Соотношение сенсомоторной интеграции и тормозных процессов с особенностями внутренней позиции личности больного
- Авторы: Ельникова О.Е.1, Меренкова В.С.1
-
Учреждения:
- Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
- Выпуск: Том 16, № 1 (2019)
- Страницы: 39-54
- Раздел: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/347491
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-1-39-54
- ID: 347491
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждается связь параметров сенсомоторной интеграции и тормозных процессов с особенностями внутренней позиции личности больного. Сенсомоторная интеграция рассматривается как характеристика психических процессов, позволяющая судить об особенностях пластических перестроек в мозгу при формировании новых связей. Тормозной контроль понимается как психофизиологическая характеристика, отвечающая за когнитивное торможение и подавление определенного типа поведения. В исследовании в качестве респондентов выступали добровольные участники (общей численностью 98 человек, из них 60 женщин и 38 мужчин), имеющие разный уровень здоровья, а именно: хронически больные (3 группа здоровья) - общая численность 50 человек (средний возраст 37 ± 11,1 лет), здоровые люди, имеющие те или иные функциональные отклонения, - 48 человек (средний возраст 34 ± 10,6 лет). Для диагностики типов отношения к болезни использовалась методика ТОБОЛ Л.И. Вассермана и др. Для оценки способности респондентов распознавать упорядоченность сенсорного потока и степени сформированности тóрмозного контроля использовалась компьютерная методика РеБОС Е.Г. Вергунова. Показано, что у представителей 2 и 3 групп здоровья диагностируется идентичный набор типов отношения к болезни, имеющий неконструктивный характер, что позволило произвести деление на группы по степени адаптации. Испытуемые, психическая и социальная адаптация которых не нарушена, тяжелее перестраиваются в меняющихся условиях, у них зафиксирована ригидность и недостаточная развитость тормозных процессов. Они способны к целенаправленному следованию выбранной модели поведения, но неразвитость тормозных процессов не позволяет им остановить реализацию неконструктивного отношения к здоровью. У испытуемых, тип реагирования на болезнь которых характеризуется наличием психической дезадаптации, нервная система более пластична и лучше развиты тормозные процессы. Они способны к целенаправленному следованию выбранному отношению к болезни, могут «затормозить» реализацию выбранной стратегии. При этом респонденты сконцентрированы на собственном состоянии, что мешает им осуществить осознанный тормозной контроль. Полученные результаты позволяют утверждать, что восприятие сенсорного потока и уровень тормозных процессов связаны с внутренней позицией личности, но характер данной связи определяется степенью конструктивности отношения к болезни.
Об авторах
Оксана Евгеньевна Ельникова
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Автор, ответственный за переписку.
Email: eln-oksana@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и психофизиологии Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина
Российская Федерация, 399770, Липецкая область, Елец, Коммунаров ул., 28/1Вера Сергеевна Меренкова
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Email: krakovv@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и психофизиологии Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина
Российская Федерация, 399770, Липецкая область, Елец, Коммунаров ул., 28/1Список литературы
- Aydarkin, E.K. (2005). Issledovaniye osobennostey vzaimodeystviya zritel’noy i slukhovoy sistem v usloviyakh sensomotornoy integratsii. Problemy neyrokibernetiki. Conference Proceedings (vol. 1, pp. 125—128). Rostov-on-Don: OOO “TSVVR” Publ. (In Russ.)
- Ananyev, V.A. (2006). Vvedeniye v psikhologiyu zdorov’ya. In V.A. Ananyev, & S.A. Kulakov (Eds.). Integrativnyye issledovaniya v klinicheskoy psikhologii: nauka i praktika (pp. 64—82). Saint Petersburg: Strategiya budushchego Publ. (In Russ.)
- Chuprikova, N.I. (1995). Vremya reaktsii i intellekt: pochemu oni svyazany. Voprosy psikhologii, (4), 65—114. (In Russ.)
- Darenskaya, N.G., Ushakov, I.B., Ivanov, I.V., Nasonova, T.A., Esaulenko, I.E., & Popov, V.I. (2004). Ekstrapolyatsiya eksperimental’nykh dannykh na cheloveka: printsipy, podkhody, obosnovaniye metodov i ikh ispol’zovaniye v fiziologii i radiobiologii: manuscript. Voronezh. (In Russ.)
- Demakova, O.A., & Sherstyanykh, V.A. (2004). Zavisimost’ vremeni prostoy zritel’no-motornoy reaktsii ot latentnogo perioda pred”yavleniya stimula i urovnya funktsional’nogo napryazheniya. Biologiya — nauka XXI veka. Conference Proceedings (p. 109). Pushchino. (In Russ.)
- Drake, K., Belsky, J., & Fearon, R.M.P. (2014). From early attachment to engagement with learning in school: The role of self-regulation and persistence. Developmental Psychology, 50(5), 1350—1361.
- Endrikhovskiy, S.N., Shamshinova, A.M., & Sokolov, E.N. (1996). Vremya sensomotornoy reaktsii cheloveka v sovremennykh psikhofizicheskikh issledovaniyakh. Sensornye sistemy, 10(2), 13. (In Russ.)
