Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков
- Авторы: Кондратюк Н.Г.1, Бурмистрова-Савенкова А.В.1, Моросанова В.И.1
-
Учреждения:
- Психологический институт Российской академии образования
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 555-575
- Раздел: РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326003
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575
- ID: 326003
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - разработать русскоязычный вариант методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» (Career Adapt-Abilities Scale, CAAS), а также проверить ее психометрические свойства на российской выборке респондентов старшего подросткового возраста. Актуальность исследования определяется запросом современного общества на поиск, развитие и создание эффективных инструментов диагностики метанавыков, благоприятствующих профессиональному самоопределению человека, его успешности и благополучию в профессиональной жизни. В исследовании приняли участие 607 человек (360 девушек и 247 юношей) в возрасте от 15 до 19 лет. Русскоязычная версия «Шкалы карьерно-адаптационных способностей» идентична международной форме методики. Она включает 24 пункта, которые путем суммирования дают общий балл, диагностирующий карьерную адаптивность, а также поровну разделены на четыре субшкалы, которые измеряют ресурсы адаптивности: заинтересованность, контроль, любознательность и уверенность. Коэффициенты внутренней согласованности субшкал и общей шкалы методики варьировались от хороших до отличных и оказались близки соответствующим параметрам международной версии CAAS. Продемонстрирована ретестовая надежность методики, факторная структура и корреляции общего показателя карьерной адаптивности и его параметров с другими психологическими конструктами, связанными с личностными особенностями, регуляторными механизмами и процессами профессионального саморазвития. В заключение приведены текст опросника, инструкция и ключи. Разработанная русскоязычная форма методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» показала себя надежным и валидным инструментом для исследования карьерной адаптивности и карьерно-адаптационных ресурсов человека на русскоговорящих подростковых выборках. Дальнейшие исследования связаны с анализом возрастной инвариантности методики. Планируется также изучить инвариантность методики отдельно в группах мужчин и женщин.
Об авторах
Наиля Гумеровна Кондратюк
Психологический институт Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.kondratyuk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2907-9771
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Анжелика Валерьевна Бурмистрова-Савенкова
Психологический институт Российской академии образования
Email: cygnet@inbox.ru
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Варвара Ильинична Моросанова
Психологический институт Российской академии образования
Email: morosanova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7694-1945
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Baumeister, R.F., & Vohs, K.D. (2007). Self‐regulation, ego depletion, and motivation. Social and Personality Psychology Compass, 1(1), 115–128.
- Di Maggio, I., Ginevra, M.C., Laura, N., Ferrari, L., & Soresi, S. (2015). Career Adapt-Abilities Scale – Italian form: Psychometric proprieties with Italian preadolescents. Journal of Vocational Behavior, 91, 46–53. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2015.08.001
- Druker, P.F. (2018). Management challenges for the 21st century. Moscow: Vilyams Publ. (In Russ.)
- George, D., & Mallery, P. (2019). IBM SPSS Statistics 26 step by step: A simple guide and reference. New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429056765
- Hayes, A.F., & Coutts, J.J. (2020). Use omega rather than Cronbach's alpha for estimating reliability. But... Communication Methods and Measures, 14(1), 1–24. https://doi.org/10.1080/19312458.2020.1718629
- Hoyle, R.H. (2010). Personality and self-regulation. In R.H. Hoyle (Eds), Handbook of Personality and Self-Regulation (pp. 1–18). Malden, MA: WileyBlackwell.
- Johnston, C.S., Luciano, E.C., Maggiori, C., Ruch, W., & Rossier, J. (2013). Validation of the German version of the Career Adapt-Abilities Scale and its relation to orientations to happiness and work stress. Journal of Vocational Behavior, 83, 295–304. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.06.002
- Karacan-Ozdemir, N., & Yerin-Guneri, O. (2017). The factors contribute to career adaptability of high‐school students. Eurasian Journal of Educational Research, 67, 183–198. https://doi.org/10.14689/ejer.2017.67.11
- Kondakov, I.M. (1997). Diagnostika professional'nykh ustanovok podrostkov. Voprosy Psikhologii, (2), 122–131. (In Russ.)
