Признаки принятия обучения с применением дистанционных образовательных технологий студентами различных форм обучения в условиях пандемии
- Авторы: Пеша А.В.1, Шавровская М.Н.1, Николаева М.А.2, Камарова Т.А.1
-
Учреждения:
- Уральский государственный экономический университет
- Уральский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 791-814
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326133
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-4-791-814
- EDN: https://elibrary.ru/VZZXSA
- ID: 326133
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены результаты исследования принятия студентами различных форм обучения в вузе новых условий образовательного процесса в период пандемии COVID-19. Актуальность проблемы обусловлена существенными качественными изменениями в образовательном процессе, связанными с экстренным переходом во время пандемии на формат обучения с применением дистанционных образовательных технологий и важностью оценки динамики личностного принятия студентами произошедших трансформаций. Выборку составили 1571 студент бакалавриата и магистратуры из вузов 8 федеральных округов РФ (очная форма - 79,2 %, очно-заочная - 4,2 % и заочная - 16,6 % респондентов). Анкетирование стало основным методом, примененным для анализа уровня принятия новых условий организации образовательного процесса в вузе студентами различных форм обучения. Вопросы анкетирования сформированы на основе проведенных фокус-групповых интервью со студентами всех трех форм обучения в вузе ( n = 26). С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показана вероятная связь фазы принятия формата обучения с применением дистанционных образовательных технологий с формой получения образования. Выявлено, что процесс принятия изменений у студентов заочной формы обучения прошел быстрее, чем у студентов очной и очно-заочной форм. Качественный анализ признаков принятия изменений, связанных с применением формата обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, позволил установить, что «отрицание» и «агрессия», выраженные в начале пандемии, сменились у большинства студентов стадией их принятия. Полученные данные могут быть полезны для понимания того, как студенты различных форм обучения в вузах переживают существенные качественные изменения в образовательном процессе.
Об авторах
Анастасия Владимировна Пеша
Уральский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: myrabota2011@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7614-3118
SPIN-код: 6336-3980
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом
Российская Федерация, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62Марина Николаевна Шавровская
Уральский государственный экономический университет
Email: marina_bel@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-8137-4829
SPIN-код: 4980-8284
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом
Российская Федерация, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62Марина Алексеевна Николаева
Уральский государственный педагогический университет
Email: nikolaeva250381@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0610-3874
SPIN-код: 4913-9433
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Институт общественных наук
Российская Федерация, 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26Татьяна Александровна Камарова
Уральский государственный экономический университет
Email: kta@usue.ru
ORCID iD: 0000-0003-0087-9310
SPIN-код: 4255-7664
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом
Российская Федерация, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62Список литературы
- Abuhassna, H., Awae, F., Alsharif, A.H., Yahaya, N., & Alnawajha, S. (2022). Understanding online learning engagement and challenges during COVID19: Qualitative evidence. International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development, 11(1), 651–661. https://doi.org/10.6007/IJARPED/v11-i1/12229
- Aleshkovsky, I.A., Gasparishvili, A.T., & Krukhmaleva, O.V. (2020). Students of Russian universities on distance learning: Assessment and opportunities. Higher Education in Russia, 29(10), 86–100. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
- Allen, I.E., Seaman, J., & Garrett, R. (2007). Blending in. The extent and promise of blended education in the United States. Needham, MA: The Sloan Consortium. Retrieved February 10, 2023, from https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED529930.pdf
- Bagdasariyan, N.G., Melnikova, N.E., & Balueva, T.V. (2021). Online education in a regional university before and after the pandemic: Motives, problems, potential. PRIMO ASPECT, (1), 7–26. (In Russ.) https://doi.org/10.35211/2500-2635-2021-1-45-7-26
- Bridgstock, R. (2017). The university and the knowledge network: A new educational model for twenty-first century learning and employability. Graduate Employability in Context (pp. 339–358). Palgrave Macmillan, London. https://doi.org/10.1057/978-1-137-57168-7_16
- Buabeng-Andoh, C. (2012). Factors influencing teachers’ adoption and integration of information and communication technology into teaching: A review of the literature. International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology, 8(1), 136–155.
- Butnaru, G.I., Niță, V., Anichiti, A., & Brînză, G. (2021). The effectiveness of online education during COVID-19 pandemic – a comparative analysis between the perceptions of academic students and high school students from Romania. Sustainability, 13(9), 5311. https://doi.org/10.3390/su13095311
- Danchenok, L.A., Zaitseva, A.S., & Komleva, N.V. (2019). Transformation of the model of additional education in the digital economy. Open Education, 23(1), 34–45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-34-45
- Demirtaş, B.K., & Türk, U. (2022). Student performance under asynchronous and synchronous methods in distance education: A quasi-field experiment. International Review of Economics Education, 41, 100244. https://doi.org/10.1016/j.iree.2022.100244
- El Firdoussi, S., Lachgar, M., Kabaili, H., Rochdi, A., Goujdami, D., & El Firdoussi, L. (2020). Assessing distance learning in higher education during the COVID-19 pandemic. Education Research International, 2020, 8890633. https://doi.org/10.1155/2020/8890633
- El Refae, G.A., Kaba, A., & Eletter, S. (2021). Distance learning during COVID-19 pandemic: Satisfaction, opportunities and challenges as perceived by faculty members and students. Interactive Technology and Smart Education, 18(3), 298–318. https://doi.org/10.1108/ITSE-08-2020-0128
- Endovitsky, D.A., Risin, I.E., Treshchevsky, Yu.I., & Rudnev, E.A. (2022). Distance education: Imbalance between possibilities and threats. Higher Education in Russia, 31(1), 89–97. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97
- Gafurov, I.R., Ibragimov, G.I., Kalimullin, A.M., & Alishev, T.B. (2020). Transformation of education in higher education during a pandemic: Pain points. Higher Education in Russia, 29(10), 101–112. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112
- Graduates of higher education in the Russian labor market: Trends and challenges: Presentations to the XXIII Yasin’s International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development. (2022). Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. (In Russ.)
