Личностные смыслы безопасности в сознании профессиональных франкофонов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Безопасность, признаваемая в настоящее время ведущим условием организации образовательного пространства, остается мало изученной применительно к образовательному пространству языковой подготовки. Между тем ее представленность в сознании субъектов изучения иностранного языка позволяет прогнозировать векторы приложения усилий для совершенствования деятельности соответствующих субъектов. Цель исследования - изучение личностных смыслов безопасности в сознании профессиональных франкофонов. Респондентами выступили преподаватели французского языка и студенты-выпускники, изучающие французский язык. Методы исследования: направленные высказывания, контент-анализ, шкалированный опрос. В ходе исследования выявлены смысловые группы категории «безопасность» в образовательном пространстве овладения французским языком: средовой параметр учебного процесса, характеристика взаимодействия субъектов учебного процесса, внутреннее состояние субъектов - педагога/учащегося, предиктор усвоения иностранного языка, экспектация владения французским языком. Установлены ситуации ее «привязки» профессиональными франкофонами к образовательному пространству овладения французским языком: организация образовательного пространства, построение методических подходов к обучению языку, реализация учебного взаимодействия, овладение французским языком. Получено подтверждение значимости для профессиональных франкофонов категории «безопасность» по трем аспектам организации образовательного пространства овладения французским языком - общеметодическому, общеязыковому и частноязыковому. В процессе обучения французскому языку представляется целесообразным учитывать потребности безопасности, актуальные для современного образовательного пространства, выделять в нем особенности, значимые в целом для практики языковой подготовки как направления педагогической деятельности, принимать во внимание нюансы, характерные исключительно для преподавания конкретного языка.

Об авторах

Валерий Геннадьевич Тылец

Московский государственный лингвистический университет

Email: tyletsvalery@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5387-6570

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка

Российская Федерация, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1

Татьяна Максимовна Краснянская

Московский гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ktm8@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4572-6003

