Личностные смыслы безопасности в сознании профессиональных франкофонов
- Авторы: Тылец В.Г.1, Краснянская Т.М.2
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Московский гуманитарный университет
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 71-85
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: АКТИВНОСТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326120
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-71-85
- ID: 326120
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Безопасность, признаваемая в настоящее время ведущим условием организации образовательного пространства, остается мало изученной применительно к образовательному пространству языковой подготовки. Между тем ее представленность в сознании субъектов изучения иностранного языка позволяет прогнозировать векторы приложения усилий для совершенствования деятельности соответствующих субъектов. Цель исследования - изучение личностных смыслов безопасности в сознании профессиональных франкофонов. Респондентами выступили преподаватели французского языка и студенты-выпускники, изучающие французский язык. Методы исследования: направленные высказывания, контент-анализ, шкалированный опрос. В ходе исследования выявлены смысловые группы категории «безопасность» в образовательном пространстве овладения французским языком: средовой параметр учебного процесса, характеристика взаимодействия субъектов учебного процесса, внутреннее состояние субъектов - педагога/учащегося, предиктор усвоения иностранного языка, экспектация владения французским языком. Установлены ситуации ее «привязки» профессиональными франкофонами к образовательному пространству овладения французским языком: организация образовательного пространства, построение методических подходов к обучению языку, реализация учебного взаимодействия, овладение французским языком. Получено подтверждение значимости для профессиональных франкофонов категории «безопасность» по трем аспектам организации образовательного пространства овладения французским языком - общеметодическому, общеязыковому и частноязыковому. В процессе обучения французскому языку представляется целесообразным учитывать потребности безопасности, актуальные для современного образовательного пространства, выделять в нем особенности, значимые в целом для практики языковой подготовки как направления педагогической деятельности, принимать во внимание нюансы, характерные исключительно для преподавания конкретного языка.
Об авторах
Валерий Геннадьевич Тылец
Московский государственный лингвистический университет
Email: tyletsvalery@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5387-6570
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка
Российская Федерация, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1Татьяна Максимовна Краснянская
Московский гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ktm8@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4572-6003
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии
Российская Федерация, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5Список литературы
- Baeva, I.A. (2002). Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii. Saint Petersburg: Soyuz Publ. (In Russ.)
- Baeva, I.A., Gayazova, L.A., & Kondakova, I.V. (2019). The psychological safety category in resilience studies. Nauchnoe Mnenie, (11), 18–24. (In Russ.) https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.11.18.24
- Bondarenko, I.N., Fomina, T.G., & Morosanova, V.I. (2020). The role of conscious self-regulation, language competence and non-cognitive properties in the success of the Russian language in secondary school. Personal and Regulatory Resources Achievements Educational and Professional Goals in the Age of Digitalization: Conference Proceedings (pp. 70–84). Moscow: Znanie-M Publ. (In Russ.) https://doi.org/10.38006/907345-50-8.2020.70.84
- Braun, T.P. (2021). Aspects of psychological security of the individual in the modern educational environment. Russian Journal of Education and Psychology, 12(1–2), 57–65. (In Russ.)
- Buivolova, S.V. (2020). Problems of foreign language learning: the inclusive aspect. Forum. Seriya: Gumanitarnye i Ekonomicheskie Nauki, (3), 15–18. (In Russ.)
- Fedyukovskaya, M.G. (2020). Psychological and linguo-didactic aspects of reading foreign professional text. Nauka i Praktika Global'no Menyayushchegosya Mira v Usloviyakh Mnogozadachnosti, Proektnogo Podkhoda, Riskov Neopredelennosti i Ogranichennosti Resursov: Conference Proceedings (pp. 87–89). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics. (In Russ.)
- Ivanov, M., Yanitskiy, M., Pelekh, Y., Rudiuk, O., & Tomanek, M. (2021). Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes. Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes. Journal of Physical Education and Sport, 21(Suppl. issue 3), 2112–2119. (In Russ.) https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s3269
- Kabakhidze, E.L. (2020). Myshlenie na inostrannom yazyke v psikholingvisticheskoi sisteme recheporozhdeniya. Aktual'nye Voprosy Prepodavaniya Inostrannogo Yazyka v Vysshei Shkole: Conference Proceedings (issue 4, pp. 87–93). Cheboksary: I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. (In Russ.)
