СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД КОГНИТИВНЫХ ФАКТОРОВ И САМООТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНУЮ ПЕРЦЕПЦИЮ АУТГРУПП РАЗНОГО ТИПА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье реализуется идея комплексного подхода к изучению социальной перцепции, которая рассматривается, во-первых, с позиций когнитивного и мотивационного подходов, а во-вторых, - как результат взаимодействия внутренних (характеристики субъекта восприятия) и внешних (характеристики объекта восприятия) факторов. Исследуются вклады когнитивных стилей, дивергентного мышления и самоотношения в классические феномены социальной перцепции - аутгрупповую стереотипизацию и ингрупповую предвзятость. Данные вклады сопоставляются при восприятии искусственных социальных групп разного типа: «этнических», «идеологических» и «статусно-стратификационных». Строятся и анализируются дискриминантные модели стереотипизации и предвзятости по совокупности когнитивных переменных и самоотношения. В исследовании приняли участие 155 человек, студентов 1-3 курсов Пермского государственного национального исследовательского университета в возрасте от 17 до 22 лет (M = 18,90, SD = 0,96), из них 113 девушек (72,9%) и 42 юноши (27,1%). Описание социальных групп предъявлялось испытуемым в виде текстов. Показатели социальной перцепции измерялись с помощью вербальных процедур, основанных на понимании предвзятости как прототипизации ингруппы и стереотипизации - как склонности описывать Другого через обобщенные черты, а не фактическое поведение. Самоотношение и когнитивные переменные измерялись с помощью стандартизированных методик. Было обнаружено, что в основе стереотипизации лежат преимущественно когнитивные факторы - индивидуально-стилевые приемы переработки информации. При этом ведущая роль в формировании стереотипизированного образа Другого принадлежит полезависимости. В формировании ингрупповой предвзятости (фаворитизма) когнитивно-стилевые особенности не играют решающей роли, в то время как самоотношение усиливает ее проявления. Дивергентное мышление вносит вклады как в процессы стереотипизации, так и предвзятости. Его влияние может содержательно варьироваться в зависимости от типа воспринимаемой социальной группы. Полученные результаты могут иметь практическое применение при разработке программ психологической коррекции, направленных на снижение негативных проявлений в межгрупповом взаимодействии.

Об авторах

Милена Валерьевна Балева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: milenabaleva@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь, Россия).

Букирева ул., 15, Пермь, Россия, 614990

Вера Александровна Гасимова

Пермский государственный институт культуры

Email: vera358@bk.ru

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Пермского государственного института культуры (Пермь, Россия).

Газеты «Звезда» ул., 18, Пермь, Россия, 614000

Галина Викторовна Ковалева

Пермский государственный институт культуры

Email: gal2401@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Пермского государственного института культуры (Пермь, Россия).

