Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - разработать русскоязычный вариант методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» (Career Adapt-Abilities Scale, CAAS), а также проверить ее психометрические свойства на российской выборке респондентов старшего подросткового возраста. Актуальность исследования определяется запросом современного общества на поиск, развитие и создание эффективных инструментов диагностики метанавыков, благоприятствующих профессиональному самоопределению человека, его успешности и благополучию в профессиональной жизни. В исследовании приняли участие 607 человек (360 девушек и 247 юношей) в возрасте от 15 до 19 лет. Русскоязычная версия «Шкалы карьерно-адаптационных способностей» идентична международной форме методики. Она включает 24 пункта, которые путем суммирования дают общий балл, диагностирующий карьерную адаптивность, а также поровну разделены на четыре субшкалы, которые измеряют ресурсы адаптивности: заинтересованность, контроль, любознательность и уверенность. Коэффициенты внутренней согласованности субшкал и общей шкалы методики варьировались от хороших до отличных и оказались близки соответствующим параметрам международной версии CAAS. Продемонстрирована ретестовая надежность методики, факторная структура и корреляции общего показателя карьерной адаптивности и его параметров с другими психологическими конструктами, связанными с личностными особенностями, регуляторными механизмами и процессами профессионального саморазвития. В заключение приведены текст опросника, инструкция и ключи. Разработанная русскоязычная форма методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» показала себя надежным и валидным инструментом для исследования карьерной адаптивности и карьерно-адаптационных ресурсов человека на русскоговорящих подростковых выборках. Дальнейшие исследования связаны с анализом возрастной инвариантности методики. Планируется также изучить инвариантность методики отдельно в группах мужчин и женщин.

Об авторах

Наиля Гумеровна Кондратюк

Психологический институт Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.kondratyuk@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2907-9771

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Анжелика Валерьевна Бурмистрова-Савенкова

Психологический институт Российской академии образования

Email: cygnet@inbox.ru

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Варвара Ильинична Моросанова