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии

Российская Федерация, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

Список литературы

  1. Baeva, I.A. (2002). Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii. Saint Petersburg: Soyuz Publ. (In Russ.)
  2. Baeva, I.A., Gayazova, L.A., & Kondakova, I.V. (2019). The psychological safety category in resilience studies. Nauchnoe Mnenie, (11), 18–24. (In Russ.) https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.11.18.24
  3. Bondarenko, I.N., Fomina, T.G., & Morosanova, V.I. (2020). The role of conscious self-regulation, language competence and non-cognitive properties in the success of the Russian language in secondary school. Personal and Regulatory Resources Achievements Educational and Professional Goals in the Age of Digitalization: Conference Proceedings (pp. 70–84). Moscow: Znanie-M Publ. (In Russ.) https://doi.org/10.38006/907345-50-8.2020.70.84
  4. Braun, T.P. (2021). Aspects of psychological security of the individual in the modern educational environment. Russian Journal of Education and Psychology, 12(1–2), 57–65. (In Russ.)
  5. Buivolova, S.V. (2020). Problems of foreign language learning: the inclusive aspect. Forum. Seriya: Gumanitarnye i Ekonomicheskie Nauki, (3), 15–18. (In Russ.)
  6. Fedyukovskaya, M.G. (2020). Psychological and linguo-didactic aspects of reading foreign professional text. Nauka i Praktika Global'no Menyayushchegosya Mira v Usloviyakh Mnogozadachnosti, Proektnogo Podkhoda, Riskov Neopredelennosti i Ogranichennosti Resursov: Conference Proceedings (pp. 87–89). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics. (In Russ.)
  7. Ivanov, M., Yanitskiy, M., Pelekh, Y., Rudiuk, O., & Tomanek, M. (2021). Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes. Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes. Journal of Physical Education and Sport, 21(Suppl. issue 3), 2112–2119. (In Russ.) https://doi.org/10.7752/jpes.2021.s3269
  8. Kabakhidze, E.L. (2020). Myshlenie na inostrannom yazyke v psikholingvisticheskoi sisteme recheporozhdeniya. Aktual'nye Voprosy Prepodavaniya Inostrannogo Yazyka v Vysshei Shkole: Conference Proceedings (issue 4, pp. 87–93). Cheboksary: I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. (In Russ.)
  9. Kislyakov, P.A., Sorokoumova, S.N., & Egorova, P.A. (2020). Psycholinguistic security of the student’s personality and its provision in the process of studying at the university. Language and Culture, (49), 199–218. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19996195/49/13
  10. Kolinichenko, I.A., & Basanova, E.E. (2021). Invariable and group categories of students’ identity in context of the striving for security. Psihologiâ Obučeniâ, (3), 21–32. (In Russ.)
  11. Krasnianskaya, T.M., & Tylets, V.G. (2020). The principle of security in psychological research into the issues of digitalization. Znanie, Ponimanie, Umenie, (2), 152–166. (In Russ.) https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.14
  12. Krasnyanskaya, T.M., & Tylets, V.G. (2015). Conceptualization of safety principle of educational practices. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveshcheniya, (4), 180–188. (In Russ.) https://doi.org/10.13187/zhmnp.2015.6.180
  13. Lupeta, A.A. (2020). Game teaching of a foreign language in the problem field of modern linguodidactics. Molodezhnaya Nauka: Tendentsii Razvitiya, (3), 27–33. (In Russ.)
  14. Medvedev, P.N., & Maliy, D.V. (2021). Future technology teachers’ training for designing a psychologically safe educational environment in the context of its digitalization: Interdisciplinary approach. Bulletin of Pedagogical Sciences, (2), 214–220. (In Russ.)
  15. Nikiforova, D.M., & Boyko, A.D. (2019). Development of a program of optimization of safe defensive and coping students’ behavior in the educational environment. Pedagogical Education in Russia, (1), 105–112. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-15
  16. Nosakov, I.V. (2019). Features of effective training in foreign languages of pupils of different age groups. Akmeologiya Professional'nogo Obrazovaniya: Conference Proceedings (pp. 180–183). Yekaterinburg: Russian State Vocational-Pedagogical University. (In Russ.)
  17. Pavlov, V.N., & Kakadiy, I.I. (2020). Threats to the security of an educational institution. Bulletin of Science and Practice, 6(6), 305–311. (In Russ.) https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/40
  18. Polyakov, A.V., & Unusyan, U.V. (2020). Sociological aspects of assessing security at the organizational level (on the example of preschools). RUDN Journal of Sociology, 20(1), 124–136. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-124-136
  19. Shamina, N.V. (2020) Foreign language acquisition as a psycholinguistic problem. Colloquium-Journal, (5–4), 43–45.
  20. Tatianchenko, N.P. (2021). Psychological conditions for the formation of adaptation potential of an individual in the learning process. Psychology and Psychotechnics, (1), 62–77. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2454-0722.2021.1.32485
  21. Tylets, V.G., & Krasnianskaya, T.M. (2020a). Psycholinguistic meaning of the concepts “danger” and “safety” in the language consciousness of students. Journal of Psycholinguistic, (1(43)), 84–97. (In Russ.) https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-43-1-84-97
  22. Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2016). Integratsiya printsipa bezopasnosti v psikhologicheskuyu strukturu obrazovatel'nykh praktik. Education Sciences and Psychology, (5(42)), 91–98. (In Russ.)
  23. Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2017b). Principle of the electronic educational environment security in the professional training of university students. Information Technologies and Learning Tools, 62(6), 203–215. (In Russ.) https://doi.org/10.33407/itlt.v62i6.1721
  24. Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2017а). Moderativnyi potentsial printsipa bezopasnosti v modelirovanii psikhologicheskoi real'nosti. Molodezh' v Sovremennom Obshchestve: K Sotsial'nomu Edinstvu, Kul'ture i Miru: Conference Proceedings (pp. 710–713). Stavropol: OOO ID TESERA Publ. (In Russ.)
  25. Tylets, V.G., & Krasnyanskaya, T.M. (2020b). Psikhologicheskie problemy lingvisticheskoi bezopasnosti prepodavatelya inostrannogo yazyka. Nauka Bez Granits: Sinergiya Teorii, Metodov i Praktik: Conference Proceedings (pp. 308–311). Moscow: Moscow State Linguistic University. (In Russ.)
  26. Vsevolodova, A.H. (2019). Personal-activity approach in teaching foreign languages. Scientific Development Trends and Education, (51-1), 29–31. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/lj-06-2019-06
  27. Yarullina, L.R. (2020). Digital learning in higher school: Psychological risks and effects. World of Science. Pedagogy and Psychology, 8(6), 30. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».