ВЛИЯНИЕ КИНО НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях медиатизации современного общества кино продолжает занимать одно из ведущих мест в досуге, оставаясь при этом влиятельным массмедиа, воздействующим на картину мира, ценности, мотивы, стереотипы, поведение зрителей и др. Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме влияния кинофильмов на молодежную аудиторию. Изучались различные эффекты воздействия кино на молодых зрителей, связанные с их представлениями о пожилых людях. С помощью психосемантической методики, включившей 25 шкал, разработанных специально для выявления содержания представлений о пожилых людях, респонденты оценивали различные их характеристики до и сразу после просмотра фильма, а также спустя 2 недели после показа. При анализе эффектов воздействия учитывались также пол респондентов, привлекательность показанного фильма и значимость кино в досуге. Определено, что сразу после просмотра фильма, повествующего о пожилых людях, у респондентов изменились представления об их мотивационно-регулятивных, когнитивных и эмоциональных особенностях. Однако направленность этих изменений, в целом, выявила отрицательное влияние фильма на восприятие пожилых людей. В то же время было показано, что представления молодежи о пожилых людях и о себе в будущем в роли пожилых сблизились. Обнаружено, что фильм оказал большее влияние на женщин, чем на мужчин. При этом определено, что наблюдаемые непосредственно после просмотра фильма изменения представлений преимущественно не сохранились во времени. В целом данное исследование продемонстрировало важность комплексного подхода к прогнозированию результатов воздействия кино.

Об авторах

Тина Анатольевна Кубрак

Институт психологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: kubrak.tina@gmail.com

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии Российской Академии наук (Москва, Россия).

Ярославская ул., 13, корп. 1, Москва, Россия, 129366

Таисия Александровна Гребенщикова

Институт психологии РАН

Email: gretiya@mail.ru

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии Российской Академии наук (Москва, Россия).

Ярославская ул., 13, корп. 1, Москва, Россия, 129366

Список литературы

  1. Anderson, C.A., Berkowitz, L., Donnerstein, E.Р., Huesmann, L.R., Johnson, J.D., Linz, D., et al. (2003). The Influence of Media Violence on Youth. Psychological Science in the Public Interest, 4(3), 81—110. doi: 10.1111/j.1529-1006.2003.pspi_1433.x
  2. Appel M. (2008). Fictional narratives cultivate just-world-beliefs. Journal of Communication, 58(1), 62—83. doi: 10.1111/j.1460-2466.2007.00374.x
  3. Behm-Morawitz E., & Mastro, D. (2008). Mean girls? The influence of gender portrayals in teen movies on emerging adults’ gender-based attitudes and beliefs. Journalism and Mass Communication Quarterly, 85(1), 131—146. doi: 10.1177/107769900808500109
  4. Dahl, G., & DellaVigna, S. (2009). Does Movie Violence Increase Violent Crime? Quarterly Journal of Economics, 124(2), 677—734. doi: 10.3386/w13718
  5. Harris, R. (2002). Psychology of Mass Communication. Saint Petersburg: Praim — Evroznak Publ. (In Russ.).
  6. Harwood J., & Giles, H. (1992) Don’t make me laugh: Age representations in a humorous context. Discourse and Society, 3(4), 403—436. doi: 10.1177/0957926592003004001
  7. Holmes, J., & Meyerhoff, M. (2003). (Eds.). The handbook of language and gender. Maiden, Oxford: Blackwell Publishing Ltd.
  8. Kubrak, T.A. (2016). The problem of information and psychological security in cinema discourse. Psikhologicheskie Issledovaniya, 9(47), 8. http://psystudy.ru (in Russ).
  9. Kubrak, T.A. (2014). Rol’ psikhologicheskikh kharakteristik vospriyatiya kino v protsesse ego vozdeistviya. In A.L.Zhuravlev & N.D. Pavlova (Eds.). Psikhologicheskoe vozdeistvie v mezhlichnostnoi i massovoi kommunikatsii (pp. 94—111). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
  10. Kubrak, T.A. (2012). Spetsifika psikhologicheskogo vozdeistviya kinodiskursa. In A.L. Zhuravlev & N.D. Pavlova. Psikhologicheskoe vozdeistvie: mekhanizmy, strategii, vozmozhnosti protivodeistviya (pp. 202—222). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
  11. Latynov, V.V. (2013). Psikhologiya kommunikativnogo vozdeistviya. Moscw: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
  12. Lemish, V.V. (2013). The Social Work Students’ Perceptions of Elderly and Old People. Izvestia: Herzen University of Journal Humanities & Science, (158), 36—48. (In Rus.).
  13. Levinson, D. (Ed.). (2002). Encyclopedia of Crime and Punishment. Thousand Oaks, CA: SAGE.
  14. Lowe, T., Brown, K., Dessai, S., de Franca Doria, M., Haynes, K. &Vincent, K. (2006). Does tomorrow ever come? Disaster narrative and public perceptions of climate change. Public Understanding of Science, 15(4), 435—457. doi: 10.1177/0963662506063796
  15. Martsinkovskaya, T.D. (2014). Social and aesthetic paradigms in methodology of modern psychology. Psikhologicheskie Issledovaniya, 7(37), 12. http://psystudy.ru (In Russ.).
  16. Mastro D., Behm-Morawitz E., & Kopacz M. (2008). Exposure to television portrayals of latinos: The implications of aversive racism and social identity theory. Human Communication Research, 34(1), 1—27. doi: 10.1111/j.1468-2958.2007.00311.x
  17. McGreavey, B., & Liendfield, L. (2014). Entertaining our way to engagement? Climate change films and sustainable development values. Int. J. Sustainable Development, 17(2), 123—136.
  18. Mirrlees T. (2013). Global entertainment media: between cultural imperialism and cultural globalization. New York, London: Routledge, Taylor & Francis.
  19. Morgan, S.E., Movius, L., & Cody, M.J. (2009). The power of narratives: The effects of entertainment television organ donation storylines on the attitudes, knowledge, and behaviors of donors and nondonors. Journal of Communication, 59(1), 135—151. doi: 10.1111/j.1460-2466.2008.01408.x
  20. Zhuravlev, A.L., & Pavlova, N.D. (2007). K mezhdistsiplinarnoi problematike diskursa. In A.L. Zhuravlev & N.D. Pavlova (Eds.). Situatsionnaya i lichnostnaya determinatsiya diskursa (pp. 6—11). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
  21. Zhuravlev, A.L., & Pavlova, N.D. (2012). Predislovie. In A.L. Zhuravlev & N.D. Pavlova. Psikhologicheskoe vozdeistvie: mekhanizmy, strategii, vozmozhnosti protivodeistviya (pp. 5—8). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).
  22. Zhuravlev, A.L., & Yurevich, A.V. (2012) Nravstvennye problemy sovremennoi Rossii (vmesto predisloviya). In Nravstvennost sovremennogo rossijskogo obshchestva psihologicheskij analiz (pp. 5—21). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».