Определение понятий грамотности и компетенций в области искусственного интеллекта в контексте педагогического образования
- Авторы: Смышляева О.В.1, Груздева М.Л.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
- Выпуск: Том 22, № 3 (2025)
- Страницы: 371-381
- Раздел: ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-8631/article/view/321330
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-3-371-381
- EDN: https://elibrary.ru/TDAXST
- ID: 321330
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . Повышение уровня знаний и навыков в сфере искусственного интеллекта (ИИ) сегодня становится одной из значимых задач, выделяемых на государственном уровне. Развитие таких навыков необходимо и у студентов педаго гических специальностей. Рассмотрены различные подходы к определению компетенций и грамотности в области ИИ на разных этапах образования. Осно вой для их изучения стали российские и зарубежные публикации по данному вопросу. Методология . Проведен анализ и систематизация статей, посвященных компетенциям, грамотности и профессиональной подготовке будущих педагогов в этой области, установлены взаимосвязи данных понятий с понятиями цифровых компетенций и цифровой грамотности. Результаты . Выявлено, что формирование компетенций в области искусственного интеллекта в педагогическом образовании в России рассматривается в рамках формирования цифровых компетенций либо ИКТ-компетенций. Сформулировано понятие ИИ-грамотности, ИИ-компетенций и ИИ-компетентности, определены взаимосвязи этих понятий. Заключение . Даны определения компонентов ИИ-грамотности, содержания и формирования ИИ-компетенций для будущих педагогов.
Об авторах
Ольга Валентиновна Смышляева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Автор, ответственный за переписку.
Email: smyshlolga@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0543-1825
SPIN-код: 1331-8538
старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий в образовании
Российская Федерация, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1Марина Леонидовна Груздева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Email: gru1234@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3013-3627
SPIN-код: 7926-9458
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологий сервиса и технологического образования
Российская Федерация, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1Список литературы
- Toktarova VI, Rebko OV. Digital competences of educators in the domain of artificial intelligence: model analysis and requirements. Information and education: frontiers of communication. 2023;(15):155–158. (In Russ.) EDN: CRADGT
- Evstigneev MN, Sysoev PV, Evstigneeva IA. The competence of a foreign language teacher inthe field of artificial intelligence. Foreign Languages at School. 2024;(3):90–96. (InRuss.) EDN: AUPRSP
- Pakhtusova NA, Uvarina NV. Updating the problem of future teachers’ readiness to use artificial intelligence technologies in the context of digitalization of education. World of Education – Education around the world. 2023;(4):216–223. (In Russ.) EDN: IPFSIG
- Long D, Magerko B. What is AI literacy? Competencies and design considerations. In:Bernhaupt R, Mueller F, Verweij D, et.al. (eds.) CHI’20: Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems, 25–30 April 2020, Honolulu, USA. New York: Association for Computing Machinery; 2020. p. 1–16. https://doi.org/10.1145/3313831.3376727
- AI competency framework for teachers. UNESCO, 2024. https://doi.org/10.54675/ZJTE2084
- K-12. AI curricula. A mapping of government-endorsed AI curricula. UNESCO, 2022. https://doi.org/10.54675/ELYF6010
- Uvarova NN, Vysotskaya TP, Saidov ZA. Analysis of domestic experience in the formation of competencies in the field of artificial intelligence among trainees. Problems of Modern Pedagogical Education. 2023;(79-1):332–336. (In Russ.) EDN: HKIYOE
- Sokolov NV. Assessment of statistical data between academic orientation and increasing the formation of competencies among bachelor students in the field of artificial intelligence. Pedagogical Education and Science. 2023;(2):53–58. (In Russ.) EDN: DASIFM
- Drobakhina AN, Slikishina IV. Preparing future teachers for the use of artificial intelligence systems in professional activities. Sibirskiy Uchitel. 2024;(1):24–28. (In Russ.) EDN: XZLNQJ
- Nurieva DR. The role of artificial intelligence technology in the structure of a teacher’s information competence. Naukosfera. 2024;(6):201–205. (In Russ.) http://doi.org/10.5281/zenodo.12166023 EDN: FCWVWI
- Boronenko TA, Fedotova VS. Forming ideas about artificial intelligence technology as acomponent of the digital competence of a computer science teacher. In: Kolomina MV, Ivashinenko EA. (eds.) Prospects and possibilities of using digital technologies in science, education and management: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, 21–23 April 2022, Astrakhan. Astrakhan: Tatishchev Astrakhan State University Publ.; 2022. p. 32–35. (In Russ.) EDN: WBJGFI
- Ayanwale MA, Adelana OP, Molefi RR, Adeeko Ol, Ishola AM. Examining artificial intelligence literacy among pre-service teachers for future classrooms. Computers and Education Open. 2024;6:100179. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2024.100179
- Chiu ThKF, Ahmad Z, Ismailov M, Sanusi IT. What are artificial intelligence literacy and competency? A comprehensive framework to support them. Computers and Education Open. 2024;6:100171. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2024.100171
- Sperling K, Stenberg C-J, McGrath C, Åkerfeldt A, Heintz F, Stenliden L. In search of artificial intelligence (AI) literacy in teacher education: a scoping review. Computers and Education Open. 2024;6:100169. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2024.100169
- Sharikov AV. Digital literacy concepts: russian experience. Communications. Media. Design. 2018;3(3):96–112. (In Russ.) EDN: WCWGBC
Дополнительные файлы