- Feygenberg, I.M. (2008). Bystrota motornoy reaktsii i veroyatnostnoye prognozirovaniye. Fiziologiya cheloveka, 34(5), 51—62. (In Russ.)
- Gamble, A.L., & Rapee, R.M. (2009). The Time-Course of Attentional Bias in Anxious Children and Adolescents. Journal of Anxiety Disorders, 23(7), 841—847.
- Kanzhina, N.N., & Gribanov, A.V. (2009). Audiomotornyye reaktsii u detey mladshego shkol’nogo vozrasta s raznym urovnem trevozhnosti. Ekologiya cheloveka, (10), 19—22. (In Russ.)
- Kaunhoven R.J., & Dorjee, D. (2017). How does mindfulness modulate self-regulation in pre-adolescent children? An integrative neurocognitive review. Neuroscience and Biobehavioral Reviews: Accepted Manuscript, 74(Part A), 163—184. doi: 10.1016/j.neubiorev.2017.01.007
- Korobeynikova, I.I. (2000). Parametry sensomotornykh reaktsiy, psikhofiziologicheskiye kharakteristiki, uspevayemost’ i pokazateli EEG cheloveka. Psikhologichiskii zhurnal, 21(3), 132—136. (In Russ.)
- Mukhina, V.S. (2017). Lichnost’: mify i real’nost’ (Al’ternativnyy vzglyad. Sistemnyy podkhod. Innovatsionnyye aspekty). Moscow: National Book Center Publ. (In Russ.)
- Nekhoroshkova, A.N., & Gribanov, A.V. (2011). Osobennosti zritel’no-motornykh reaktsiy detey 8—11 let s vysokim urovnem trevozhnosti. Ekologiya cheloveka, (5), 43—48. (In Russ.)
- Nekhoroshkova, A.N., Gribanov, A.V., & Deputat, I.S. (2015). Sensomotor reactions in psychophysiological studies (Review). Journal of Medical and Biological Research, (1), 38—48. (In Russ.)
- Nikolayeva, E.I. (2016). Predskazaniya detstva: vozmozhen li prognoz zdorov’ya vzroslogo, osnovannyy na izuchenii dannykh razvitiya rebenka (na primere longityudnykh issledovaniy). Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 2(37). http://mprj.ru (accessed: 04.12.2018). (In Russ.)
- Moffitt, T.E. (2012). Childhood self-control predicts adult health, wealth, and crime. Paper presented at the Multi-Disciplinary Symposium Improving the Well-Being of Children and Youth. Copenhagen.
- Nikolaeva, E.I., Shirokova, I.V., & Vergunov E.V. (2018). The ratio of working memory and parameters of sensorimotor integration in the go-go paradigm in children 7—8 years old. International Journal of Psychophysiology, 131(S), S61. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2018.07.182
- Nikolaeva, E.I., Novikova, A.V., & Vergunov, E.G. (2018). The correlation between intelligence, creativity and the parameters of sensorimotor integration in children of different ages. Psychology in Russia: State of the Art, 11(2), 68—80. doi: 10.11621/pir.2018.0206
- O’Toole, S.E., Monks, C.P., & Tsermentseli, S. (2016). Executive function and theory of mind as predictors of aggressive and prosocial behavior and peer acceptance in early childhood. Social Development, 26(4), 907—920. doi: 10.1111/ sode.12231
- Ordaz, S.J., Foran, W., Velanova, K., & Luna, B.(2013). Longitudinal growth curves of brain function underlying inhibitory control through adolescence. Journal of Neuroscience, 33(46), 18109—18124. doi: 10.1523/JNEUROSCI.1741-13.2013
- Savion-Lemieux, T., & Bailey, J.A., & Penhune, V.B. (2009). Developmental contributions to motor sequence learning. Experimental Brain Research, 195(2), 293—306. doi: 10.1007/s00221-0091786-5
- Tarasova, A.F., Seliverstova, N.V., & Zhdankina,L.V. (2000). Issledovaniye vremeni prostoy i slozhnoy akustikomotornoy reaktsii uchashchikhsya. Fiziologiya i psikhofiziologiya motivatsiy (vol. 4, pp. 52— 54). Voronezh. (In Russ.)
- Tough, P. (2012). How children succeed. Boston: Houghton Mifflin Harcourt.
- Vasserman, L.I., Iovlev, B.V., Karpova, E.B. & Vuks, A.Ya. (Eds.) (2005). Psikhologicheskaya diagnostika otnosheniya k bolezni. Manual for Physicians. Saint Petersburg: V.M. Bekhterev Psychoneurological Research Institute Publ. (In Russ.)
- Vergunov, E.G. (2018). Lateralnye predpoctenia kak vozmoznye fenotipiceskie prediktory rezervov serdecno-sosudistoj sistemy i osobennosti sensomotornoj integracii u alpinistov. Fiziologiia cheloveka, 44(3), 97—108. (In Russ.)
- Zaytsev, A.V., Lupandin, V.I., & Surnina, O.E. (1999). Vozrastnaya dinamika vremeni reaktsii na zritel’nyye stimuli. Fiziologiya cheloveka, 25(6), 34—37. (In Russ.)
Дополнительные файлы