- Kondratyuk, N.G. (2020). Samoregulyatsiya v zarubezhnykh teoriyakh vybora professii i professional'nogo razvitiya. In Y.P. Zinchenko, V.I. Morosanova (Eds.), Psikhologiya Samoregulyatsii: Evolyutsiya Podkhodov i Vyzovy Vremeni (pp. 462–470). Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. (In Russ.)
- Lee, I.H., Sovet, L., Banda, K., Kang D.-K., & Parket, J.-H. (2021). Factor structure and factorial invariance of the Career Adapt-Abilities Scale across Japanese and South Korean college students. International Journal for Educational Vocational Guidance, 21, 241–262. https://doi.org/10.1007/s10775-020-09440-5
- Li, C. (2016). Confirmatory factor analysis with ordinal data: Comparing robust maximum likelihood and diagonally weighted least squares. Behavior Research Methods, 48, 936–949. https://doi.org/10.3758/s13428-015-0619-7
- Mckenna, B., Zacher, H., Ardabili, F.S., & Mohebbi, H. (2016). Career Adapt-Abilities Scale – Iran form: Psychometric properties and relationships with career satisfaction andentrepreneurial intentions. Journal of Vocational Behavior, 93, 81–91. https://doi.org/10.1016/j. jvb.2016.01.004
- Morosanova V.I. (2021). Conscious self-regulation as a metaresource for achieving goals and solving the problems of human activity. Moscow University Psychology Bulletin, (1), 4–37. (In Russ.) http://doi/org/10.11621/vsp.2021.01.01
- Morosanova, V.I., & Kondratyuk, N.G. (2020). Morosanova’s Self-Regulation Profile Ques-tionnaire – SRPQM 2020. Voprosy Psikhologii, (4), 155–167. (In Russ.)
- O’Connell, D.J., McNeely, E., & Hall, D.T. (2008). Unpacking personal adaptability at work. Journal of Leadership & Organizational Studies, 14(3), 248-259.
- Porfeli, E.J., & Savickas, M.L. (2012). Career Adapt-Abilities Scale – USA form: Psychometric properties and relation to vocational identity. Journal of Vocational Behavior, 80, 748–753. http://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.009
- Roberts, B.W., Lejuez, C., Krueger, R.F., Richards, J.M., & Hill, P.L. (2012). What is conscientiousness and how can it be assessed? Developmental Psychology, 50(5), 1315–1330. https://doi.org/10.1037/a0031109
- Rossier, J. (2015). Career adaptability and life designing. In L. Nota, J. Rossier (Eds.), Handbook of the Life Design: From Practice to Theory and from Theory to Practice (pp. 153–167). Boston, MA: Hogrefe Publishing. https://doi.org/10.1027/00447-000
- Rudolph, C.W., Lavigne, K.N., & Zacher, H. (2017). Career adaptability: A meta-analysis of relationships with measures of adaptivity, adapting responses, and adaptation results. Journal of Vocational Behavior, 98, 17–34. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2016.09.002
- Savickas, M., & Porfeli, E. (2012). Career Adapt-Abilities Scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries. Journal of Vocational Behavior, 80, 661–673.
