США - КНР: политика санкций и контрсанкций
- Авторы: Тимофеев И.Н.1
-
Учреждения:
- МГИМО МИД России
- Выпуск: Том 25, № 3 (2025): Отмечая 70-летие Бандунгской конференции: эволюция роли стран Азии и Африки в мировой политике
- Страницы: 538-552
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-0660/article/view/320632
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2025-25-3-538-552
- EDN: https://elibrary.ru/YEDXGD
- ID: 320632
Цитировать
Аннотация
С момента образования Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. США активно применяли против Китая односторонние экономические меры (санкции). После начала нормализации политических отношений между двумя странами в 1970-х гг. объем ограничительных мер снижался, к началу 2000-х гг. охватывая лишь узкие сферы торговли. Однако уже в первый срок президентства Д. Трампа санкции вернулись в арсенал американской политики в отношении Китая. Проблема получила глубокую рефлексию в научной литературе, однако в ней остается ряд пробелов. Китай оказался слишком специфическим случаем для исследований, которые использовали количественные данные о санкциях против множества стран. Пробелы сохраняются и в источниках, которые анализируют только китайский случай. Здесь наметилась концентрация на текущей политической конъюнктуре, поскольку лишь немногие исследования изучают вопрос в исторической глубине. Заполнение указанных пробелов является целью данной статьи. Рассмотрены ключевые направления политики санкций США против КНР, способы адаптации Китая к американским санкциям и его ответные меры, причины медленной эскалации и деэскалации санкций как на современном этапе, так и в исторической ретроспективе. Случай Китая отклоняется от сложившейся в литературе теоретической посылки о том, что изменение политического курса страны-мишени является базовым критерием эффективности санкций. Выявлено, что они могут оставаться функциональными даже в том случае, если данная задача не решается. Сигнализирование и сдерживание компенсируют недостатки в области принуждения страны-мишени к изменению своей внешней или внутренней политики. Использование санкций как сигнального инструмента может объяснить, почему деэскалация и эскалация санкций со стороны США носит осторожный характер. Резкие шаги избыточны для направления политических сигналов, тогда как умеренные действия вполне подходят для такой функции. Применение санкций как инструмента сдерживания Китая в области высоких технологий приводит к наращиванию усилий Пекина по разработке собственных ограничительных мер. Методология исследования базируется на анализе документов, отражающих политику санкций США против Китая и ответные меры КНР.
Об авторах
Иван Николаевич Тимофеев
МГИМО МИД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: itimofeev@russiancouncil.ru
ORCID iD: 0000-0003-1676-2221
SPIN-код: 3517-3084
кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории
Российская Федерация, 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76Список литературы
- Andersen, J. (2024). The lawfulness of unilateral sanctions in the wake of a US - China “sanctions war”. East Asia, 1-24. https://doi.org/10.1007/s12140-024-09429-9; EDN: RHSMBH
- Bakulina, P. V., & Kuzmina, K. A. (2021). China’s policy of economic sanctions: Legislation and enforcement. Financial Journal, 13(4), 24-38. (In Russian). https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-24-38; EDN: GXVVDZ
- Bapat, N. A., Heinrich, T., Kobayashi, Y., & Morgan, T. C. (2013). Determinants of sanctions effectiveness: Sensitivity analysis using new data. International Interactions, 39(1), 79-98. https://doi.org/10.1080/03050629.2013.751298
- Chen, X. J. (2006). China and the US trade embargo, 1950-1972. American Journal of Chinese Studies, 13(2), 169-186. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/44288827
- Danilin, I. V. (2021). The U.S. - China technological war: Digital technologies as a new factor of world politics? Russia in Global Affairs, 19(4), 78-96. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2021-19-4-78-96; EDN: YVVEAA
- DeLisle, J., & Goldstein, A. (Eds.). (2021). After engagement: Dilemmas in U.S. - China security relations. Washington D.C.: Brookings Institution Press. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/10.7864/j.ctv11hpt2r
- Drezner, D. (1999). The sanctions paradox: Economic statecraft and international relations. New York: Cambridge University Press.
