Том 22, № 2 (2025)
- Год: 2025
- Статей: 9
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-8631/issue/view/21643
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-2
Весь выпуск
ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
О разработке дидактических систем в условиях цифровой трансформации профессионального образования (часть 2)
Аннотация
Постановка проблемы. Разработка и применение в образовательном процессе профессиональной школы современных цифровых и сетевых технологий привели к необходимости развития общей теории и дидактики профессионального образования с учетом анализа инновационного опыта деятельности ведущих университетов в условиях цифровой трансформации. В статье продолжена разработка основ теории дидактических систем технического образования в условиях цифровой и сетевой трансформации, начатая в первой части работы. Обсуждается информационный подход к развитию общей теории и дидактики образования, начата разработка основ модельной дидактической системы высшего образования. Методология . Авторы формулируют основные методологические положения дидактических систем в высшей школе и подходы к разработке модельной дидактической системы. Рассматриваются концептуальные положения использования цифровых технологий при построении дидактических систем, а также особенности разработки дидактических систем для технического образования. Результаты . Выработаны методологические основы построения дидактических систем в высшем техническом образовании в условиях цифровой и сетевой трансформации, сформулирован ряд методологических положений теории цифровой и сетевой трансформации образования, начато создание модельной дидактической системы. Заключение. Результаты проведенных исследований и разработка методов формирования модельной дидактической системы позволяют построить модельную дидактическую систему высшего образования по группам предметных областей знаний, обеспечивающих подготовку кадров для нефтегазовой отрасли, которая может стать методической основой для совершенствования образовательного процесса в высшей технической школе в целом. Многие положения имеют большое значение для всей системы общего и профессионального образования и дают возможность развернуть аналогичные исследования в системе среднего профессионального образования.
129-149
Моделирование подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий в дидактическом дискурсе
Аннотация
Постановка проблемы . Информационные технологии обладают значимым потенциалом с точки зрения повышения эффективности профессиональных коммуникаций в системе образования. Система подготовки педагогов должна быть комплексно расширена для формирования у них готовности к дидактическим дискурсам, осуществляемым на основе использования цифровых средств. Подобное развитие должно коснуться многих учебных курсов в педагогических вузах. Актуальной является проблема моделирования подходов к подготовке студентов таких вузов к осуществлению на профессиональном уровне дидактических дискурсов, в рамках которых эффективно применяются современные цифровые технологии. Методология. Проведено моделирование подходов к подготовке будущих педагогов персональным коммуникациям, основанным на использовании современных цифровых технологий. Определены критерии для оценки эффективности внедрения разработанной модели. Осуществлено анкетирование преподавателей двух столичных педагогических вузов, выявляющее итоги практической апробации предложенной модели. Результаты. Разработана и описана состоящая из более чем двадцати элементов модель системы подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий в дидактическом дискурсе. Предложены критерии и параметры для изучения результатов апробации модели, такие как дидактическая эффективность, методическая обоснованность, интерактивность, технологичность и другие. По всем критериям в ходе анкетирования педагоги отметили значимость предлагаемых в модели подходов. При этом степень повышения эффективности различается в зависимости от вида критерия. Заключение. Полученные результаты аргументируют необходимость совершенствования комплекса учебных курсов в рамках подготовки будущих педагогов в вузе, направленного на формирование у них готовности к осуществлению профессиональных коммуникаций в условиях использования цифровых технологий. Разработанная и описанная в статье модель может играть роль отправной точки для проведения и развития соответствующих исследований.
150-163
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
Онтология генезиса школьного курса информатики в России на основе историко-педагогического анализа
Аннотация
Постановка проблемы. В свете решений Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства просвещения РФ планируется создание единого государственного учебника по общеобразовательному предмету «Информатика», что актуализирует проблематику разработки как самой концепции обучения современной информатике школьников на всех уровнях основного общего образования, так и обновление содержания обучения по всем общепризнанным разделам школьного курса информатики с учетом отечественных инноваций в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, языков программирования, программного обеспечения и вычислительной техники. В данном контексте особую значимость приобретает разработка концепции становления и развития общеобразовательного предмета «Информатика» с позиций историко-педагогического подхода. Методология. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов, с фокусом на системе историко-педагогического анализа содержания этапов вхождения школьной информатики в российское основное общее образование, с опорой на эмпирические результаты научно- методических исследований, опубликованных за последние 40 лет. Результаты. Предложена содержательная характеристика основных положений историко-педагогического подхода к изучению указанной проблематики, которые представляют собой квинтэссенцию идей различных методологических подходов, используемых в образовательной практике для систематизации истории становления общеобразовательного учебного предмета «Информатика» в российской школе. Научная новизна идей и положений предложенного историко-педагогического подхода заключается в том, что в основу исторического анализа положен взгляд на школьный курс информатики как педагогическую систему научно-прикладных знаний, определяющих тенденции и особенности исторического процесса становления и развития школьной информатики в России. Заключение. Историко-педагогический подход, позволяющий выявить тенденции в развитии дидактики информатики, делает возможным прогнозирование перспектив такого развития в контексте современных идей и разрабатываемых проектов, прежде всего проекта по созданию единого государственного учебника по информатике.
