Автоматизированная система по проведению профориентационного тестирования в образовательных организациях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цели. В статье рассмотрена проблема проведения профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. Определена роль ранней профориентации в осознанном выборе выпускниками школ своей будущей профессии. Показана необходимость использования автоматизированных систем для проведения профориентационного тестирования учащихся с целью выявления склонностей и интересов к той или иной области профессиональной деятельности. Методология. Исследование направлено на проектирование и разработку системы «Психодиагностика образовательного учреждения», позволяющей проводить профориентационное тестирование в различных вариантах. В отличие от существующих разработок, созданная система позволяет проводить в компьютерном классе и удаленно как групповое, так и индивидуальное тестирование. В системе хранятся результаты тестирования за все время проведения, а также предоставляется возможность осуществлять аналитику результатов исследования по различным показателям и критериям. Результаты. Работа имеет практическую ценность для общеобразовательных учреждений, занимающихся профориентацией школьников. Показаны результаты апробации данной системы на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 “На Братиславской”». Заключение. Впервые предлагается система, позволяющая повысить эффективность профориентационной деятельности образовательной организации и автоматизировать процесс тестирования в различных вариантах с возможностью аналитики результатов тестирования.

Об авторах

Евгения Викторовна Кусакина

ООО «1С-Софт»

Автор, ответственный за переписку.
Email: evvik73@mail.ru

менеджер ООО «1С-Софт».

Российская Федерация, 127434, Москва, Дмитровское ш., 9

Елена Анатольевна Самарина

ООО «Информационные системы в образовании»

Email: seamari@bk.ru

методист ООО «Информационные системы в образовании».