Газеты «Звезда» ул., 18, Пермь, Россия, 614000

Список литературы

  1. Andreeva, G.M. (2003). Sotsial’naya psikhologiya: Uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedenii. Moscow: Aspekt Press publ. 364 p. (In Russ.).
  2. Arendt, F., Marquart, F., & Matthes, J. (2015). Effects of right-wing populist political advertising on implicit and explicit stereotypes. Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications, 27(4), 178—189. doi: 10.1027/1864-1105/a000139
  3. Averina, I.S., & Shcheblanova, E.I. (1996). Verbal’nyi test tvorcheskogo myshleniya “Neobychnoe ispol’zovanie”. Posobie dlya shkol’nykh psikhologov. Moscow: Sobor Publ. 60 p. (In Russ.).
  4. Baleva, M.V., & Kornienko, D.S. (2011). Informatsionnaya predvzyatost’ SMI i politicheskaya vklyuchennost’ lichnosti kak faktory otsenki predstavitelei etnicheskikh grupp. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo instituta iskusstva i kul’tury, (10), 123—133. (In Russ.).
  5. Baleva, M.V. (2017). Cognitive styles and contextual variables as the factors of ingroup bias and outgroup stereotyping in the perception of artificial social groups. Social Psychology and Society, 8(2), 67— 84. doi: 10.17759/sps.2017080205 (In Russ.).
  6. Baleva, M.V., Kovaleva, G.V., Gasimova, V.A. (2017). Effects of group identity on ingroup bias and intergroup stereotyping. Psikhologicheskie Issledovaniya, 10(53), 11. URL: http://psystudy.ru (In Russ.).
  7. Bezmenov, I.V. (2007). Vzaimosvyaz’ sotsial’noi pertseptsii s kognitivnymi stilyami studentov vuzov. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow. (In Russ.).
  8. Bianchi, M., Mummendey, A., Steffens, M.C., & Yzerbyt, V. (2010). What do you mean by “European”? Evidence of spontaneous ingroup projection. Personality and Social Psychology Bulletin, 2010, (36), 960—974. doi: 10.1177/0146167210367488
  9. Bleda, P.R. (1974). Toward a clarification of the role of cognitive and affective processes in the similarityattraction relationship. Journal of Personality and Social Psychology, 29(3), 368—373. doi: 10.1037/ h0036003
  10. Brewer, M.B., & Weber, J.G. (1994). Self-evaluation effects of interpersonal versus intergroup social comparison. Journal of Personality and Social Psychology, 66, 268—275. doi: 10.1037/00223514.66.2.268
  11. Bruner, J.S., & Goodman, C.C. (1947). Value and need as organizing factors in perception. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 42, 33—44.
  12. Buunk, B., Collins, R., Taylor, S., Dakof, G., & Van Yperen, N. (1990). The affective consequences of social comparison: Either direction has its ups and downs. Journal of Personality and Social Psychology, 59, 1238—1249. doi: 10.1037/0022-3514.59.6.1238
  13. Crandall, C.S. (1994). Prejudice against fat people: Ideology and self-interest. Journal of Personality and Social Psychology, 66(5), 882—894. doi: 10.1037/0022-3514.66.5.882
  14. Duncan, B.L. (1976). Differential social perception and attribution of intergroup violence: Testing the lower limits of stereotyping of Blacks. Journal of Personality and Social Psychology, 34(4), 590—598. doi: 10.1037/0022-3514.34.4.590
  15. Hamilton, D.L., Sherman, S.J., & Ruvolo C.M. (1990). Stereotype-based expectancies: Effects on information processing and social behavior. Journal of Social Issues, 46, 35—60. doi: 10.1111/j.1540-4560.1990.tb01922.x
  16. Henry, S.E., Medway, F.J., & Scarbro, H.A. (1979). Sex and locus of control as determinants of children’s responses to peer versus adult praise. Journal of Educational Psychology, 71(5), 604—612. doi: 10.1037/0022-0663.71.5.604
  17. Ji, L.J., Peng, K., & Nisbett, R.E. (2000) Culture, control, and perception of relationships in the environment. Journal of Personality and Social Psychology, 78(5), 943—955. doi: 10.1037/00223514.78.5.943
  18. Kh’ell, L., Ziggler, D. (1997). Personality theories: Basic assumptions, research, and applications. St. Petersburg: Piter Press publ. 608 p. (In Russ.).
  19. Kholodnaya, M.A. (2004). Kognitivnye stili. O prirode individual’nogo uma. St. Petersburg: Piter publ. 384 p. (In Russ.).
  20. Khromov, V.V. (2017). Samoprinyatie kak faktor sotsial’noi pertseptsii. Cherepovetskie nauchnye chteniya — 2016: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (pp. 154—156). Cherepovets: Cherepovetskii gosudarstvennyi universitet publ. (In Russ.).
  21. Kolga, V.A. (1976). Differentsial’no-psikhologicheskoe issledovanie kognitivnogo stilya i obuchaemosti. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow. (In Russ.).
  22. Kraus, M.W., Keltner, D. (2013). Social class rank, essentialism, and punitive judgment. Journal of Personality and Social Psychology, 105(2), 247—261. doi: 10.1037/a0032895
  23. Lord, C.G. (1980). Schemas and images as memory aids: Two modes of processing social information. Journal of Personality and Social Psychology, 38(2), 257—269. doi: 10.1037/0022-3514.38.2.257
  24. Machunsky, M., Meiser, T. (2014). Cognitive components of ingroup projection: Prototype projection pontributes to biased prototypicality judgments in group perception. Social Psychology, 45(1), 15—30. doi: 10.1027/1864-9335/a000156
  25. McCrea, S.M., Wieber, F., & Myers, A.L. (2012). Construal level mind-sets moderate selfand social stereotyping. Journal of Personality and Social Psychology, 102(1), 51—68. doi: 10.1037/a0026108
  26. Nasledov, A.D. (2006). Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh. St. Petersburg: Rech’ publ. 392 p. (In Russ.).
  27. Park, B., & Rothbart, M. (1982). Perception of out-group homogeneity and levels of social categorization: Memory for the subordinate attributes of in-group and out-group members. Journal of Personality and Social Psychology, 42(6), 1051—1068. doi: 10.1037/0022-3514.42.6.1051
  28. Pratto, F., Sidanius, J., Stallworth, L.M., & Malle, B.F. (1994). Social dominance orientation: A personality variable predicting social and political attitudes. Journal of Personality and Social Psychology, 67(4), 741—763. doi: 10.1037/0022-3514.67.4.741
  29. Stolin, V.V., & Pantileev, S.R. (1988). Oprosnik samootnosheniya. Praktikum po psikhodiagnostike: Psikhodiagnosticheskie materialy (pp. 123—130). Moscow: Moskovskii univesitet publ. (In Russ.).
  30. Tajfel, H. (1970). Experiments in intergroup discrimination. Scientific American, 223(2), 96—102.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».