ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ

Обложка
  • Авторы: Рустамова Л.Р.1,2
  • Учреждения:
    1. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
    2. Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
  • Выпуск: Том 18, № 2 (2018): Центральная Азия: "геополитический плюрализм" и поиск региональной идентичности
  • Страницы: 304-314
  • Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
  • URL: https://bakhtiniada.ru/2313-0660/article/view/338845
  • DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-2-304-314
  • ID: 338845

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В связи с ростом угроз безопасности, связанных с миграционными потоками из неблагополучных регионов мира, необходимостью диверсифицировать транспортные потоки углеводородных ресурсов, ЕС стал обращать внимание на сотрудничество с центральноазиатскими странами. В рамках Стратегии ЕС для Центральной Азии было названо несколько приоритетных направлений, по которым предполагалось строить отношения с постсоветскими республиками наиболее плотно. Данное исследование ставит целью проанализировать основные проекты по линии гуманитарного сотрудничества и ответить на вопрос: насколько проекты подобного рода являются конкурентными для России, в чью непосредственную зону интересов входят рассматриваемые страны региона. Достижению данной цели способствовало использование в процессе исследования общенаучных методов и системного подхода. В частности, системный подход был применен при анализе взаимоотношений основных субъектов и объектов гуманитарной деятельности, что позволило выявить комплекс исторических, этнических и иных противоречий, которые снижают эффективность гуманитарных проектов для стран региона. При изучении документов, содержащих концептуальное обоснование европейского прихода в регион, а также материалов зарубежных и российских ученых по гуманитарной проблематике региона, которые занимались исследованием основных результатов реализации Стратегии ЕС для ЦА, автор приходит к выводу, что проекты гуманитарного сотрудничества ЕС со странами ЦА не учитывают национальные особенности и первоочередные нужды бывших советских республик. Однако многие проекты являются не менее конкурентоспособными, чем российские, и России следует учитывать их достижения и характер при будущем выстраивании отношений со странами региона, для того чтобы в длительной перспективе оставаться для центральноазиатских республик стратегическим партнером.

Об авторах

Лейли Рустамовна Рустамова

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: leili-rustamova@yandex.ru

кандидат политических наук, преподаватель кафедры МПП, эксперт отдела докторантуры и аспирантуры Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия; научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

Список литературы

  1. Chebotarev, A.E. (Ed.) (2013). Strategy of the European Union in Central Asia for 2007—2013: preliminary results: Monograph. Almaty: Center for Topical Studies “Alternative”; Center for German Studies KazNU. al-Farabi; The Foundation. Friedrich Ebert in Kazakhstan. (In Russ.).
  2. Cordier, B. EU humanitarian assistance and civil protection in Central Asia: past and future crises. URL: http://www.eucentralasia.eu/uploads/tx_icticontent/EUCAM-PB-29-Humanitarian-aidRU_01.pdf (accessed: 12.12.2017). (In Russ.).
  3. Kassenova, N. (2007). The EU in Central Asia: strategy in the context of Eurasian geopolitics. Central Asia and the Caucasus, 4, 99—108. (In Russ.).
  4. Likhacheva, A.B. (2014). EU-Russia Relations Regarding Water Resources in Central Asia. International Organizations Research Journal, 9(3), 47—67. (In Russ.).
  5. Luk'yanov, G. (2017). Kyrgyzstan: “island of democracy” before the challenge of effective governance. Russian International Affairs Council. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/kyrgyzstan-ostrov-demokratii-pered-vyzovom-effektivnogo-upravleniya/ (accessed: 12.12.2017). (In Russ.).
  6. Mikhaylina, I. (2014). Humanitarian projects in Germany: from Ebola fever to unexploded mines. Germany-online.ru. URL: http://www.germania-online.diplo.de/Vertretung/russland-dz/ru/01politik/aussenpolitik/humanitaere-projekte-des-aa.html (accessed: 12.12.2017). (In Russ.).
  7. Paramonov, V.V., Strokov A.V., Abduganiva Z.A. The impact of the European Union on Central Asia: review, analysis and forecast. Almaty: The Friedrich Ebert Foundation, 2017. 117 s. (In Russ.).
  8. Rustamova, L.R. (2016). “Soft power” in the foreign policy of modern Germany. [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
  9. Soloviev, E.G. (2011). Humanitarian dimension of “soft power”: “human security” in the foreign policy of the Russian Federation. International Life, 8, 47—60. (In Russ.).
  10. Strezhneva, M.V. & Rudenkova, D.E. (2016). The European Union: the architecture of foreign policy. Moscow: IMEMO RAS. (In Russ.).
  11. Zonova, T. (2013). Humanitarian cooperation between Russia and the European Union as an instrument of “soft power”. Russian International Affairs Council. URL: http://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-rossii-i-evropeyskogo-soyuza-ka/ (accessed: 12.12.2017). (In Russ.).
  12. Fedya, I.V. & Mezhelovskaya, M.O. (2017). Methodological and theoretical foundations of the humanitarian dimension of foreign policy. Vestnik KRSU, 17(4), 87—90. (In Russ.).
  13. Perrin, P. (1998). The Impact of humanitarian aid on conflict development. International Review of the Red Cross. № 323. URL: http://www.icrc.org/eng/resources/documents/misc/57jpcj.htm (accessed: 12.12.2017).
  14. Stern, P.C. & Druckman, D. (2000). New Challenges to Conflict Resolution: Humanitarian Nongovernmental Organizations in Complex Emergencies. In: International Conflict Resolution After the Cold War. National Research Council. Washington, DC: The National Academies Press. doi: 10.17226/9897.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».