Развитие специальности «Реклама» в высшем образовании России и Китая
- Авторы: Ван Ю.1, Ремчукова Е.Н.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 532-554
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326002
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-532-554
- ID: 326002
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время в связи с процессом глобализации и появлением различных новых медиа все большую актуальность приобретает изучение рекламы в различных областях, в том числе в высшем образовании, так как умение производителей создавать и размещать рекламные тексты позволяет эффективно продвигать идеи, товары или услуги во всем мире с коммерческой и некоммерческой целью. Исследование посвящено сопоставительному анализу процессов развития специальности «Реклама» в высшем образовании постсоветской России (1991-2020) и Китайской Народной Республики (1949-2020), специфике процессов создания данной специальности в обеих странах, выявлению их преимуществ и недостатков. Представлена история развития специальности «Реклама» в российских и китайских вузах. Проанализирована степень соответствия развития данной специальности в вузах с запросами государственных учреждений и рекламной индустрии в России и Китае в разные периоды. Проведена оценка моделей развития данной специальности в разные периоды в двух странах. Актуальность выбранной темы обусловлена интенсивностью прогресса этой перспективной специальности и необходимостью поисков новых форм обучения для ее дальнейшего развития в высшем образовании. На основании полученных результатов выявлены сходства и различия в развитии данных процессов в двух странах, а также описаны их особенности с учетом социальных, экономических и исторических факторов на разных этапах. Доказано, что наряду с чертами сходства процесс формирования специальности «Реклама» в высшем образовании России и Китая обладает определенными различиями, что имеет непосредственное отношение к идеологической атмосфере, финансовому состоянию, экономическим стратегиям и стандартам высшего образования в двух странах.
Ключевые слова
Об авторах
Юйчжи Ван
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: van-yu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2984-8238
аспирант кафедры общего и русского языкознания, филологический факультет, ассистент кафедры иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Елена Николаевна Ремчукова
Российский университет дружбы народов
Email: remchukova-en@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7901-9622
доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Bilby, J., Reid, M., & Brennan, L. (2016). The future of advertising in China: Practitioner insights into the evolution of Chinese advertising creativity. Journal of Advertising Research, (3), 245–258. https://doi.org/10.2501/JAR-2016-018
- Borodai, A.D. (2011). Kadry dlya otrasli. In V.P. Kolomiitsa, D.S. Badalova (Eds.), Rossijskij Reklamnyj Ezhegodnik – 2010 (pp. 53–61). Moscow: Rossijskaja akademija reklamy Publ. (In Russ.)
- Borodai, A.D. (2012). Collaboration of higher schools and employers in personnel training for advertising industry. Higher Education in Russia, (6), 96–100. (In Russ.)
- Borodai, A.D. (2015). Professionalnoe obrazovanie dlya reklamnoi industrii. In S.V. Veselova, D.S. Badalova (Eds.), Rossijskij Reklamnyj Ezhegodnik – 2014 (pp. 104–121). Moscow: RIPOL klassik Publ. (In Russ.)
- Borodai, A.D. (2019). Vysshee professional'noe obrazovanie dlja industrii kommunikacij v sovremennoj Rossii. In S.V. Veselova, D.S. Badalova (Eds.), Rossijskij Reklamnyj Ezhegodnik – 2018 (pp. 82–94). Moscow: RIPOL klassik Publ. (In Russ.)
- Borodai, A.D., & Gorlov, S.Y. (2001). Podgotovka kadrov. In V.G. Kismereshkina, A.A. Auzana, D.S. Badalova, V.A. Evstafeva, Yu.M. Zapolya, S.I. Kopteva, I.Ya. Rozhkova, N.E. Fonarevoi, A.A. Shalneva, I.A. Yakovenko (Eds.), Rossiiskaya Reklama – 2000: Sostoyanie, Tendentsii, Osobennosti (pp. 55–62). Moscow: Reklamnyi Sovet Rossii Publ. (In Russ.)
- Ding, J., & Song, H. (2019). Survival and development in utilitarianism – analysis of 40 years of advertising education in China. Modern Communication (Journal of Communication University of China), (11), 158–162.