- Savickas, M.L. (1997). Career adaptability: An integrative construct for life-span, life-space theory. The Career Development Quarterly, 45, 247–259. https://doi.org/10.1002/j.21610045.1997.tb00469.x
- Savickas, M.L. (2005). The theory and practice of career construction. In S.D. Brown, R.W. Lent (Eds.), Career Development and Counseling: Putting Theory and Research to Work (pp. 42–70). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
- Savickas, M.L. (2013). Career construction theory and practice. In R.W. Lent, S.D. Brown (Eds.), Career Development and Counseling: Putting Theory and Research to Work (pp. 147–183). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
- Shchebetenko, S., Kalugin, A.Y., Mishkevich, A.M., Soto, C.J., & John, O.P. (2020). Measurement invariance and sex and age differences of the Big Five Inventory – 2: Evidence from the Russian version. Assessment, 27, 472–486. https://doi.org/10.1177/1073191119860901
- Sidiropoulou-Dimakakou, D., Mikedaki, K., Argyropoulou, K., & Kaliris A. (2018). A psychometric analysis of the Greek Career Adapt-Abilities Scale in university students. International Journal of Psychological Studies, 10(3), 95. https://doi.org/10.5539/ijps.v10n3p95
- Soto, C.J., & John, O.P. (2017). The next Big Five Inventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power. Journal of Personality and Social Psychology, 113, 117–143. https://doi.org/10.1037/pspp0000096
- Sou, E.K.L., Yuen, M., & Chen, G. (2020). Development and validation of a Chinese Five-Factor Short Form of the Career Adapt-Abilities Scale. Journal of Career Assessment, 29(1), 129–147. https://doi.org/10.1177/1069072720935151
- Storme, M., Celik, P., & Myszkowski, N. (2020). A forgotten antecedent of career adaptability: A study on the predictive role of within-person variability in personality. Personality and Individual Differences, 160(1), 109936. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.109936
- Super, D.E., & Knasel, E.G. (1981). Career development in adulthood: Some theoretical problems and a possible solution. British Journal of Guidance and Counselling, 9(2), 194–201.
- Super, D.E., Savickas, M.L., & Super, C.M. (1996). The life-span, life-space approach to careers. In D. Brown, L. Brooks Career Choice and Development (pp. 121–178). 3rd ed. San Francisco: Jossey Bass.
- Teixeira, M.A.P., Bardagi, M.P., Lassance, M.C.P., de Oliveira Magalhães, M., & Duarte, M.E. (2012). Career Adapt-Abilities Scale – Brazilian Form: Psychometric properties and relationships to personality. Journal of Vocational Behavior, 80(3), 680–685. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.007
- Urbanaviciute, I., Kairys, A., Pociute, B., & Liniauskaite, A. (2014). Career adaptability in Lithuania: A test of psychometric properties and a theoretical model. Journal of Vocational Behavior, 85(3), 433–442. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.09.005
- Van Vianen, A.E., Klehe, U.C., Koen, J., & Dries, N. (2012). Career Adapt-Abilities Scale – Netherlands form: Psychometric properties and relationships to ability, personality, and regulatory focus. Journal of Vocational Behavior, 80(3), 716–724. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.002
- Volz, S., & Masicampo, E.J. (2021). Self-regulatory processes and personality. In J.F. Rauthmann (Eds.), The Handbook of Personality Dynamics and Processes (pp. 345–363). Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-813995-0.00014-5
- Yasyukova, L.A. (2003). Dependence of trade choice motivation on senior pupils' psychological features. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Gosuniversiteta. Seriya 6, (4), 122–129. (In Russ.)
- Yasyukova, L.A. (2005). Prognoz i profilaktika problem obucheniya, sotsializatsiya i professional'noye samoopredeleniye starsheklassnikov. St. Petersburg: IMATON Publ. (In Russ.)
- Yucel, I., & Polat, M. (2015). Career Adapt-Abilities Scale (CAAS): Turkey form psychometric properties and construct validity. International Journal of Economics, Commerce and Management, 3(5), 67–74.
- Zacher, H. (2014a). Career adaptability predicts subjective career success above and beyond personality traits and core self-evaluations. Journal of Vocational Behavior, 84(1), 21–30. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.10.002
- Zacher, H. (2014b). Individual difference predictors of change in career adaptability over time. Journal of Vocational Behavior, 84(2), 188–198. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.01.001
- Zacher, H. (2016). Within-person relationships between daily individual and job characteristics and daily manifestations of career adaptability. Journal of Vocational Behavior, 92, 105–115. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2015.11.013
Дополнительные файлы

