1(6), 102–105. (In Russ.)
  17. Sahu, Jk., & Ramanujam, V. (2019). Ethics, Moral and Values in the context of Military Leadership for Gen-Y: An Indian Armed Forces Perspective Journal Article. International Journal of Management Studies, VI(2(1)), 38–47. https://doi.org/10.18843/ijms/v6i2(1)/05
  18. Schwartz, S., & Bilsky, W. (1987). Toward a universal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology, 53(3), 550–562.
  19. Serkin, V.P. (2016). Psikhosemantika. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.)
  20. Shchyogol, A.I. (2016). Features of formation of valuable orientations of a person in military organizations. The World of Science, Culture and Education, (6), 154–157. (In Russ.)
  21. Shul'deshov, L.S., Rodionov, V.A., & Porshneva, E.G. (2016). Application of expert approach for determining the officer’s professionally important qualities. Humanities Scientific Researches, (2). Retrieved February 21, 2017, from http://human.snauka.ru/2016/02/14041 (In Russ.)
  22. Skripkin, N.P., & Belovolov, V.A. (2016). Tsennosti voyennoy sluzhby kak sotsialno pedagogichesky fenomen. In Napravleniya i Perspektivy Razvitiya Obrazovaniya v Voyennykh Institutakh Vnutrennikh Voysk MVD Rossii (pp. 190–193). Novosibirsk, NVI VV MVD Rossii Publ. (In Russ.)
  23. Sokolikov, O.R. (2008). Sravnitelnaya otsenka kompleksov professionalno vazhnykh kachestv ofitserov svyazi razlichnykh profiley deyatelnosti. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 74(2), 266–269. (In Russ.)
  24. Sweeny, K., & Dooley, M.D. (2017). The surprising upsides of worry. Social and Personality Psychology Compass, 11(4), e12311. https://doi.org/10.1111/spc3.12311
  25. Utyuganov, A.A. (2017). The place and role of axiological orientations of the individual in the system of professionally important qualities of the National Guard military officers. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, 1(39), 115–123. (In Russ.)
  26. Utyuganov, A.A. (2019). Sistema Tsennostno-Smyslovykh Orientatsii Kursantov Vuzov Natsional'noi Gvardii: Fenomenologiya i Psikhologo-Pedagogicheskie Determinanty Formirovaniya. D.Sc. in Psychology Thesis. Kemerovo: Kemerovo State University. (In Russ.)
  27. Vogt, J., Koster, E.H.W., & De Houwer, J. (2017). Safety first: Instrumentality for reaching safety determines attention allocation under threat. Emotion, 17(3), 528–537. http://dx.doi.org/10.1037/emo0000251
  28. White, C.N., Skokin, K., Carlos, B., & Weaver, A. (2016). Using decision models to decompose anxiety-related bias in threat classification. Emotion, 16(2), 196–207. http://dx.doi.org/10.1037/emo0000109
  29. Wortmeyer, D.S., & Branco, A.U. (2019). The canalization of morality in institutional settings: Processes of values development within military socialization. Culture & Psychology, 25(4), 589–604. https://doi.org/10.1177/1354067x19831214
  30. Yanitskiy, M.S., Seryi, A.V., Braun, O.A., Pelekh, Y.V., Maslova, O.V., Sokolskaya, M.V., Sanzhayeva, R.D., Monsonova, A.R., Dagbaeva, S.B., Neyaskina, Y.Y., Kadyrov, R.V., & Kapustina, T.V. (2019). The value orientations system of Generation Z: Social, cultural and demographic determinants. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 72. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3 (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».