Развитие специальности «Реклама» в высшем образовании России и Китая

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время в связи с процессом глобализации и появлением различных новых медиа все большую актуальность приобретает изучение рекламы в различных областях, в том числе в высшем образовании, так как умение производителей создавать и размещать рекламные тексты позволяет эффективно продвигать идеи, товары или услуги во всем мире с коммерческой и некоммерческой целью. Исследование посвящено сопоставительному анализу процессов развития специальности «Реклама» в высшем образовании постсоветской России (1991-2020) и Китайской Народной Республики (1949-2020), специфике процессов создания данной специальности в обеих странах, выявлению их преимуществ и недостатков. Представлена история развития специальности «Реклама» в российских и китайских вузах. Проанализирована степень соответствия развития данной специальности в вузах с запросами государственных учреждений и рекламной индустрии в России и Китае в разные периоды. Проведена оценка моделей развития данной специальности в разные периоды в двух странах. Актуальность выбранной темы обусловлена интенсивностью прогресса этой перспективной специальности и необходимостью поисков новых форм обучения для ее дальнейшего развития в высшем образовании. На основании полученных результатов выявлены сходства и различия в развитии данных процессов в двух странах, а также описаны их особенности с учетом социальных, экономических и исторических факторов на разных этапах. Доказано, что наряду с чертами сходства процесс формирования специальности «Реклама» в высшем образовании России и Китая обладает определенными различиями, что имеет непосредственное отношение к идеологической атмосфере, финансовому состоянию, экономическим стратегиям и стандартам высшего образования в двух странах.

Об авторах

Юйчжи Ван

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: van-yu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2984-8238

аспирант кафедры общего и русского языкознания, филологический факультет, ассистент кафедры иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Елена Николаевна Ремчукова

Российский университет дружбы народов

Email: remchukova-en@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7901-9622

доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Bilby, J., Reid, M., & Brennan, L. (2016). The future of advertising in China: Practitioner insights into the evolution of Chinese advertising creativity. Journal of Advertising Research, (3), 245–258. https://doi.org/10.2501/JAR-2016-018
  2. Borodai, A.D. (2011). Kadry dlya otrasli. In V.P. Kolomiitsa, D.S. Badalova (Eds.), Rossijskij Reklamnyj Ezhegodnik – 2010 (pp. 53–61). Moscow: Rossijskaja akademija reklamy Publ. (In Russ.)
  3. Borodai, A.D. (2012). Collaboration of higher schools and employers in personnel training for advertising industry. Higher Education in Russia, (6), 96–100. (In Russ.)
  4. Borodai, A.D. (2015). Professionalnoe obrazovanie dlya reklamnoi industrii. In S.V. Veselova, D.S. Badalova (Eds.), Rossijskij Reklamnyj Ezhegodnik – 2014 (pp. 104–121). Moscow: RIPOL klassik Publ. (In Russ.)
  5. Borodai, A.D. (2019). Vysshee professional'noe obrazovanie dlja industrii kommunikacij v sovremennoj Rossii. In S.V. Veselova, D.S. Badalova (Eds.), Rossijskij Reklamnyj Ezhegodnik – 2018 (pp. 82–94). Moscow: RIPOL klassik Publ. (In Russ.)
  6. Borodai, A.D., & Gorlov, S.Y. (2001). Podgotovka kadrov. In V.G. Kismereshkina, A.A. Auzana, D.S. Badalova, V.A. Evstafeva, Yu.M. Zapolya, S.I. Kopteva, I.Ya. Rozhkova, N.E. Fonarevoi, A.A. Shalneva, I.A. Yakovenko (Eds.), Rossiiskaya Reklama – 2000: Sostoyanie, Tendentsii, Osobennosti (pp. 55–62). Moscow: Reklamnyi Sovet Rossii Publ. (In Russ.)
  7. Ding, J., & Song, H. (2019). Survival and development in utilitarianism – analysis of 40 years of advertising education in China. Modern Communication (Journal of Communication University of China), (11), 158–162.
  8. Dobrosklonskaya, T.G., & Zhang, H. (2015). Medialinguistics in Russia and abroad: Achievements and prospects. The Bulletin of Moscow University. Series 19. Linguistics and Cross-Cultural Communication, (1), 9–19. (In Russ.)
  9. Du, X. (2012). Creative design for food and beverage advertising. Nanjing: Southeast University.
  10. Evstafev, V.A. (2002). Obrazovanie. In I.Ya. Rozhkova (Ed.), Rossiiskaya Reklama – 2001: Sostoyanie, Tendentsii, Osobennosti (pp. 55–62) Moscow: Reklamnyi Sovet Rossii Publ. (In Russ.)
  11. Evstafev, V.A. (2016) Ekonomika Rossiiskoi reklamy i initsiativy AKAR v oblasti reklamnogo obrazovaniya. XX Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 13–24). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
  12. Fennis, B.M., & Stroebe, W. (2015). The Psychology of Advertising. Hove: Psychology Press.
  13. Furnham, А. (2019). Advertising: The contribution of applied cognitive psychology. Applied Cognitive Psychology, (2), 168–175. https://doi.org/10.1002/acp.3458
  14. Galina, N.M. (2018). Doubled standards of the quality assurance: Russia in the Bologna process. Higher Education in Russia, 27(11), 9–21. (In Russ.)
  15. Glushchenko, O.A., & Grishanin, N.V. (2020). Evolution of the specialty “Advertising and public relations”: History, current state and the trends for development. Communicology, 8(1), 34–52. (In Russ.)
  16. Gorlov, S.Y. (2003). Reklamnoe obrazovanie v Rossii: Tendentsii i perspektivy razvitiya. In A.M. Lyubimova (Ed.), Rossiiskii Reklamnyi Ezhegodnik (pp. 100–103). Moscow: Rossiiskoe otdelenie IAA Publ. (In Russ.)
  17. Gorlov, S.Y. (2004). Ne vmeste, no ryadom: Problemy i perspektivy reklamnogo obrazovaniya v Rossii. In V.P. Kolomiitsa (Ed.), Rossiiskii Reklamnyi Ezhegodnik 2004 (pp. 100–103). Moscow: Rossiiskoe otdelenie IAA Publ. (In Russ.)
  18. Gorokhova, P.A. (2020). Russian advertising market: State, structure, trends and development prospects. State and Municipal Management. Scholar Notes, (1), 297–302.
  19. Issers, O.S. (2017). Rechevoe Vozdeistvie. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
  20. Ivanova, A.A. (2018). Advertising as a factor of development of modern economy. KANT, (4), 283–285 (In Russ.)
  21. Jin, Y. (2007). Introduction of first series. In Y. Jin (Ed.), Collection of Translations of Politic and Society: First Series (pp. 1–8). Hangzhou: People’s Publishing House of Hangzhou.
  22. Kao, T., & Du, Y. (2020). A study on the influence of green advertising design and environmental emotion on advertising effect. Journal of Cleaner Production, 242, 1–13. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.118294
  23. Kapelyush, M.B. (2019). Tsifrovoe obrazovanie kak novyi podkhod k podgotovke spetsialistov v industrii kommunikatsii. XXIII Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 247–250). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
  24. Kerr, G.F., Waller, D., & Patti, C. (2009). Advertising education in Australia: Looking back to the future. Journal of Marketing Education, 31(3), 264–274. https://doi.org/10.1177/0273475309345001