164-183
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации
Аннотация
Постановка проблемы . В эпоху цифровой трансформации изменяются требования к профессиональной компетентности педагогов, которые должны обладать функциональной и цифровой грамотностью и готовностью к профессиональной коммуникации в информационной среде. Формирование этих компетенций можно обеспечить путем вовлечения обучающихся педагогических направлений подготовки в прикладные исследования. Проблема состоит в том, как оптимизировать существующие методы подготовки педагогов-исследователей в вузе, чтобы активизировать развивающую функцию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методология . Основными методами исследования послужили критический анализ научно-педагогических источников, систематизация, классификация, метод анкетирования. Результаты . Рассматриваются пути оптимизации исследовательской деятельности магистрантов педагогических направлений в классическом университете в условиях цифровой трансформации образования. Представлены результаты анкетирования обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Заключение . Целенаправленная организация и управление исследовательской деятельностью будущих педагогов в вузе способствует формированию универсальных, профессиональных и исследовательских компетенций обучающихся, развитию навыков автономной работы, творческому становлению личности и повышению качества педагогического образования.
184-194
Отношение будущих педагогов к применению генеративного искусственного интеллекта в решении профессиональных задач
Аннотация
Постановка проблемы. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в сферу образования становится одним из ключевых факторов трансформации педагогической деятельности во всем мире. Распространение инструментов генеративного ИИ (ChatGPT, DeepSeek, GigaChat, Perplexity) сопровождается множеством дискуссий, связанных с его влиянием на процесс обучения и профессиональную деятельность педагогов. Среди основных проблем, выделяемых в мировой научной литературе, упоминаются: 1) отсутствие единого отношения к использованию ИИ; 2) недостаточная цифровая грамотность участников образовательного процесса; 3) этические и долгосрочные риски применения ИИ в образовании. Цель исследования заключается в изучении отношения будущих педагогов к использованию генеративного ИИ в профессиональных задачах, а также в выявлении влияния дополнительного обучения на восприятие инструментов ИИ. Методология. В эмпирическом исследовании приняли участие 32 обучающихся педагогического профиля. Проводилось анкетирование до и после прохождения элективного курса по применению ИИ в профессиональной деятельности педагога. Использовались методы самооценки (анкета отношения), проводился анализ данных анкетирования и статистическая обработка результатов с применением t-критерия Стьюдента для оценки значимости изменений в отношении будущих педагогов к ИИ. Результаты Подтверждена значимость дополнительного обучения для изменения отношения будущих педагогов к ИИ. Выявлено, что генеративный ИИ наиболее положительно воспринимается в задачах генерации текста, тогда как наименьшее доверие вызывают задачи проверки заданий и создание видео- и аудиоматериалов. Обучение способствовало снижению отрицательного отношения и улучшению восприятия использования ИИ в решении профессиональных задач. Заключение. Полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленного обучения будущих педагогов основам работы с ИИ для минимизации негативных аспектов и эффективного использования технологий. Разработанные положения могут послужить основой для создания учебных дисциплин и курсов повышения квалификации, что позволит обеспечить более рациональное и безопасное применение ИИ в образовании.