Психологический институт Российской академии образования

Email: morosanova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7694-1945

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии саморегуляции

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Baumeister, R.F., & Vohs, K.D. (2007). Self‐regulation, ego depletion, and motivation. Social and Personality Psychology Compass, 1(1), 115–128.
  2. Di Maggio, I., Ginevra, M.C., Laura, N., Ferrari, L., & Soresi, S. (2015). Career Adapt-Abilities Scale – Italian form: Psychometric proprieties with Italian preadolescents. Journal of Vocational Behavior, 91, 46–53. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2015.08.001
  3. Druker, P.F. (2018). Management challenges for the 21st century. Moscow: Vilyams Publ. (In Russ.)
  4. George, D., & Mallery, P. (2019). IBM SPSS Statistics 26 step by step: A simple guide and reference. New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429056765
  5. Hayes, A.F., & Coutts, J.J. (2020). Use omega rather than Cronbach's alpha for estimating reliability. But... Communication Methods and Measures, 14(1), 1–24. https://doi.org/10.1080/19312458.2020.1718629
  6. Hoyle, R.H. (2010). Personality and self-regulation. In R.H. Hoyle (Eds), Handbook of Personality and Self-Regulation (pp. 1–18). Malden, MA: WileyBlackwell.
  7. Johnston, C.S., Luciano, E.C., Maggiori, C., Ruch, W., & Rossier, J. (2013). Validation of the German version of the Career Adapt-Abilities Scale and its relation to orientations to happiness and work stress. Journal of Vocational Behavior, 83, 295–304. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.06.002
  8. Karacan-Ozdemir, N., & Yerin-Guneri, O. (2017). The factors contribute to career adaptability of high‐school students. Eurasian Journal of Educational Research, 67, 183–198. https://doi.org/10.14689/ejer.2017.67.11
  9. Kondakov, I.M. (1997). Diagnostika professional'nykh ustanovok podrostkov. Voprosy Psikhologii, (2), 122–131. (In Russ.)
  10. Kondratyuk, N.G. (2020). Samoregulyatsiya v zarubezhnykh teoriyakh vybora professii i professional'nogo razvitiya. In Y.P. Zinchenko, V.I. Morosanova (Eds.), Psikhologiya Samoregulyatsii: Evolyutsiya Podkhodov i Vyzovy Vremeni (pp. 462–470). Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. (In Russ.)
  11. Lee, I.H., Sovet, L., Banda, K., Kang D.-K., & Parket, J.-H. (2021). Factor structure and factorial invariance of the Career Adapt-Abilities Scale across Japanese and South Korean college students. International Journal for Educational Vocational Guidance, 21, 241–262. https://doi.org/10.1007/s10775-020-09440-5
  12. Li, C. (2016). Confirmatory factor analysis with ordinal data: Comparing robust maximum likelihood and diagonally weighted least squares. Behavior Research Methods, 48, 936–949. https://doi.org/10.3758/s13428-015-0619-7
  13. Mckenna, B., Zacher, H., Ardabili, F.S., & Mohebbi, H. (2016). Career Adapt-Abilities Scale – Iran form: Psychometric properties and relationships with career satisfaction andentrepreneurial intentions. Journal of Vocational Behavior, 93, 81–91. https://doi.org/10.1016/j. jvb.2016.01.004
  14. Morosanova V.I. (2021). Conscious self-regulation as a metaresource for achieving goals and solving the problems of human activity. Moscow University Psychology Bulletin, (1), 4–37. (In Russ.) http://doi/org/10.11621/vsp.2021.01.01
  15. Morosanova, V.I., & Kondratyuk, N.G. (2020). Morosanova’s Self-Regulation Profile Ques-tionnaire – SRPQM 2020. Voprosy Psikhologii, (4), 155–167. (In Russ.)
  16. O’Connell, D.J., McNeely, E., & Hall, D.T. (2008). Unpacking personal adaptability at work. Journal of Leadership & Organizational Studies, 14(3), 248-259.
  17. Porfeli, E.J., & Savickas, M.L. (2012). Career Adapt-Abilities Scale – USA form: Psychometric properties and relation to vocational identity. Journal of Vocational Behavior, 80, 748–753. http://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.009
  18. Roberts, B.W., Lejuez, C., Krueger, R.F., Richards, J.M., & Hill, P.L. (2012). What is conscientiousness and how can it be assessed? Developmental Psychology, 50(5), 1315–1330. https://doi.org/10.1037/a0031109
  19. Rossier, J. (2015). Career adaptability and life designing. In L. Nota, J. Rossier (Eds.), Handbook of the Life Design: From Practice to Theory and from Theory to Practice (pp. 153–167). Boston, MA: Hogrefe Publishing. https://doi.org/10.1027/00447-000
  20. Rudolph, C.W., Lavigne, K.N., & Zacher, H. (2017). Career adaptability: A meta-analysis of relationships with measures of adaptivity, adapting responses, and adaptation results. Journal of Vocational Behavior, 98, 17–34. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2016.09.002
  21. Savickas, M., & Porfeli, E. (2012). Career Adapt-Abilities Scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries. Journal of Vocational Behavior, 80, 661–673.
