Социализм и/или христианство: влияние взглядов Ф.М. Достоевского на роман С. Лагерлёф «Чудеса Антихриста»
- Авторы: Андрейчук К.Р.1
-
Учреждения:
- Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН)
- Выпуск: Том 26, № 3 (2021): ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: СОВРЕМЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- Страницы: 490-500
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-9220/article/view/318864
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-3-490-500
- ID: 318864
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В 1880-е гг. Ф.М. Достоевский воспринимался в Швеции как писатель революционный, поэтому велико было внимание к его политическим взглядам, под влияние которых попала и С. Лагерлёф, читавшая Достоевского по-шведски, по-датски и, возможно, по-французски. В романе «Чудеса Антихриста» (1897) С. Лагерлёф повествует об Италии - стране католической, в которой церковь имеет гораздо больше власти, чем в протестантских странах. В связи с этим Лагерлёф актуализирует представленные в «Братьях Карамазовых» и других романах размышления Ф.М. Достоевского о связи государства и церкви. Ключевой вопрос, интересующий и Ф.М. Достоевского, и С. Лагерлёф - может ли царство Христово быть построено человеком на земле, когда сам Христос сказал: «Царство моё не от мира сего». Наиболее подробно Ф.М. Достоевский разбирает эту проблему в неоконченной статье «Социализм и христианство», которую С. Лагерлёф читать не могла, однако она, несомненно, была знакома с вложенными в уста старца Зосимы и князя Мышкина мыслями Достоевского по этому поводу. В романе С. Лагерлёф «Чудеса Антихриста» главный герой, мечтавший в детстве, как Алёша Карамазов, стать священником, становится социалистом. На знамя социализма в романе Лагерлёф поднято поддельное изображение Христа, на котором написано «Царство моё лишь на земле». Это изображение творит чудеса - но только связанные с земными благами. В конце романа Лагерлёф приходит к выводу (вложенному в уста Папы Римского), что это изображение не надо уничтожать, а надо «примирить землю с небесами». Этот вывод согласуется со идеями Достоевского о «вселенской церкви, осуществленной на земле».
Ключевые слова
Об авторах
Ксения Руслановна Андрейчук
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН)
Автор, ответственный за переписку.
Email: enantiosemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8906-9607
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Российская Федерация, 121069, Москва, ул. Поварская, 25аСписок литературы
- Suhih, O.S. (2018). Artistic Embodiment of the Conflict of Idea and Nature in “Crime and Punishment” by F.M. Dostoevsky and the Works by S. Lagerlöf: “Outcasts”, “Mr. Arne’s Money”, “Excommunicated”. In Secrets of Mastery. Ethics, Religion, Aesthetics in the Work by Selma Lagerlöf (pp. 172–183). Moscow: RGGU. (In Russ.)
- Koblenkova, D.V. (2017). S. Lagerlöf’s Works and the traditions of Russian classical literature (the novel “The Portuguese Emperor”). In Russia and Scandinavia: Literary Interactions at the Turn of the XIX-XX centuries (pp. 313–322). Moscow: IMLI RAN Publ. (In Russ.).
- Ivanov, A.N. Selma Lagerlöf and Russian culture. Retrieved from: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Ivanov_Lagerlof/ (In Russ.)
- L’vovskij, A.O. (1999). “The Idiot” by F.M. Dostoevsky and Swedish Literature of the Early XX century. In Scandinavian Philology, (6), 158–165. (In Russ.).
- Nolin, B. (1965). Den gode europén. Studier i Georg Brandes’ idéutveckling 1871–1893. Uppsala: Almqvist & Wiksell. (In Swedish).
- Lagerroth, U.-B. (1963). Körkarlen och Bannlyst : motiv- och idéstudier i Selma Lagerlöfs 10-talsdiktning. Stockholm: Bonnier. (In Swedish).
- Dostoevsky, F.M. (2008). Idiot. Part Four. In Collected Works (Vol. 6, pp. 7–140). Moscow: Mir knigi, Literatura Publ. (In Russ.)
- Dostoevsky, F.M. (2008) Demons. Part two. In Collected works (pp. 7–204). Moscow: Mir knigi, Literatura Publ. (In Russ.)
- Dostoevsky, F.M. (2007). Brothers Karamazov. Moscow: Jeksmo. (In Russ.)
- Lagerlöf, S. (1924). From Death to Life. Transl. from Swedish by E.N. Blagoveshhenskoj. Petrograd: Izd-vo «A.F. Marks» Publ. (In Russ.).
- Lagerlöf, S. (1910). Complete Collection of Works. Vol. VI. Miracles of the Antichrist. Translated by V. Korsh. Moscow: Izdanie V. M. Sablina Publ. (In Russ.)
- Kolcheva, T.V. (2018). Dystopian Motives in Selma Lagerlöf's Novel “The Miracles of the Antichrist” and in “A Brief Story about the Antichrist” by the philosopher Vladimir Solovyov. In Secrets of Mastery. Ethics, Religion, Aesthetics in the Work of Selma Lagerlöf (pp. 159–171). Moscow: RGGU Publ. (In Russ.)
- Dostoevsky, F.M. (1980). Socialism and Christianity. In Complete Works (Vol. XX, pp. 190–194). Leningrad: Nauka Publ. (In Russ.)
- Lagerlöf, S. (1920). Antikrists mirakler. Stockholm: Bonnier. (In Swedish).
- Dostoevsky, F.M. (1984). The Writer’s Diary. In Complete Works (Vol. XXVII, pp. 5–40). Leningrad: Nauka Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