195-208
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Особенности применения ресурсов платформы «Московская электронная школа» для формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей
Аннотация
Постановка проблемы. Модернизация современной иноязычной подготовки обучающихся обуславливает необходимость активного использования цифровых технологий, обеспечивающих одновременно отработку лексических, грамматических и фонетических навыков. Однако, многие средства информатизации (например, Lingvist, Memrise, Quizlet и т. д.) применяются педагогами только для развития отдельных компо нент языковой компетенции студентов (структурной или предметно-процессуальной). В статье представлено исследование, направленное на выявление особенностей использования информационной образовательной платформы «Московская электронная школа» (далее - МЭШ) в целях эффективного формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей. Методология. Платформа МЭШ рассматривается как информационный образовательный ресурс, поддерживающий решение задач индивидуализации иноязычного обучения и повышения доступности качественного образования. Центральный компонент - электронная библиотека (база мультимедийных материалов). В исследовании задействовано 174 студента (по четырем направлениям подготовки) Политехнического колледжа имени П.А. Овчинникова. При оценке уровня сформированности языковой компетенции использованы материалы авторского тестирования. Для статистической обработки применен критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Результаты . Средствами платформы МЭШ разработаны мультимедийные тематические модули (тексты, видео- и аудиофрагменты, иллюстрации и анимации); интерактивные задания и упражнения на отработку языковых навыков; коммуникативные симуляторы и ролевые игры для применения изученных языковых средств в моделируемых ситуациях межкультурного и профессионального общения; лингвострановедческие квесты и проекты, стимулирующие учащихся к поиску и творческой переработке информации; интерактивные словари, глоссарии, тезаурусы. Уточнен дидактический потенциал платформы МЭШ для формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей: наличие инструментов для поддержки развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и в аудитории, и в онлайн-режиме, и при индивидуальном обучении; адаптация разработанных мультимедийных материалов под разный уровень и курс обучения; интеграция ранее разработанных цифровых ресурсов. Заключение . Формирование языковой компетенции студентов неязыковых специальностей средствами МЭШ имеет следующие особенности: освоение компетенции протекает через поиск и разрешение проблемных ситуаций, поддержанных текстами специальной тематики и размещенных на платформе; иноязычная деятельность направлена на решение задач по усвоению содержания языковой компетенции на алгоритмическом и эвристическом уровнях; для управления учебно-речевыми действиями самоконтроля и самооценки используются комплексы заданий и тестов, требующих системной работы с ресурсами базы материалов.
209-223
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Использование информационных технологий при обучении китайских студентов в российских вузах
Аннотация
Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается наплыв китайских студентов в российских университетах. Обычно они обучаются удаленно или в смешанных группах (когда часть студентов присутствует в аудитории, а часть занимается онлайн). В этой статье обсуждается, как использовать информационные технологии при обучении, максимально эффективно принимая во внимание менталитет китайских студентов. Методология. Исследование опирается на результаты экспертных интервью, проведенных среди китайских студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, и исследований, посвященных менталитету китайцев и формам и методам обучения. Результаты. Результатами этой работы стали конкретные рекомендации, как использовать информационные технологии при обучении китайских студентов наиболее эффективно. Заключение. Ни один из методов обучения не является лучшим или универсальным, некоторые просто более подходящие или приемлемые в конкретной ситуации. Для того, чтобы выбрать наиболее уместный метод, надо принимать во внимание менталитет китайских студентов.
224-232
Сравнительный анализ российских и зарубежных генеративных нейронных сетей для персонализации обучения на примере обучения английскому языку
Аннотация
Постановка проблемы. Инновационные технологии, такие как генеративные нейронные сети (ГНС), способны значительно улучшить качество обучения и заинтересовать школьников в изучении иностранных языков. ГНС создают новый контент: тексты, изображения, видео и звуки. Это может повысить эффективность образовательного процесса, развивать творческое мышление, а также сделать процесс обучения более персонализированным, что будет отвечать современным тенденциям образования. В России поддержка внедрения искусственного интеллекта в образование исходит от правительства, но пока отечественный рынок образовательных приложений на базе ГНС развит слабо, несмотря на конкурентоспособность наших технологий. За рубежом подобных разработок гораздо больше, но не все они подходят для внедрения в образовательный процесс в российских школах. Методология. В ходе исследования были проанализированы российские и зарубежные программы, приложения и сервисы, работающие на основе ГНС, которые уже внедрены или которые возможно внедрить в образовательный процесс по иностранному языку. Результаты и обсуждение. Среди зарубежных разработок выделяются Duolingo, Squirrel AI, Grammarly, Twee и др. В России отсутствуют сервисы на базе ГНС, специально созданные для сферы образования, но есть аналоги ChatGPT и MidJourney - YandexGPT, «Шедеврум», GigaChat и Kandinsky, которые возможно использовать для создания обучающих материалов по иностранному языку. Заключение. Отечественные разработки, такие как YandexGPT и GigaChat, открывают новые горизонты для российского образования. Они позволяют создавать персонализированные учебные планы и учебные материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, что повышает эффективность обучения и мотивацию к изучению материала. Кроме того, ГНС упрощают рутинные задачи педагогов, освобождая время для творческого взаимодействия со школьниками. ГНС также развивают навыки самостоятельного мышления и креативного подхода к решению задач. Интеграция этих технологий в образовательные процессы требует сотрудничества между разработчиками, педагогами и обучающимися, что позволит создать инновационные и адаптивные среды для успешного развития учеников.
233-246
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
К юбилею Есена Ыкласовича Бидайбекова
247-248