- Kislyakov, P.A., Sorokoumova, S.N., & Egorova, P.A. (2020). Psycholinguistic security of the student’s personality and its provision in the process of studying at the university. Language and Culture, (49), 199–218. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19996195/49/13
- Kolinichenko, I.A., & Basanova, E.E. (2021). Invariable and group categories of students’ identity in context of the striving for security. Psihologiâ Obučeniâ, (3), 21–32. (In Russ.)
- Krasnianskaya, T.M., & Tylets, V.G. (2020). The principle of security in psychological research into the issues of digitalization. Znanie, Ponimanie, Umenie, (2), 152–166. (In Russ.) https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.14
- Krasnyanskaya, T.M., & Tylets, V.G. (2015). Conceptualization of safety principle of educational practices. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveshcheniya, (4), 180–188. (In Russ.) https://doi.org/10.13187/zhmnp.2015.6.180
- Lupeta, A.A. (2020). Game teaching of a foreign language in the problem field of modern linguodidactics. Molodezhnaya Nauka: Tendentsii Razvitiya, (3), 27–33. (In Russ.)
- Medvedev, P.N., & Maliy, D.V. (2021). Future technology teachers’ training for designing a psychologically safe educational environment in the context of its digitalization: Interdisciplinary approach. Bulletin of Pedagogical Sciences, (2), 214–220. (In Russ.)
- Nikiforova, D.M., & Boyko, A.D. (2019). Development of a program of optimization of safe defensive and coping students’ behavior in the educational environment. Pedagogical Education in Russia, (1), 105–112. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-15
- Nosakov, I.V. (2019). Features of effective training in foreign languages of pupils of different age groups. Akmeologiya Professional'nogo Obrazovaniya: Conference Proceedings (pp. 180–183). Yekaterinburg: Russian State Vocational-Pedagogical University. (In Russ.)
- Pavlov, V.N., & Kakadiy, I.I. (2020). Threats to the security of an educational institution. Bulletin of Science and Practice, 6(6), 305–311. (In Russ.) https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/40
- Polyakov, A.V., & Unusyan, U.V. (2020). Sociological aspects of assessing security at the organizational level (on the example of preschools). RUDN Journal of Sociology, 20(1), 124–136. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-124-136
- Shamina, N.V. (2020) Foreign language acquisition as a psycholinguistic problem. Colloquium-Journal, (5–4), 43–45.
- Tatianchenko, N.P. (2021). Psychological conditions for the formation of adaptation potential of an individual in the learning process. Psychology and Psychotechnics, (1), 62–77. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2454-0722.2021.1.32485
- Tylets, V.G., & Krasnianskaya, T.M. (2020a). Psycholinguistic meaning of the concepts “danger” and “safety” in the language consciousness of students. Journal of Psycholinguistic, (1(43)), 84–97. (In Russ.) https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-43-1-84-97
- Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2016). Integratsiya printsipa bezopasnosti v psikhologicheskuyu strukturu obrazovatel'nykh praktik. Education Sciences and Psychology, (5(42)), 91–98. (In Russ.)
- Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2017b). Principle of the electronic educational environment security in the professional training of university students. Information Technologies and Learning Tools, 62(6), 203–215. (In Russ.) https://doi.org/10.33407/itlt.v62i6.1721
- Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2017а). Moderativnyi potentsial printsipa bezopasnosti v modelirovanii psikhologicheskoi real'nosti. Molodezh' v Sovremennom Obshchestve: K Sotsial'nomu Edinstvu, Kul'ture i Miru: Conference Proceedings (pp. 710–713). Stavropol: OOO ID TESERA Publ. (In Russ.)
- Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2020b). Psikhologicheskie problemy lingvisticheskoi bezopasnosti prepodavatelya inostrannogo yazyka. Nauka Bez Granits: Sinergiya Teorii, Metodov i Praktik: Conference Proceedings (pp. 308–311). Moscow: Moscow State Linguistic University. (In Russ.)
- Vsevolodova, A.H. (2019). Personal-activity approach in teaching foreign languages. Scientific Development Trends and Education, (51-1), 29–31. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/lj-06-2019-06
- Yarullina, L.R. (2020). Digital learning in higher school: Psychological risks and effects. World of Science. Pedagogy and Psychology, 8(6), 30. (In Russ.)
Дополнительные файлы