Российская Федерация,129085, Москва, пр. Мира, д. 101, стр. 2

Юрий Викторович Фролов

Московский городской педагогический университет

Email: jury_frolov@mail.ru

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бизнес-информатики Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Zakharov N.N. Professionalnaya oriyentatsiya shkolnikov: uchebnoye posobiye [Professional orientation of schoolchildren: textbook]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 1988. 121 p.
  2. Kalugin N.I., Sazonov A.D., Simonenko V.D. Professionalnaya oriyentatsiya uchashchikhsya: uchebnoye posobiye [Professional orientation of students: textbook]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 1983. P. 17.
  3. Klimov E.A. Razrabotka i ispolzovaniye rekomendatsiy dlya professionalnogo otbora i professionalnoy oriyentatsii [Development and use of recommendations for professional selection and professional orientation]. Stenograficheskiy otchet nauchnogo soveshchaniya po kompleksnoy probleme proforiyentatsii [Verbatim report of the scientific meeting on the complex problem of vocational guidance]. Leningrad: VNII Proftekhobrazovaniya Publ., 1969. Pp. 5–19, 22–43.
  4. Kurakina O.A., Maykovets M.A., Tarakhtiy V.V. Psikhologicheskoye konsultirovaniye s ispolzovaniyem tekhnologiy udalennogo testirovaniya v programme “1S: Psikhodiagnostika obrazovatelnogo uchrezhdeniya” [Psychological consulting with the use of technologies of the remote testing in the program “1C: Psychodiagnostics of educational institution”]. Primeneniye tekhnologiy “1S dlya razvitiya kompetentsiy tsifrovoy ekonomiki”: sbornik nauchnykh trudov XIX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ch. 2 [Apply “1C technologies for the development of competences for the digital economy”: Proceedings of the XIX International scientific-practical conference. Vol. 2]. Moscow: 1S-Publishing, 2019. Pp. 390–393.
  5. Kurakina O.A., Tarakhtiy V.V. Povysheniye effektivnosti psikhologicheskogo soprovozhdeniya uchashchikhsya, ikh roditeley i pedagogov pri ispolzovanii programmy “1S: Psikhodiagnostika” [Improving the efficiency of psychological support of students, their parents and teachers by using the program “1C: Psychodiagnostics”]. Novyye informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov 16-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ch. 2 [New information technologies in education: Proceedings of the 16th International scientific and practical conference. Vol. 2]. Moscow: 1S-Publishing, 2016. Pp. 128–132.
  6. Kusakina E., Yanikova Z., Gusev A., Ruban V., Kiselev P. 1S: Psikhodiagnostika obrazovatelnogo uchrezhdeniya. Redaktsiya 2.0. Rukovodstvo polzovatelya [1C: Psycho educational institutions. Revision 2.0. User manual]. Moscow, 2015. 180 p.
  7. Lunacharskiy A.V. O narodnom obrazovanii [On public education]. Moscow: APN RSFSR Publ., 1958. 558 p.
  8. Opisaniye programmy “1S: Psikhodiagnostika obrazovatelnogo uchrezhdeniya” [Description of the program “1C: Psychodiagnostics educational institution]. https://solutions.1c.ru/ catalog/psy/features (accessed: 09.04.2019).
  9. Polyakova V.V., Kiselev P.B. Opyt resheniya zadach Federalnoy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya v Respublike Tyva na osnove programmno-metodicheskogo kompleksa “1S: Psikhodiagnostika” [Experience of solving problems of the Federal Target Program of Education Development in the Republic of Tyva on the basis of the programmethodical complex “1C: Psychodiagnostics”]. Novyye informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov 16-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ch. 2 [New information technologies in education: Proceedings of the 16th International scientific and practical conference. Vol. 2]. Moscow: 1S-Publishing, 2016. Pp. 125–128.
  10. Pryazhnikov N.S., Serebryakov A.G., Kuvshinova O.L., Altukhov V.V., Kuznetsov K.G. Diagnosticheskiye materialy dlya professionalnoy oriyentatsii: metodicheskoye posobiye [Diagnostic materials for professional orientation: methodical manual]. Moscow: Akademiya Publ., 2014. 231 p.
  11. Samoylova A.S. Model organizatsii proforiyentatsionnogo soprovozhdeniya obrazovatelnogo protsessa v GBOU “Shkola № 1357” [Model of organization of vocational guidance support of educational process in State Budgetary Educational Institution “School No. 1357”]. Novyye informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov 17-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ch. 2 [New information technologies in education: Proceedings of the 17th International scientific and practical conference. Vol. 2]. Moscow: 1S-Publishing, 2017. Pp. 167–169.
  12. Frolov Yu.V. Strategiya razvitiya obrazovatelnykh kompleksov kak predmet povysheniya kvalifikatsii rukovoditeley [Strategy of development of educational complexes as a subject of professional development of heads]. Aktualnyye voprosy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov sfery obrazovaniya goroda Moskvy: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual questions of professional development of pedagogical and leading workers of the sphere of education of the city of Moscow: Proceedings of the 4th International scientific and practical conference]. Moscow, Yaroslavl: Kantsler Publ., 2013. Pp. 165–167.
  13. Frolov Yu.V., Barannikova N.A. Sovershenstvovaniye obrazovatelnogo protsessa v sisteme DPO na osnove rezultatov anketirovaniya i testirovaniya slushateley [Improvement of the educational process in the system of additional professional education based on the results of questionnaires and testing of students]. Aktualnyye problemy razvitiya dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya: sbornik tezisov po materialam kruglogo stola v GOU VPO “MGPU” [Actual problems of development of additional professional education: collection of abstracts on the materials of the round table at the Moscow City University]. Moscow: OMTs SZOUO Publ., 2010. Pp. 28–31.
  14. Frolov Yu.V., Bocharov M.I., Kusakina E.V. Formirovaniye edinoy informatsionnoy obrazovatelnoy sredy v organizatsii obshchego obrazovaniya na osnove avtomatizatsii administrativnykh protsessov [Formation of a unified information educational environment in the organization of general education on the basis of automation of administrative processes]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informa- tika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2016. No. 1(35). Pp. 42–51.
  15. Chistyakova S.N. Vvedeniye [Introduction]. Shkola i vybor professii [School and Career Choice]. Moscow: Pedagogika Publ., 1987. P. 3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».