- Gregori, P., Martínez, V., & Moyano-Fernández, J.J. (2018). Basic actions to reduce dropout rates in distance learning. Evaluation and Program Planning, 66, 48–52. https://doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2017.10.004
- Guri-Rozenblit, S. (2009). Digital technologies in higher education: Sweeping expectations and actual effects. Nova Science Publishers.
- Hamid, R., Sentryo, I., & Hasan, S. (2020). Online learning and its problems in the COVID-19 emergency period. Jurnal Prima Edukasia, 8(1), 86–95. https://doi.org/10.21831/jpe.v8i1.32165
- Hong, J.C., Lee, Y.F., & Ye, J.H. (2021). Procrastination predicts online self-regulated learning and online learning ineffectiveness during the coronavirus lockdown. Personality and Individual Differences, 174, 110673. https://doi.org/10.1016%2Fj.paid.2021.110673
- Klepikova, N.M. (2019). Motivation features of students’ learning activity depending on mode of study Baikal Research Journal, 10(2), 5. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2411-6262.2019
- Kohout, J., Buršíková, D., Frank, J., Lukavský, J., Masopust, P., Motlíková, I., & Voltrová, M. (2022). Predictors of the effectiveness of different approaches to pandemic distance learning. Education Sciences, 12(9), 605. https://doi.org/10.3390/educsci12090605
- Kubler-Ross, E., & Kessler, D. (2015). Live now! Life lessons from people who have seen death. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.)
- Lim, J., Ko, H., Park, J., & Ihm, J. (2022). Effect of active learning and online discussions on the academic performances of dental students. BMC Medical Education, 22(1), 312. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03377-9
- Marek, M.W., Chew, C.S., & Wu, W.C.V. (2021). Teacher experiences in converting classes to distance learning in the COVID-19 pandemic. International Journal of Distance Education Technologies, 19(1), 89–109. https://doi.org/10.4018/IJDET.20210101.oa3
- Novikova, I.A., Bychkova, P.A., Novikov, A.L., & Shlyakhta, D.A. (2022). Personality traits and academic motivation as predictors of attitudes towards digital educational technologies among Russian university students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(4), 689–716. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-689-716
- Pesha, A.V. (2020). Students supra-professional competencies development in online format. World of Science. Pedagogy and Psychology, 8(3), 19. (In Russ.)
- Pesha, A.V., & Kamarova, T.A. (2020). Online education: Challenges and opportunities for developing key competencies of the 21st century during the COVID-19 pandemic. Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) (pp. 155–160). Dordrecht: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/assehr.k.201105.029
- Pesha, A.V., Shramko, N.V., & Nikolaeva M.A. (2021), The educational environment of the university as a factor in the development of over-professional competencies of future teachers. Modern Higher School: An Innovative Aspect, 13(2), 74–84. (In Russ.) https://doi.org/10.7442/2071-9620-2021-13-2-74-84
- Popenici, S.A., & Kerr, S. (2017). Exploring the impact of artificial intelligence on teaching and learning in higher education. Research and Practice in Technology Enhanced Learning, 12(1), 1–13. https://doi.org/10.1186/s41039-017-0062-8
- Ragusa, A.T., & Crampton, A. (2018). Sense of connection, identity and academic success in distance education: Sociologically exploring online learning environments. Rural Society, 27(2), 125–142. https://doi.org/10.1080/10371656.2018.1472914
- Rizun, M., & Strzelecki, A. (2020). Students’ acceptance of the COVID-19 impact on shifting higher education to distance learning in Poland. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(18), 6468. https://doi.org/10.3390/ijerph17186468
- Roman, M., & Plopeanu, A.P. (2021). The effectiveness of the emergency eLearning during COVID-19 pandemic. The case of higher education in economics in Romania. International Review of Economics Education, 37, 100218. https://doi.org/10.1016/j.iree.2021.100218
- Shambour, M.K.Y., & Abu-Hashem, M.A. (2021). Analysing lecturers’ perceptions on traditional vs. distance learning: A conceptual study of emergency transferring to distance learning during COVID-19 pandemic. Education and Information Technologies, 27(3), 3225–3245. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10719-5
- Shtykhno, D.A., Konstantinova, L.V., & Gagiev, N.N. (2020). Transition of universities to distance mode during the pandemic: Problems and possible risks. Open Education, 24(5), 72–81. (In Russ.) http://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81
- Sukhanova, E.A., & Frumin, I.D. (2021) (Eds.). The quality of education in Russian universities: What we understood in the pandemic: An analytical report. Tomsk: Tomsk State University Publishing House. (In Russ.)
- Swanson, K. (2013). Professional learning in a digital age: The educator's guide to user-generated learning. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315853529
- Tikhomirova, T.S., & Kochetkov, N.V. (2017). Motivation for learning and personal reflection: Features and interrelation among university students. Psychological Science and Education, 22(3), 53–62. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2017220306
- Tyurikov, A.G., Kunizheva, D.A., Frolova, E.V., & Rogach, O.V. (2022). Trust in distance learning during the COVID-19 pandemic: Evaluation of the quality of education of students and teachers of Russian universities. The Education and Science Journal, 24(6), 177–200. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-177-200
- Varshavskaya, E.Y. (2018). Part-time higher education in Russia: Economic and statistical analysis. Voprosy Statistiki, 25(7), 31–39. (In Russ.)
Дополнительные файлы