  22. Savickas, M.L. (1997). Career adaptability: An integrative construct for life-span, life-space theory. The Career Development Quarterly, 45, 247–259. https://doi.org/10.1002/j.21610045.1997.tb00469.x
  23. Savickas, M.L. (2005). The theory and practice of career construction. In S.D. Brown, R.W. Lent (Eds.), Career Development and Counseling: Putting Theory and Research to Work (pp. 42–70). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
  24. Savickas, M.L. (2013). Career construction theory and practice. In R.W. Lent, S.D. Brown (Eds.), Career Development and Counseling: Putting Theory and Research to Work (pp. 147–183). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
  25. Shchebetenko, S., Kalugin, A.Y., Mishkevich, A.M., Soto, C.J., & John, O.P. (2020). Measurement invariance and sex and age differences of the Big Five Inventory – 2: Evidence from the Russian version. Assessment, 27, 472–486. https://doi.org/10.1177/1073191119860901
  26. Sidiropoulou-Dimakakou, D., Mikedaki, K., Argyropoulou, K., & Kaliris A. (2018). A psychometric analysis of the Greek Career Adapt-Abilities Scale in university students. International Journal of Psychological Studies, 10(3), 95. https://doi.org/10.5539/ijps.v10n3p95
  27. Soto, C.J., & John, O.P. (2017). The next Big Five Inventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power. Journal of Personality and Social Psychology, 113, 117–143. https://doi.org/10.1037/pspp0000096
  28. Sou, E.K.L., Yuen, M., & Chen, G. (2020). Development and validation of a Chinese Five-Factor Short Form of the Career Adapt-Abilities Scale. Journal of Career Assessment, 29(1), 129–147. https://doi.org/10.1177/1069072720935151
  29. Storme, M., Celik, P., & Myszkowski, N. (2020). A forgotten antecedent of career adaptability: A study on the predictive role of within-person variability in personality. Personality and Individual Differences, 160(1), 109936. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.109936
  30. Super, D.E., & Knasel, E.G. (1981). Career development in adulthood: Some theoretical problems and a possible solution. British Journal of Guidance and Counselling, 9(2), 194–201.
  31. Super, D.E., Savickas, M.L., & Super, C.M. (1996). The life-span, life-space approach to careers. In D. Brown, L. Brooks Career Choice and Development (pp. 121–178). 3rd ed. San Francisco: Jossey Bass.
  32. Teixeira, M.A.P., Bardagi, M.P., Lassance, M.C.P., de Oliveira Magalhães, M., & Duarte, M.E. (2012). Career Adapt-Abilities Scale – Brazilian Form: Psychometric properties and relationships to personality. Journal of Vocational Behavior, 80(3), 680–685. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.007
  33. Urbanaviciute, I., Kairys, A., Pociute, B., & Liniauskaite, A. (2014). Career adaptability in Lithuania: A test of psychometric properties and a theoretical model. Journal of Vocational Behavior, 85(3), 433–442. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.09.005
  34. Van Vianen, A.E., Klehe, U.C., Koen, J., & Dries, N. (2012). Career Adapt-Abilities Scale – Netherlands form: Psychometric properties and relationships to ability, personality, and regulatory focus. Journal of Vocational Behavior, 80(3), 716–724. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.002
  35. Volz, S., & Masicampo, E.J. (2021). Self-regulatory processes and personality. In J.F. Rauthmann (Eds.), The Handbook of Personality Dynamics and Processes (pp. 345–363). Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-813995-0.00014-5
  36. Yasyukova, L.A. (2003). Dependence of trade choice motivation on senior pupils' psychological features. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Gosuniversiteta. Seriya 6, (4), 122–129. (In Russ.)
  37. Yasyukova, L.A. (2005). Prognoz i profilaktika problem obucheniya, sotsializatsiya i professional'noye samoopredeleniye starsheklassnikov. St. Petersburg: IMATON Publ. (In Russ.)
  38. Yucel, I., & Polat, M. (2015). Career Adapt-Abilities Scale (CAAS): Turkey form psychometric properties and construct validity. International Journal of Economics, Commerce and Management, 3(5), 67–74.
  39. Zacher, H. (2014a). Career adaptability predicts subjective career success above and beyond personality traits and core self-evaluations. Journal of Vocational Behavior, 84(1), 21–30. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.10.002
  40. Zacher, H. (2014b). Individual difference predictors of change in career adaptability over time. Journal of Vocational Behavior, 84(2), 188–198. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2014.01.001
  41. Zacher, H. (2016). Within-person relationships between daily individual and job characteristics and daily manifestations of career adaptability. Journal of Vocational Behavior, 92, 105–115. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2015.11.013

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».