Разработка и использование образовательных электронных ресурсов по дисциплине «Дизайн» для школ Международного бакалавриата (IB)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассмотрены процессы развития современного информационного общества и различных образовательных программ, способствующих возникновению потребности использования информационных технологий в образовательной сфере. Целью стало выявление особенностей разработки образовательных электронных изданий и ресурсов для программы Международного бакалавриата. Проведен сравнительный анализ программы и выполнено сравнение с существующей программой образования в России по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), что позволило учесть особенности методики работы с ресурсами и оценивания заданий учащимися в данной программе, а также разработать образовательные электронные ресурсы для программы Международного бакалавриата по дисциплине «Дизайн» и оценить эффективность их применения в качестве инструментов работы. Методология. Разработка системы образовательных электронных ресурсов и методов обучения по дисциплине «Дизайн» в рамках программы Международного бакалавриата осуществляется посредством анализа учебных программ, пособий, диссертаций, материалов конференций по ФГОС и Международному бакалавриату, изучения научной литературы по подходам и методам разработки электронных систем оценивания результатов обучения, наблюдения, организации и проведения педагогического эксперимента и анализа его результатов. Результаты. Рассмотрены программы обучения ФГОС и Международного бакалавриата на предмет выявления особенностей образовательного процесса в каждой из них. Проанализированы различные подходы и технологии оценивания результатов обучения, в том числе электронного. На основе полученных данных разработан образовательный электронный ресурс по дисциплине «Дизайн» в рамках программы обучения Международного бакалавриата, состоящий из оценочных заданий для 6 класса, работа с которыми основывалась на использовании информационно-коммуникационных технологий, и системы оценивания результатов их выполнения. Заключение. Исследование показало, что организация обучения дисциплине «Дизайн» в рамках программы Международного бакалавриата с использованием образовательных электронных ресурсов будет способствовать существенному повышению интереса учащихся основной школы к изучению данной предметной области и в дальнейшем более осознанному выбору направления подготовки в области информатизации, а методика обучения и разработанный образовательный электронный ресурс, построенные с учетом требований программы Международного бакалавриата, повысит уровень эффективности усвоения материала учащимися.

Об авторах

Ольга Юрьевна Заславская

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zaslavskaya@mgpu.ru

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская ул., 29

Кристина Игоревна Аниканова

Московский городской педагогический университет

Email: ms.kristina17@mail.ru

аспирант кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская ул., 29

Список литературы

  1. Anikanova K.I. Mezhdunarodnyj bakalavriat i uroki informatiki v sovremennoj shkole [International baccalaureate and computer science lessons in modern school]. Innovacii i kachestvo licejskogo obrazovaniya: idei, opyt, praktika: IX Vserossijskie Shamovskie pedagogicheskie chteniya [Innovations and quality of lyceum education: ideas, experience, practice: IX All-Russian Shamov pedagogical readings]. M.: MPGU, 2017. P. 78.
  2. Buhova I.F. Kriterial’nyj podhod k ocenivaniyu rezul’tatov obrazovaniya kak faktor motivacii uchenikov [Criteria approach to the evaluation of educational outcomes as a factor of motivation of students]. Novye obrazovatel’nye programmy MGU i shkol’noe obrazovanie [New educational program MSU school education]. 2011. http://lib.teacher.msu.ru/lib/novie_obrazovatelnie_ programmi/2011 (accessed: 10.11.2018).
  3. Zaslavskaya O.Yu. Sovershenstvovanie professional’noj i upravlencheskoj kompetentnosti prepodavatelya v svyazi s vnedreniem informacionnyh tekhnologij [Improving the professional and managerial competence of the teacher in connection with the introduction of information technology]. Nauka i shkola [Science and school]. 2006. No. 3. Pp. 52—54.
  4. Zaslavskaya O.Yu. Informatizaciya obrazovaniya: novoe ponimanie mesta i roli uchitelya v uchebnom processe [The new understanding of the place and role of the teacher in the educational process]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2007. No. 9. Pp. 81—82.
  5. Zaslavskaya O.Yu., Levchenko I.V. Konkretizaciya trebovanij k rezul’tatam obucheniya informatike i informacionno-kommunikacionnym tekhnologiyam vypusknikov shkol [Specification of requirements to results of training in Informatics and information and communication technologies of graduates of schools]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2004. No. 3. Pp. 75—80.
  6. Kakim byt’ uchitelyu 21 veka? [How to be a teacher of the 21st century?]. Professional’noe obrazovanie [Professional education]. 2010. No. 4. Pp. 11—12.
  7. Krasnoborova A.A. Kriterial’noe ocenivanie v shkole [Criteria-based assessment in schools]: uchebnoe posobie. Perm’: Permskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2010. 84 p.
  8. Lifshic M.A. Sluchajnye processy — ot teorii k praktike [Random processes — from theory to practice]: uchebnoe posobie. SPb.: Lan’, 2016. 307 p.
  9. Monahova G.A., Monahov N.V. Instrumental’noe soprovozhdenie ehlektronnogo obucheniya [Instrumental support of e-learning]. Distancionnoe i virtual’noe obuchenie [Distance and virtual learning]. M.: Sovremennyi gumanitarnyi universitet Publ., 2016. No. 3(105). Pp. 10—17.
  10. Nazarova T.S., Tihomirova K.M., Kudina I.Yu., Kozhevnikov D.N., Zaslavskaya O.Yu. i dr. Instrumental’naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya [Instrumental didactics: a promising remedy, the environment, technology training]. M.–SPb.: Nestor-Istoriya, 2012. 311 p.
  11. Federal’nye gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty obshchego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. http://minobrnauki.rf/dokumenty/543 (accessed: 10.11.2018).
  12. Schneider M.Ya. Ocenka kachestva obrazovaniya v shkolah Mezhdunarodnogo bakalavriata [Assessment of the quality of education in International baccalaureate schools]. Voprosy obrazovaniya [Education issues]. 2005. No. 1. Pp. 199—255.
  13. Zaslavskaya O.Yu. Components of teacher’s management competency: knowledge and skills, activity, functional areas. American Journal of Pedagogy and Education. 2013. No. 1. Pp. 13—15.
  14. Kravets O.Ja., Zaslavskaya O.Ju. Adaptive management of individualizing computer science studies: patterns, algorithms, educational process. Yelm, WA, USA, 2014. 112 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».