- Dobrosklonskaya, T.G., & Zhang, H. (2015). Medialinguistics in Russia and abroad: Achievements and prospects. The Bulletin of Moscow University. Series 19. Linguistics and Cross-Cultural Communication, (1), 9–19. (In Russ.)
- Du, X. (2012). Creative design for food and beverage advertising. Nanjing: Southeast University.
- Evstafev, V.A. (2002). Obrazovanie. In I.Ya. Rozhkova (Ed.), Rossiiskaya Reklama – 2001: Sostoyanie, Tendentsii, Osobennosti (pp. 55–62) Moscow: Reklamnyi Sovet Rossii Publ. (In Russ.)
- Evstafev, V.A. (2016) Ekonomika Rossiiskoi reklamy i initsiativy AKAR v oblasti reklamnogo obrazovaniya. XX Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 13–24). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
- Fennis, B.M., & Stroebe, W. (2015). The Psychology of Advertising. Hove: Psychology Press.
- Furnham, А. (2019). Advertising: The contribution of applied cognitive psychology. Applied Cognitive Psychology, (2), 168–175. https://doi.org/10.1002/acp.3458
- Galina, N.M. (2018). Doubled standards of the quality assurance: Russia in the Bologna process. Higher Education in Russia, 27(11), 9–21. (In Russ.)
- Glushchenko, O.A., & Grishanin, N.V. (2020). Evolution of the specialty “Advertising and public relations”: History, current state and the trends for development. Communicology, 8(1), 34–52. (In Russ.)
- Gorlov, S.Y. (2003). Reklamnoe obrazovanie v Rossii: Tendentsii i perspektivy razvitiya. In A.M. Lyubimova (Ed.), Rossiiskii Reklamnyi Ezhegodnik (pp. 100–103). Moscow: Rossiiskoe otdelenie IAA Publ. (In Russ.)
- Gorlov, S.Y. (2004). Ne vmeste, no ryadom: Problemy i perspektivy reklamnogo obrazovaniya v Rossii. In V.P. Kolomiitsa (Ed.), Rossiiskii Reklamnyi Ezhegodnik 2004 (pp. 100–103). Moscow: Rossiiskoe otdelenie IAA Publ. (In Russ.)
- Gorokhova, P.A. (2020). Russian advertising market: State, structure, trends and development prospects. State and Municipal Management. Scholar Notes, (1), 297–302.
- Issers, O.S. (2017). Rechevoe Vozdeistvie. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
- Ivanova, A.A. (2018). Advertising as a factor of development of modern economy. KANT, (4), 283–285 (In Russ.)
- Jin, Y. (2007). Introduction of first series. In Y. Jin (Ed.), Collection of Translations of Politic and Society: First Series (pp. 1–8). Hangzhou: People’s Publishing House of Hangzhou.
- Kao, T., & Du, Y. (2020). A study on the influence of green advertising design and environmental emotion on advertising effect. Journal of Cleaner Production, 242, 1–13. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.118294
- Kapelyush, M.B. (2019). Tsifrovoe obrazovanie kak novyi podkhod k podgotovke spetsialistov v industrii kommunikatsii. XXIII Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 247–250). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
- Kerr, G.F., Waller, D., & Patti, C. (2009). Advertising education in Australia: Looking back to the future. Journal of Marketing Education, 31(3), 264–274. https://doi.org/10.1177/0273475309345001
- Krylov, I.V. (2000). Issledovatel'skoe, informatsionnoe, metodicheskoe obespechenie. Obuchenie. In V.G. Kismereshkina, A.A. Auzana, D.S. Badalova, V.A. Evstafeva, Yu.M. Zapolya, S.I. Kopteva, I.Ya. Rozhkova, N.E. Fonarevoi, A.A. Shalneva, I.A. Yakovenko (Eds.), Rossiiskaya Reklama – 99: Sostoyanie, Tendentsii, Osobennosti (pp. 63–64). Moscow: Reklamnyi Sovet Rossii Publ. (In Russ.)
- Kurushin, V.D. (2017). Graficheskii dizain i reklama. Saratov: Profobrazovanie Publ. (In Russ.)
- Lebedev-Lyubimov, A.N. (2003). Psikhologiya reklamy. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Li, B. (2015). New period: Notes of social changes and journalism reform. Journal of Shanxi University (Philosophy and Social Science Edition), (1), 1–45.