- Fuller, D. B. (2021). China’s counter-strategy to American export controls in integrated circuits. China Leadership Monitor, (67), 1-15. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3798291
- Giumelli, F. (2016). The purposes of targeted sanctions. In T. J. Beirsteker, S. E. Eckert & M. Tourihno (Eds.), Targeted sanctions. The impacts and effectiveness of United Nations action (pp. 38-59). New York: Cambridge University Press.
- Hufbauer, G. C., Shott, J. J., Elliott, K. A., & Oegg, B. (2009). Economic sanctions reconsidered. 3rd edition. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics. Retrieved from https://dl1.cuni.cz/pluginfile.php/863435/mod_resource/content/0/Gary%20Clyde%20Hufbauer%2C%20Jeffrey%20J.%20Schott%2C%20Kimberly%20Ann%20Elliott%2C%20Barbara%20Oegg-Economic%20Sanctions%20Reconsidered%20%282008%29.pdf
- Kashin, V. B., Piatachkova, A. S., & Krasheninnikova, L. S. (2020). Chinese economic sanctions policy: Theory and practice. Comparative Politics Russia, 11(2), 123-138. (In Russian). EDN: DXBKYE
- Kissinger, H. (2012). On China. New York: Penguin Books.
- Lampton, D. M. (2019). Reconsidering U.S. - China relations. Asia Policy, 14(2), 43-60. https://www.nbr.org/wp-content/uploads/pdfs/publications/ap14_2_lampton_apr2019.pdf
- Lampton, D. M. (2024). Living U.S. - China relations. London: Rowman & Littlefield Publishers.
- Medeiros, E. S. (2019). The changing fundamentals of US - China relations. The Washington Quarterly, 42(3), 93-119. https://doi.org/10.1080/0163660X.2019.1666355
- Schindler, S., Alami, I., DiCarlo, J., Jepson, N., Rolf, S., & et al. (2024). The Second Cold War: U.S. - China competition for centrality in infrastructure, digital, production, and finance networks. Geopolitics, 29(4), 1083-1120. https://doi.org/10.1080/14650045.2023.2253432
- Syropoulos, C., Felbermayr, G., Kirilakha, A., Yalcin, E., & Yotov, Y. V. (2024). The global sanctions data base - Release 3: COVID-19, Russia, and multilateral sanctions. Review of International Economics, 32(1), 12-48. https://doi.org/10.1111/roie.12691
- Timofeev, I. N. (2023). How to study the policy of sanctions? The vision of empirical research. Journal of International Analytics, 14(1), 22-36. (In Russian). https://doi.org/10.46272/2587-8476-2023-14-1-22-36; EDN: OYFVYS
- Timofeev, I. N. (2024). The U.S. secondary sanctions related to Russia: Empirical analysis. Comparative Politics Russia, 15(1), 95-114. (In Russian). https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-1-15-95-114; EDN: YWQECI
- Xu, Zh., & Lin, F. (2021). The political economy of U.S. sanctions against China. In S. Davis & I. Ness (Eds.), Sanctions as war: Anti-imperialist perspectives om American geo-economic strategy (pp. 306-320). Leiden, The Netherlands: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004501201_019
- Zamorin, V. A., & Splender, V. A. (2022). Analytical review of the sanctions imposed by the United States against the People’s Republic of China in the field of military-technical cooperation with foreign countries. Ekonomika i Predprinimatel’stvo, (6), 285-290. (In Russian). https://doi.org/10.34925/EIP.2022.143.6.053 EDN: PEXKER
- Zuenko, I. Yu. (2022). American sanctions towards China: 1990-2010s. Rossiya i Amerika v XXI Veke, (6), 15. (In Russian). https://doi.org/10.18254/S207054760023470-4; EDN: RTFJQU
Дополнительные файлы