  25. Krylov, I.V. (2000). Issledovatel'skoe, informatsionnoe, metodicheskoe obespechenie. Obuchenie. In V.G. Kismereshkina, A.A. Auzana, D.S. Badalova, V.A. Evstafeva, Yu.M. Zapolya, S.I. Kopteva, I.Ya. Rozhkova, N.E. Fonarevoi, A.A. Shalneva, I.A. Yakovenko (Eds.), Rossiiskaya Reklama – 99: Sostoyanie, Tendentsii, Osobennosti (pp. 63–64). Moscow: Reklamnyi Sovet Rossii Publ. (In Russ.)
  26. Kurushin, V.D. (2017). Graficheskii dizain i reklama. Saratov: Profobrazovanie Publ. (In Russ.)
  27. Lebedev-Lyubimov, A.N. (2003). Psikhologiya reklamy. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  28. Li, B. (2015). New period: Notes of social changes and journalism reform. Journal of Shanxi University (Philosophy and Social Science Edition), (1), 1–45.
  29. Li, B., & Liu, H. (2016). Overview of the development of communication studies in China since the 20th century. Modern Communication, (1), 32–43.
  30. Liao, B. (2019). Retrospect, reflection and prospect of the development of advertising discipline in China for 40 Years. Journal of Shanxi University (Philosophy and Social Science Edition), (1), 110–117.
  31. Liu, X., & Ding, J. (2018). A historical review of the development of advertising education in China. China Advertising, (10), 108–111.
  32. Liu, Y. (2015). Communication studies have deeply affected China’s discourse system – interview with Prof. Guo Qinguang, the PhD Supervisor, Executive Dean of the School of Journalism and Communication, Renmin University of China. China Broadcasts, (4), 35–38.
  33. Puppin, G. (2020). Forty years of the return of advertising in China (1979–2019): A critical overview. JOMEC Journal, (15), 1–19. https://doi.org/10.18573/jomec.201
  34. Remchukova, E.N., & Strakhova, A.V. (2016). Reklamnoe “zazerkal'e” Rossii i Frantsii: Lingvokreativnyi i gendernyi aspekty. Moscow: LENAND Publ. (In Russ.)
  35. Ross, B.I., Richards, J.I., Fletcher, A.D., & Pisani, J.R. (2008). A century of advertising education. Boston: American Academy of Advertising.
  36. Sheinina, M.A. (2020). Innovatsionnye tekhnologii pri realizatsii reklamnykh kampanii s ispol'zovaniem metodov personalizatsii v internet-srede. XXIV Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 205–214). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
  37. Song, H., Yin, L., Zhao, Q., & Tan, M. (2019). The change of idea of development of the advertising specialty in higher education in China. Future Communication, (1), 84–89.
  38. Trubnikova, N.V., & Malygina, O.P. (2019). Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya v vuze: Vyzovy dlya kommunikatsionnykh napravlenii. XXIII Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 109–116). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
  39. Vakku, G.V., & Klimkina, A.S. (2020). Tekhnologii povysheniya chitatel'skoi aktivnosti v epokhu tsifrovykh media: Teoreticheskii aspekt. XXIV Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 173–180). Мoscow: Ekon-Inform Publ. (In Russ.)
  40. Veselov, S.V. (2019). Digital i transformatsiya obrazovaniya v kommunikatsionno-reklamnoi industrii. XXIII Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 19–28). Мoscow: Ekon-Inform Publ. (In Russ.)
  41. Wang, J. (2019). Thoughts on the problems in the teaching design of advertising course. Social Science and Higher Education: Proceedings of the 2019 5th International Conference (pp. 137–139). Paris: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/icsshe-19.2019.35
  42. Wu, Z, & He, T. (2019). The phased evolution of China’s advertising market in 40 years of reform and opening up. Cultural Industry Research, (4), 151–172.
  43. Wurff, R., Bakker, P., & Picard, R.G. (2008). Economic growth and advertising expenditures in different media in different countries. Journal of Media Economics, 21, 28–52. https://doi.org/10.1080/08997760701806827
  44. Yan, Y. (2015). Reflection and outlook on advertising education of new media era in China. Advertising Panorama, (5), 98–102.
  45. Yao, X., & Li, C. (2016). Internet, big data, marketing communication deconstruction and reconstruction of the advertising education. Journalism & Communication Review, (1), 163–178.
  46. Yao, X., & Wen, Q. (2019). Retrospect and thinking on China’s advertising industry for 40 years. Journalism Lover, (4), 16–21.
  47. Zhang, S. (2005). Positioning and brand building of advertising education. Beijing: Communication University of China.
  48. Zhao, H. (2019). The current situation, issues and thoughts on doctoral education of advertising in China: Based on statistical analysis of 28 universities. Advertising Panorama, (1), 75–82.
  49. Zhao, W., & Ji, C. (2019). Advertising discipline in higher education. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences, (4), 8–13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».