- Li, B., & Liu, H. (2016). Overview of the development of communication studies in China since the 20th century. Modern Communication, (1), 32–43.
- Liao, B. (2019). Retrospect, reflection and prospect of the development of advertising discipline in China for 40 Years. Journal of Shanxi University (Philosophy and Social Science Edition), (1), 110–117.
- Liu, X., & Ding, J. (2018). A historical review of the development of advertising education in China. China Advertising, (10), 108–111.
- Liu, Y. (2015). Communication studies have deeply affected China’s discourse system – interview with Prof. Guo Qinguang, the PhD Supervisor, Executive Dean of the School of Journalism and Communication, Renmin University of China. China Broadcasts, (4), 35–38.
- Puppin, G. (2020). Forty years of the return of advertising in China (1979–2019): A critical overview. JOMEC Journal, (15), 1–19. https://doi.org/10.18573/jomec.201
- Remchukova, E.N., & Strakhova, A.V. (2016). Reklamnoe “zazerkal'e” Rossii i Frantsii: Lingvokreativnyi i gendernyi aspekty. Moscow: LENAND Publ. (In Russ.)
- Ross, B.I., Richards, J.I., Fletcher, A.D., & Pisani, J.R. (2008). A century of advertising education. Boston: American Academy of Advertising.
- Sheinina, M.A. (2020). Innovatsionnye tekhnologii pri realizatsii reklamnykh kampanii s ispol'zovaniem metodov personalizatsii v internet-srede. XXIV Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 205–214). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
- Song, H., Yin, L., Zhao, Q., & Tan, M. (2019). The change of idea of development of the advertising specialty in higher education in China. Future Communication, (1), 84–89.
- Trubnikova, N.V., & Malygina, O.P. (2019). Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya v vuze: Vyzovy dlya kommunikatsionnykh napravlenii. XXIII Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 109–116). Мoscow: Ekon‐Inform Publ. (In Russ.)
- Vakku, G.V., & Klimkina, A.S. (2020). Tekhnologii povysheniya chitatel'skoi aktivnosti v epokhu tsifrovykh media: Teoreticheskii aspekt. XXIV Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 173–180). Мoscow: Ekon-Inform Publ. (In Russ.)
- Veselov, S.V. (2019). Digital i transformatsiya obrazovaniya v kommunikatsionno-reklamnoi industrii. XXIII Mezhdunarodnaya Nauchno-Metodicheskaya Konferentsiya Zaveduyushchikh Kafedrami Marketinga, Reklamy, Svyazei s Obshchestvennost'yu, Dizaina i Smezhnykh Napravlenii: Conference Proceedings (pp. 19–28). Мoscow: Ekon-Inform Publ. (In Russ.)
- Wang, J. (2019). Thoughts on the problems in the teaching design of advertising course. Social Science and Higher Education: Proceedings of the 2019 5th International Conference (pp. 137–139). Paris: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/icsshe-19.2019.35
- Wu, Z, & He, T. (2019). The phased evolution of China’s advertising market in 40 years of reform and opening up. Cultural Industry Research, (4), 151–172.
- Wurff, R., Bakker, P., & Picard, R.G. (2008). Economic growth and advertising expenditures in different media in different countries. Journal of Media Economics, 21, 28–52. https://doi.org/10.1080/08997760701806827
- Yan, Y. (2015). Reflection and outlook on advertising education of new media era in China. Advertising Panorama, (5), 98–102.
- Yao, X., & Li, C. (2016). Internet, big data, marketing communication deconstruction and reconstruction of the advertising education. Journalism & Communication Review, (1), 163–178.
- Yao, X., & Wen, Q. (2019). Retrospect and thinking on China’s advertising industry for 40 years. Journalism Lover, (4), 16–21.
- Zhang, S. (2005). Positioning and brand building of advertising education. Beijing: Communication University of China.
- Zhao, H. (2019). The current situation, issues and thoughts on doctoral education of advertising in China: Based on statistical analysis of 28 universities. Advertising Panorama, (1), 75–82.
- Zhao, W., & Ji, C. (2019). Advertising discipline in higher education. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences, (4), 8–13.
Дополнительные файлы

